Процент на вечные ценности

09 листопада 2012
Елена Снежко, "Инвестгазета", №43, 2012

http://investgazeta.net/finansy/procent-na-vechnye-163258/

Акции, сырье или искусство? Как показывает опыт последнего десятилетия, инвестиции в арт-объекты и арт-индексы в разы прибыльнее.

Эксперты рынка искусства любят повторять фразу Марка Твена: «Покупайте землю, ее больше не производят». Это применимо и к арт-объектам. Созданные в единственном экземпляре, с годами они только дорожают, за счет чего становятся прекрасной инвестицией. Весной 2010 года полотно Пабло Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» было продано на аукционе Christie's в Нью-Йорке по самой высокой на тот момент цене для предмета искусства в истории — $106,5 млн. Когда картину продавали в предыдущий раз в 1951 году, она ушла всего за $19,8 тыс. Другими словами, за 60 лет картина Пикассо подорожала более чем в 5,3 тыс. раз.

Но преимущество произведений искусства — не только в их потенциале роста цен до баснословного уровня, который может обеспечить такую же фантастическую прибыль. Как показывает опыт последних лет, инвестиции в арт-объекты еще и гораздо более устойчивы к кризису, чем капиталовложения в акции, долговые бумаги и даже сырье.

Оцифрованная красота

Инвестировать в произведения искусства можно по-разному. Можно коллекционировать их, вывешивая у себя дома или в галереях. А можно вкладывать деньги в инвестиционные арт-фонды и арт-индексы. Фонды художественных ценностей работают по принципу обычных инвестфондов, только вкладывают средства не в ценные бумаги или недвижимость, а в произведения искусства — картины и рисунки, скульптуры, иконы, почтовые марки, гравюры, старинные книги, исторические документы, старинные монеты, кино- и фотоматериалы.

Впрочем, классикой жанра считается инвестирование в живопись. Всего в мире существует около сотни арт-фондов, но их доля в мировых продажах произведений искусства едва достигает 1%. По данным исследовательской компании ArtTactic, под управлением арт-фондов сегодня находится порядка $1 млрд. Но, как отмечают в международной исследовательской компании Skate Press, специализирующейся на инвестициях в искусство, многие из существующих арт-фондов представляют собой не прозрачные инструменты коллективного инвестирования, а всего лишь структурированные арт-владения отдельных людей.

Со своей стороны арт-индексы, подобно индексам фондового рынка и индексам недвижимости, основаны на анализе средних цен (как правило, цен продажи предметов искусства на аукционных торгах) за определенный период. Так, главный мировой «художественный» индекс Mei Moses All Art вот уже 10 лет отслеживает цены на живопись, продаваемую на аукционах в Нью-Йорке и Лондоне, которые занимают около 70% глобального рынка искусства. В базе, созданной Майклом Мозесом, собраны цены на произведения искусства, установленные в результате свыше 30 тыс. повторных продаж более чем 20 тыс. предметов искусства с 1810 года. Кроме Mei Moses, к ведущим мировым арт-индексам также относят Artprice, аrtnet, ArtSales Index, Gabrius Art Index, Zurich Art, Antiques Index, Skate’s Top 5000 и некоторые другие. Работают они по тому же принципу, что и Mei Moses, только группируют авторов по разным критериям. К примеру, компания Skate Press составляет индекс Skate’s Top 5000, в корзину которого входят 5 тыс. самых дорогих произведений искусства, когда-либо проданных на 30 ведущих публичных аукционах.

Впрочем, не все арт-индексы касаются непосредственно произведений искусства. Так, с сентября 2005 года Skate Press рассчитывает Skate’s Art Stock Index, который включает акции компаний, чьи доходы и прибыли генерируются за счет продуктов и услуг, относимых к арт-рынку.

Правда, наша страна пока в стороне от этих модных веяний. «Отсутствие украинского индекса живописи связано с тем, что у нас только начинается формирование отдельного класса инвесторов, интересующихся живописью как инвестиционным инструментом», — объясняет Николай Луговой, руководитель проекта ИГ «Сократ» по арт-банкингу. Кроме того, существуют и другие подводные камни. В основе любого мирового арт-индекса лежат результаты аукционных торгов. А в Украине, по словам эксперта, сегодня только один из семи крупнейших аукционов страны предоставляет свободный доступ к результатам торгов. Соответственно, проанализировать всю историю торгов довольно затруднительно.

На опережение

Основное отличие — и преимущество — арт-индексов перед другими биржевыми индексами в их росте и, соответственно, доходности. Так, два последних года подряд рост индекса Mei Moses All Art опережал рост фондового индекса Standard & Poor's 500, сводного сырьевого индекса Standard & Poor's GSCI Total Return Index и курса доллара США. По итогам 2011 года этот арт-индекс вырос на 11%, в то время как курс доллара США повысился на 1,8%, S&P 500 завершил год примерно на том же уровне, с которого начал, а сырьевой индекс упал на 0,9%. В целом за последнее десятилетие инвестиции в Mei Moses оказались прибыльнее вложений в S&P 500 в шесть раз, а средняя рентабельность инвестиций в предметы искусства составила 7,8% против 2,7% для вложений в акции.

На первый взгляд, подобный разрыв легко объяснить влиянием глобального финансового кризиса, спровоцировавшего обвал на фондовых рынках. Однако рынок искусства также пострадал от кризиса. Тот же Mei Moses в 2008 году потерял 4,5%, а в 2009-м рухнул на 23,5%. Но, в отличие от фондовых рынков, арт-рынок быстро пошел на поправку с 2010 года.

В 2011-м объем трансакций на рынке достиг, по данным Skate Press, порядка $80 млрд., то есть уровня 2006-2007 годов. За год было проведено свыше 2 тыс. публичных сделок на сумму свыше $1 млн.

«Под давлением глобальной экономической нестабильности инвесторы, привлеченные возможностью (арт-объектов. — Ред.) защитить активы, стали вкладывать капитал в изобразительное искусство», — говорится в отчете Skate Press. При этом на мировом арт-рынке появилось много новых имен. Так, капитализация Skate’s Top 5000 Index выросла на 4,8% по сравнению с предыдущим годом —до $30,5 млрд., а количество новичков — с 233 до 250 (всего входит 674 автора). Причем наибольшее количество новобранцев обеспечил Китай.

Правда, 2012-й обещает быть не таким удачным для рынка искусства, как предыдущие два года. По данным за январь-сентябрь, он начал отставать от динамики, наблюдающейся на рынке акций. С сентября прошлого года Mei Moses All Art Index упал на 3,5%, Skate’s Art Stock Index —на 9,3%. А индекс S&P 500, наоборот, вырос на 17% за этот период. И если еще до лета арт-рынок рос быстрее рынка акций,  то с июня его темпы роста начали замедляться все больше и больше.

Впрочем, экспертов такой поворот событий не пугает. Они ожидают скорого восстановления рынка. В Skate Press даже уверены, что не за горами тот момент, когда годовой оборот глобального арт-рынка достигнет своего пика в $100 млрд.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 28.09.24
Кількість КУА278на 28.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.09.24
Кількість ІСІ1815на 28.09.24
Кількість НПФ*53на 28.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24