Призрак дефолта
http://investgazeta.net/politika-i-ekonomika/prizrak-defolta-158225/
Нуриэль Рубини профессор экономики в Школе Бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета и председатель организации Roubini Global Economics, о страхах суверенных рисков и парадоксах борьбы с дефицитом и долгом
Раздутый дефицит бюджета и госдолг – именно они стали сегодня причиной нарастающих страхов суверенных рисков во многих развитых экономиках. Традиционно родиной большинства суверенных рисков были развивающиеся страны – Россия, Аргентина и Эквадор, которые за последнее десятилетие объявили дефолты по своим гособязательствам, а Пакистан, Украина и Уругвай едва смогли их избежать.
Но в последние годы большинство развивающихся государств сумели улучшить балансы бюджета, снизив суммарный дефицит, уменьшив отношение «госдолг/ВВП» и сократив количество несовпадений требований и обязательств по срокам погашения в структуре госдолга. В результате сегодня суверенный риск – это больше проблема развитых, нежели развивающихся стран.
И правда, понижение рейтингов, расширение суверенных спрэдов, провалившиеся аукционы по продаже гособлигаций в Великобритании, Испании, Ирландии и Греции в прошлом году стали хорошим напоминанием: если развитые страны не наведут порядок в своих финансах, инвесторы, игроки на рынке облигаций и рейтинговые агентства могут превратиться из друзей во врагов.
Нынешняя рецессия ухудшила состояние бюджетов развитых стран. Труднее всего пришлось государствам, в которых бюджетные проблемы уже стали традицией. Проводя неопределенную финансовую политику в период экономического роста, они проигнорировали проведение нужных реформ. А медленное восстановление экономики и старение населения еще больше усилят в будущем долговую нагрузку во многих богатых странах, включая США, Великобританию, Японию и несколько стран еврозоны.
Еще страшнее выглядит монетизация дефицита бюджета, которую уже взяли на вооружение ряд развитых государств. Начав массовые покупки кратко- и долгосрочных гособлигаций, их центробанки стали наращивать монетарную базу в стране. В конечном счете большие монетизированные бюджетные дефициты увеличат инфляционные ожидания, что может резко увеличить доходность долгосрочных гособлигаций и подрубить под корень хрупкое восстановление экономики.
Бюджетное стимулирование – вообще сложный вопрос. Политиков клянут, если они вводят меры по стимулированию экономики и если не делают этого. Отказавшись от стимулирования (повысив налоги и сократив расходы), они могут ввергнуть экономику обратно в рецессию, а позволив бюджетному дефициту расти и дальше, создадут удавку для экономического роста.
Для стран «Клуба Средиземноморья», входящих в еврозону – Италии, Испании, Греции и Португалии, проблема госдолга становится еще сложнее, поскольку они уже потеряли конкурентоспособность на мировых рынках. Эти государства лишились экспортных долей на внешних рынках – «отдали» их Китаю и другим азиатским странам с низким уровнем добавленной стоимости и стоимости рабочих рук.
Недавнее резкое усиление евро усугубило проблему конкурентоспособности, так как еще больше снизило рост и увеличило бюджетные дисбалансы. Теперь вопрос, захотят ли эти страны провести болезненную бюджетную консолидацию и девальвацию для предотвращения развития событий по аргентинскому сценарию – выход из валютного союза, обесценивание валюты и дефолт. Латвия и Венгрия уже продемонстрировали свое желание сделать это. Но захотят ли пойти на такие болезненные меры Греция, Испания и другие государства еврозоны?
Япония и США последними столкнутся с яростью участников рынка ценных бумаг: доллар – главная резервная валюта в мире, и международные резервы, главным образом в виде гособлигаций и казначейских векселей США, продолжают активно наращиваться. Япония сама является кредитором и финансирует свой госдолг преимущественно за счет ресурсов внутреннего рынка. Но инвесторы будут все более настороженно относиться и к этим странам, если они не начнут упорядочивать ситуацию в налогово-бюджетной сфере. США – «чистый» должник со стареющим населением, большими субсидиями на здравоохранение, медленным восстановлением экономики и риском дальнейшей монетизации бюджетного дефицита. Япония стареет даже быстрее США, экономическая стагнация снижает уровень накоплений населения, а уровень госдолга подползает к 200% от национального ВВП. Если на парламентских выборах в ноябре демократы проиграют республиканцам, появится риск, что проблема бюджетного дефицита США так и не будет решена. Республиканцы будут накладывать вето на повышение налогов, как демократы ветируют сейчас сокращение бюджетных расходов. Но если для снижения реального значения своего госдолга США решат использовать инфляционный налог, риск падения доллара возрастет. Иностранные кредиторы США не смирятся с резким снижением реального значения их долларовых запасов, а беспорядочное бегство инвесторов из доллара приведет к краху этой валюты, всплеску долгосрочных процентных ставок и глубокой второй волне рецессии.
Всього компаній-членів | 284 | на 29.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 29.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 29.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 29.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 29.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |