Просроченные фонды
Участники ИСИ с ограниченным сроком действия выторговали право продлевать жизнь своим фондам. Инвесторы надеются переждать кризис и вернуть капиталовложения
Инвесторы — на выход
Затянувшийся кризис на отечественном фондовом рынке поставил в затруднительную ситуацию участников закрытых институтов совместного инвестирования (ИСИ). Закрытые фонды создаются на определенный срок и по его завершении обязаны продать активы и рассчитаться с инвесторами. Очевидно, что участники фондов, окончание срока действия которых приходится на пик фондового кризиса, обречены на потерю своих инвестиций и фиксирование убытков. Управляющая компания попросту будет вынуждена продавать обесценившиеся в результате кризиса ЦБ, которые в условиях растущего рынка могли бы обеспечить участникам фонда высокий инвестиционный доход. Другое дело открытые ИСИ, которые создаются на неограниченный срок. В таких фондах инвесторы имеют возможность годами пережидать кризис, рассчитывая на возобновление роста стоимости акций на фондовой бирже и, соответственно, на возврат инвестиций. По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), около 50 паевых и корпоративных инвестиционных фондов в своих документах указали в качестве срока окончания деятельности 2008-2009 гг. По словам фондовиков, минимум четыре закрытых ИСИ с высокой долей участия физлиц должны будут завершить свою деятельность в течение года.
Впрочем, остальные ИСИ, срок завершения работы которых приходится на 2010 г. и более отдаленные периоды, находятся в ненамного лучшем положении. Никто не берется прогнозировать, как долго отечественный рынок будет находиться в кризисном состоянии и когда можно ожидать возобновления роста стоимости украинских ЦБ. Напомним: по мнению фондовиков, рынок акций уже достиг так называемого ценового дна, и продажа акций будет означать для торговцев ЦБ фиксирование убытков. Представители КУА полагают, что в лучшем случае первые признаки возобновления стабильного роста фондового рынка можно будет наблюдать не раньше, чем через год-два. Следовательно, даже у имеющих “отсрочку” фондов будет очень мало времени для получения дохода на возобновившем рост фондовом рынке.
В минувший вторник, 20 января, индекс цен на акции на торгах фондовой биржи ПФТС составил всего 285,92 пункта. С начала года индекс ПФТС продолжает снижаться — падение достигло 5,1%. За 2008 г. данный индикатор цен на фондовом рынке обвалился на 74,3%, и на 30 декабря 2008 г. составлял 301,42 пункта. При этом в январе объемы торгов ЦБ минимальны. По словам Михаила Ройко, президента фондов КУА “Амадеус” (г.Киев; с 2005 г.; около 10 чел.), это объясняется либо проведением технических сделок, либо продажей КУА оставшихся в портфелях пакетов акций для возмещения затрат на аренду офисов и зарплату сотрудникам. С начала года дневной объем торгов ЦБ на ПФТС всего дважды превысил отметку в 500 млн грн. Чаще можно было наблюдать дневной объем торгов на уровне 1-8 млн грн. за одну торговую сессию.
По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ), на 30 октября 2008 г. активы невенчурных фондов составляли 4,4 млрд грн. При этом на ИСИ закрытого типа приходилось 88% стоимости активов невенчурных фондов (см. “Структура активов невенчурных…”). Следует отметить, что за январь — октябрь 2008 г. стоимость активов открытых ИСИ сократилась на 45,35%, интервальных — на 37,83%. Примечательно, что за тот же период активы закрытых ИСИ показали рост на 17%, так как из этих фондов не было оттока инвесторов, ведь участники закрытых ИСИ не могут выйти из фонда в любое время. Более того, потеря стоимости активов закрытых ИСИ компенсировалась за счет создания новых фондов. Так, на начало 2008 г. действовали 114 закрытых инвестфонда, а на 30.10.08 г. — уже 170. Если же рассмотреть ситуацию по отдельным фондам, то можно увидеть резкое сокращение стоимости чистых активов (СЧА) закрытых ИСИ за III квартал минувшего года (см. “ТОП-15…” на стр.34). Напомним: именно в течение III — начале IV кварталов 2008 г. украинский фондовый рынок наиболее стремительно падал на ценовое дно (см. БИЗНЕС №44 от 03.11.08 г., стр.66-68).
