Профиляктика

02 серпня 2011
Галина Татаренко, Денис Владимиров, "Бизнес", №31, 2011

http://www.business.ua/articles/investment/Profilyaktika-18326/

Желанием компаний избавиться от непрофильных активов стоит воспользоваться. Среди чужого непрофильного бизнеса можно подобрать профильный

На достаточно интересном, с точки зрения инвестирования, продовольственном рынке (в свете прогнозируемого продовольственного кризиса и роста цен на продукты питания) продолжают появляться предложения по продаже агропредприятий.

Например, один из крупнейших сельскохозяйственных производителей Восточной Украины, Агропромышленная группа “Агротон”, реализовавшая в феврале — мае нынешнего года активы по производству муки, макарон, хлеба, хлебобулочных изделий и молочной продукции, может продать в этом году также входящие в нее ООО “Агро Свинпром” и предприятие по производству сыров.

Информацию о продаже некоторых перера­батывающих предприятий подтвердил БИЗНЕСу Андрей Анпилов, финансовый директор Агропромышленной группы “Агротон” (г.Луганск; выращивание зерновых и масличных; производство мяса бройлеров, свинины, говядины, молока и комбикормов; с 1992 г.; арендуемая площадь пахотных земель — 150 тыс.га; более 3,5 тыс.чел.).

По его словам, объясняется это прежде всего тем, что инвесторы хотят, “чтобы компания сосредоточилась на наиболее перспективных и прибыльных направлениях, при этом получая положительный эффект от вертикальной интеграции”. Господин Анпилов заявил БИЗНЕСу, что компания не планирует активно развивать свиноводство и инвестировать средства в этот бизнес.

Напомним, в октябре 2010 г. “Агротон” провел IPO, разместив 5,67 млн акций (26,2% уставного капитала) на $56 млн. В июле 2011 г. компания выпустила еврооблигации на $50 млн со сроком погашения в 2014 г. и ставкой 12,5% годовых. Организаторами размещения выступили “Драгон Капитал”, Jaspen Capital Partners и “ВТБ Капитал”.

Перспективными направлениями в компании посчитали растениеводство, молочное животноводство (производство сырого молока) и птицеводство и сосредоточились на них. Для развития растениеводческого направления компания намерена к 2014 г. расширить земельный банк до 290 тыс.га и нарастить мощности зерно­хранилищ пропорционально увеличению площадей. По словам г-на Анпилова, в перспективе большую часть продукции растениеводства компания предполагает экспортировать.

Безусловно, интересным для рынка стало то, что компания решила отказаться от производства сыров и сосредоточиться на производстве молочного сырья. Она имеет два молочных комплекса, рассчитанных на 2250 коров каждый. По мнению г-на Анпилова, ввиду дальнейшего сокращения поголовья молочного стада в Украине, конкуренция за молочное сырье только возрастет. Кроме того, существенно подорожало молоко, поэтому крупным производителям гораздо выгоднее продавать сырое молоко, чем молокопродукты.

Убежденность в правильности этого решения в руководстве компании укрепили введенные Таможенным союзом ограничения для ряда предприятий на импорт из Украины мясо-молочной продукции (в РФ и Казахстан), вступившие в силу с 13 июля 2011 г..

БИЗНЕС
решил поинтересоваться у экспертов молочного рынка, могут ли некоторые его участники в сложившейся ситуации последовать примеру луганского сельхозпроизводителя и выставить на продажу активы по переработке молока.

Вадим Чагаровский, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины (г.Киев; общественная организация; объединяет 70 предприятий — переработчиков молока; с 2001 г.; 9 чел.), сказал БИЗНЕСу, что он не слышал, чтобы какие-либо владельцы молочных предприятий планировали закрыть или продать свой бизнес в связи с ограничениями, введенными Таможенным союзом, хотя сокращение производства на отдельных заводах действительно имеет место.

По словам эксперта, снижаются объемы производства и сычужных сыров, и сырных продуктов. Однако г-н Чагаровский уверен, что в течение ближайшего месяца сыроделы, ввоз продукции которых в РФ был ограничен, отчитаются перед российской стороной об устранении недостатков производства, и не позднее сентября еще ряд предприятий получат разрешение на экспорт молочной продукции в РФ и Казахстан.

Василий Винтоняк, директор ООО “Инфагро” (г.Киев; предоставление информационных услуг по молочной отрасли; с 2007 г.), также заявил, что не располагает информацией о попытках продажи молокоперерабатывающих предприятий в последние два месяца. При этом эксперт подтвердил, что с начала июня и по вторую декаду июля закупочные цены переработчиков на молочное сырье выросли в среднем на 15%.

Например, у крупнотоварных хозяйств — до 3,3-3,7 грн. за 1 л. “Думаю, что в условиях ограничения на экспорт украинских молокопродуктов сверхбыстрые темпы роста цен на молочное сырье несколько снизятся”, — сказал г-н Винтоняк. По его мнению, за август, невзирая на сезонное уменьшение предложения молочного сырья, цены на продукт не вырастут более чем на 5-7% относительно цен третьей декады июля.

Впрочем, желающим прикупить какие-либо активы по производству агропродукции не стоит отчаиваться. Не молоком единым… Как сказал Владимир Клименко, директор инвестиционно-банковского департамента ИГ “Сократ” (г.Киев; предоставление полного спектра инвестиционных услуг; с 1994 г.; более 60 чел.), в Украине много групп, которые исторически развивают большое количество бизнес-направлений.

Кризис, начавшийся в 2008 г., многих из них подтолкнул к анализу бизнеса и разделению направлений на приоритетные и неприоритетные.

При этом эксперт отметил: “Тенденция продажи непрофильных активов есть, и в дальнейшем она будет только усиливаться, но публичных компаний эта тенденция коснется меньше, так как они лучше структурированы”.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 01.10.24
Кількість КУА278на 01.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 01.10.24
Кількість ІСІ1815на 01.10.24
Кількість НПФ*53на 01.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24