Проверяющих отправят в суды

16 листопада 2009
Галина Калачова , "Экономические Известия", №206, 2009

http://eizvestia.com/state/full/4185523

Депутаты хотят усложнить контроль над бизнесом

В стремлении оградить бизнес от чрезмерной назойливости контролирующих органов депутаты зарегистрировали в Раде законопроект, который предусматривает проведение плановых и внеплановых проверок деятельности предприятий только с разрешения суда. Эксперты считают, что данная инициатива свяжет госорганы контроля по рукам и ногам и предоставит предпринимателям больше возможностей обходить требования закона.

Народные депутаты — члены комитета Рады по борьбе с оргпреступностью и коррупцией Александр Фельдман и Олег Гейман (оба — фракция БЮТ) внесли на рассмотрение парламента законопроект, зарегистрированный под №5327,— «О проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности на основе решения суда».

Согласно проекту, в судебном разрешении на осуществление проверки не будут нуждаться только спецслужбы, занимающиеся оперативным розыском и расследованием уголовных дел, а также акционеры соответствующих компаний. Остальным уполномоченным госслужбам разрешат посещать предприятия только с разрешения суда. Открытый доступ законопроект предполагает лишь к регулярной отчетной деятельности компании.

Напомним, согласно действующему закону «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», для проверки предприятия достаточно решения соответствующего контролирующего органа.

Александр Фельдман рассказал «і», что сегодня органы контроля «создают бизнесу ситуации, при которых он вынужден платить, чтобы его оставили в покое и позволили нормально работать». Законодатель полагает, что необходимость контролирующим службам обращаться в суд избавит предпринимателей от ряда проблем, и главное — поможет избежать незаконных проверок. Если не будет санкции суда и заведенного оперативно-розыскного или уголовного дела — проверки будут считаться незаконными. Также, по мнению депутата, закон устранит популярную на сегодняшний день схему поведения контролирующих служб: вначале проверим, а затем обоснуем причину. Во-вторых, станет невозможным получение уставных документов предприятий и информации, содержащей коммерческую тайну, через правоохранительные органы. В-третьих, закон убережет имущество предпринимателей от безосновательной конфискации органами контроля.

Однако инициативу парламентариев не поддерживает экс-председатель Госкомпредпринимательства, советник премьер-министра Константин Ващенко. Он согласен с тем, что контролирующие инстанции нередко путают карательные функции с вмененными им упреждающими. Однако господин Ващенко уверен, что эту проблему решит не суд, а повышение ответственности чиновников за злоупотребление полномочиями и нарушение законов. Загромождать же законодательство инициативами, подобными внесенной депутатами, по его мнению, не следует.

В свою очередь, глава подкомитета по вопросам предпринимательства комитета Рады по промышленной и регуляторной политике регионал Михаил Чечетов возмущен тем, что деятельность предпринимателей постоянно кто-то проверяет: от пожарников до налоговой инспекции. «Иногда предпринимателю на работу совсем не остается времени»,— отметил депутат. Вместе с тем осуществлять все без исключения проверки через суд, по мнению законодателя, – неправильно. К примеру, если предприятие уличено в уклонении от налогов и компетентный орган имеет на руках прямые доказательства этого — в решении суда для начала проверки необходимости нет.

Требование же получать добро в суде перед каждой проверкой может негативно сказаться на эффективности работы органов контроля. По словам экспертов, в случае принятия законопроекта (что, впрочем, маловероятно) будет нарушен баланс между интересами государства и бизнеса и допущен ненужный перекос в сторону интересов предпринимателей. Кроме того, эксперты уверены, что существование двух законов с разными вариантами решения одной проблемы приведет к появлению двойных законодательных стандартов. В результате уполномоченные осуществлять проверки органы будут действовать по удобному для себя закону или же бездействовать, ожидая решения суда.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24