Дали срок
Понимая сложившуюся ситуацию, участники закрытых ИСИ еще в минувшем году начали поднимать вопрос о возможном продлении работы фондов. “Когда мы летом прошлого года начинали с КУА “КИНТО” обсуждать эту тему, то инициатива исходила от акционеров наших фондов”, — говорит г-н Ройко. Надо признать, что усилия фондовиков не пропали даром. В начале января Президент Украины подписал принятые Верховной Радой поправки к Закону “Об институтах совместного инвестирования (паевых и корпоративных фондах)”, которые вступают в силу с 14 февраля 2009 г. Законодательные нововведения дадут закрытым фондам возможность продлевать срок своей работы. Так, продление срока деятельности срочного ИСИ разрешается только в случае уменьшения его СЧА на 20% и более на протяжении последних 12 месяцев работы. При этом продлевать этот срок можно только один раз. В этом случае ИСИ обязан выкупить собственные ЦБ у акционеров (участников), голосовавших против принятия такого решения, а также у участников, не принимавших участия в голосовании по данному решению и требующих у ИСИ выкупить ЦБ. Впрочем, надо учесть, что порядок продления срока деятельности ИСИ еще должен быть установлен ГКЦБФР. “В закрытых фондах могут быть проведены собрания акционеров, на которых будут приниматься решения о переносе сроков закрытия фонда. Естественно, решения будут приниматься и на уровне ГКЦБФР”, — поясняет Олег Морква, генеральный директор КУА “ИНЭКО-Инвест” (г.Киев; с 1995 г.; 13 чел.).
Как стало известно БИЗНЕСу, ГКЦБФР согласовывает с Госкомпредпринимательством проект изменений в Положение о регистрации регламента ИСИ и ведении единого реестра ИСИ, которые должны урегулировать процедуру продления срока действия инвестиционных фондов. Примечательно, что данный документ Комиссия разработала, не дожидаясь принятия законодательных поправок к Закону об ИСИ. “Проект изменений в регуляторный акт разработан Комиссией в целях защиты прав участников паевых и корпоративных инвестиционных фондов в условиях финансового кризиса в Украине, — говорится в пояснительной записке к проекту решения ГКЦБФР. — Расчеты с участниками ИСИ в условиях проявления кризисных явлений, в том числе на рынке ЦБ, невозможны без существенной потери инвесторами таких фондов собственных капиталовложений”. Согласно проекту изменений в Положение ГКЦБФР, продлевать срок деятельности инвестфондов можно будет не более, чем на два года. По словам члена ГКЦБФР Сергея Бирюка, Комиссия доработает существующий проект с учетом принятых Верховной Радой законодательных поправок в Закон об ИСИ. При этом г-н Бирюк отметил, что дискуссионными остаются вопросы о том, стоит ли регулятору позволять продление срока деятельности всем ИСИ и какими должны быть механизмы контроля над деятельностью фонда, решившего повременить с закрытием (см. “Чиновник — об основаниях”). “Комиссия приняла решение о возможности продления работы ИСИ. Мы доработаем документы с учетом требований Закона, — говорит Сергей Бирюк. — Мы должны понимать, что могут возникать ситуации, не связанные с деятельностью КУА, например обвал рынка. У компании будет два года, и она должна будет проявить профессионализм, чтобы как-то накопить ресурсы”. Представители КУА соглашаются, что для продления срока действия закрытого фонда действительно должны быть веские основания. “Должно быть обоснование того, что падение СЧА фонда вызвано рыночной ситуацией, а не действиями его КУА. Это было отдельным предметом дискуссии”, — говорит г-н Ройко. В противном случае, существует риск, что КУА станут злоупотреблять возможностью получения отсрочки завершения деятельности инвестфондов.
Запоздалая свобода
Если закрытым ИСИ предоставят два года на попытку вернуть и приумножить полученные от частных инвесторов средства, то открытым фондам, хоть и с запозданием, но дали возможность избежать потери инвестиций. Поправки в Закон об ИСИ предусматривают более мягкие требования к диверсификации активов публичных фондов. “Законодательные поправки разрешают публичным фондам более либеральную диверсификацию активов, — отмечает г-н Морква. — В условиях нестабильного рынка и потенциальной опасности массового дефолта по облигациям новые нормы диверсификации будут позволять хеджировать свои риски и выходить из тех активов, которые являются наиболее рискованными”. В частности, принятые поправки повысили нормы инвестирования в банковские депозиты, золото, сберегательные сертификаты, а также в государственные ЦБ. При этом сняты ограничения на инвестирование активов ИСИ в акции и облигации украинских эмитентов. Правда, в этом случае для ИСИ останется ограничение на вложение средств в ЦБ одного эмитента. По мнению председателя совета УАИБ Дмитрия Леонова, поправки в Закон, принятия которых длительное время добивались участники рынка и ГКЦБФР, начнут действовать с опозданием. “Если бы это, как ожидалось, произошло осенью минувшего года, влияние кризиса на деятельность ИСИ было бы значительно меньшим”, — считает он.
Впрочем, новые возможности инвестирования не снимают с КУА проблем с выбором надежных активов. По словам участников рынка, если в прошлом году наиболее рисковым активом были акции, то нынешний год может преподнести массу сюрпризов по корпоративным облигациям. “Непонятно, что лучше — инвестировать в акции, которые могут в будущем показать рост стоимости, и компенсировать потери либо вкладывать средства в корпоративные облигации, эмитенты которых могут объявить дефолт”, — рассуждает Олег Морква. Действительно, по данным аналитического отчета компании “Аструм Инвестмент Менеджмент”, уже отмечены первые дефолты по облигациям финансовых учреждений. “12 января 2009 г. должна была состояться оферта по облигациям АКБ “Причерноморье” (объем выпуска — 5 млн грн.) В этот же день было объявлено о введении в банке временной администрации НБУ. Таким образом, рынок де-факто столкнулся с первым дефолтом по облигациям финансового сектора”, — сообщается в отчете. По мнению экспертов, на рынке начнутся масштабные потрясения, если будут зафиксированы проблемы с погашением облигаций банков первой тридцатки.
Чиновник — об основаниях
Сергей Бирюк, член ГКЦБФР:
— Мы исходим из того, что продлевать деятельность фонда можно, если есть падение стоимости чистых активов более чем на 20%. Должно быть обоснование такого решения, должна быть отчетность относительно того, как ИСИ постепенно улучшают ситуацию. Но если фонд растет и при этом хочет продлить срок своей деятельности, то это неправильно. Пускай в таком случае КУА зафиксирует прибыль, рассчитается с инвесторами, а потом открывает новый фонд. Произойти может что угодно: рынок есть рынок. Но в то же время бесконтрольности и возможности творить, что захочется, по своему усмотрению, не должно быть.
Фондовик — о защите интересов
Андрей Рыбальченко, генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ; объединяет 410 КУА):
— Действительно, многие фонды заканчивают свою деятельность в этом году. Ситуацию на фондовом рынке нельзя отнести к разряду благоприятных. Многие фонды будут стараться по согласованию с инвесторами продлевать сроки своей деятельности, чтобы сейчас не реализовывать свои активы. Конечно же, УАИБ будет отстаивать интересы инвесторов и также ходатайствовать о продлении сроков деятельности фондов. По новому Закону (об ИСИ. — Ред.), который вступит в силу с 14 февраля, предусмотрена возможность продления срока действия фонда по решению ГКЦБФР.
Фондовик о законах инвестированя
Роман Сазонов, президент ИФГ “Сократ” (г.Киев; с 1994 г.):
— Падение более чем на 20% СЧА фонда как условие для продления его деятельности — это оптимальное решение. За прошлый год фонды показали гораздо большую отрицательную динамику, что было обусловлено объективными рыночными факторами. Падение стоимости ЦБ во всем мире составило более 20%. Разрешить фондам продлевать срок своей деятельности — очень правильный шаг. За прошлый год фонды, инвестировавшие в акции, показали падение на 60-70%. Один из законов инвестирования гласит, что нельзя выходить из фондов, когда рынок находится в нижней точке. Последние два месяца показывают, что нижний уровень уже достигнут. С точки зрения инвестора, выходить из фонда сейчас неправильно. Хорошо, что фондам дали возможность продлевать срок деятельности всего один раз и максимум на два года. Постоянно пользоваться таким механизмом тоже нельзя.
Всього компаній-членів | 284 | на 25.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 25.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 25.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 25.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 25.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |