Прикладные инвестиции

27 серпня 2008
Александр Гончаров, "Экономические известия"

  На фоне массового оттока клиентов из инвестфондов украинские компании по управлению активами в поиске новых идей. Сразу несколько КУА заявили о своем намерении инвестировать в предметы искусства: новые арт-пифы станут альтернативой классическим инвестфондам
Ни один антиквар в текущем году не занимается инвестициями в искусство так активно, как игроки фондового рынка, считают руководители галерей и аукционных домов. На фоне падающего рынка акций ценнобумажники стали приобретать вечные ценности гораздо чаще, чем банки и крупные компании. Многие известные сегодня инвесторы начинали с нуля: консультировались со специалистами, посещали арт-салоны и ярмарки, определяя стиль, в который им интересно вкладывать деньги. Среди людей, инвестирующих в антиквариат и современное искусство, есть финансовые аналитики и трейдеры. Они оценили преимущества этого бизнеса, который позволяет не только зарабатывать, но и постоянно находиться в окружении прекрасного. Правда, по их признанию, заработать на предметах искусства сложнее, чем просто положить деньги в банк и ждать, пока набегут проценты. Однако современный арт-рынок и старинные предметы часто приносят инвестору более серьезную прибыль, чем вклады или акции. К тому же, эксперты неоднократно отмечали общепризнанную тенденцию: когда падают котировки акций ведущих мировых компаний, западные инвесторы в буквальном смысле заполоняют арт-рынок. Что, впрочем, понятно: в моменты общей рыночной нестабильности хочется вложить свои деньги во что-нибудь, что в буквальном смысле можно потрогать руками, например, в произведения искусства и антиквариат. Ведь такие вложения могут принести не меньший доход, чем растущий фондовый рынок.
  В итоге, рост цен на произведения искусства привел на рынок много новых игроков, которым понадобились профессиональные посредники – инвестфонды, специализирующиеся на торговле предметами искусства. Первый такой фонд – лондонский Fine Art Fund – основал несколько лет назад бывший финансовый директор аукционного дома Christie's Филип Хоффман. Планировался среднегодовой доход от вложений в фонд в размере 10-12%. Впрочем, уже в первый год прибыль инвесторов составила более 50%. В соседней России попытка создать такой фонд была предпринята в 2005 году – учредители Aurora Fine Art Investments Fund собирались вкладывать средства инвесторов в русское искусство XIX и начала XX века. Однако сегодня о деятельности фонда ничего не слышно. Тем не менее в апреле нынешнего года сразу две российские управляющие компании – «Атон-менеджмент» и «Ингосстрах-инвестиции» – объявили о планах организации ЗПИФов, ориентированных на покупку предметов русского современного искусства. В первом случае управляющие планируют завершить формирование фонда объемом $30 млн. в третьем квартале 2008 года – деньги пойдут на покупку художественных произведений стоимостью около $100 тыс. В «Ингосстрах-инвестициях» планируют запустить фонд в начале 2009 года.
  В Украине с идеей организовать арт-пиф «Всеукраинский фонд «АРТ-ИНВЕСТ» выступила компания по управлению активами «Алекс-Фининвест», которая является неотъемлемой составной частью арт-холдинга «Арт Инвест Групп» Александра Прогнимака, куда входят музей, галерея, аукционный дом и экспертный союз. «Приступая к реализации данного проекта, мы прежде всего исходили из того, что «не искусство для рынка, а рынок – для искусства», – говорит Александр Прогнимак. – Именно в данном случае рынок является одним из тех инструментов, которые помогают стране, нации воссоздавать, воспроизводить собственное искусство. К сожалению, наш отечественный художественный рынок пока еще организован слабо, не структурирован, не имеет четких и понятных правил игры. В этом сегменте практически не проводятся исследования. Все эти проблемы мы планируем решать и совершенствовать действующее законодательство. Свои знания и опыт мы будем направлять на развитие инфраструктуры, на снижение рисков и, наконец, на приближение нашего арт-рынка к западным стандартам».
  По мнению участников рынка, данная стратегия может оказаться достаточно успешной, так как антиквариат считается одним из наиболее выгодных вложений: рынок достаточно развит, основные правила игры на нем определены. К тому же у покупателя есть уверенность: приобретенная вещь не обесценится. Антикварные ценности и полотна старых мастеров подходят для долгосрочных вложений. По данным международного каталога искусства Hislops 2003 Price Guide, только за период с 1997 по 2002 год стоимость некоторых произведений выросла на 700%.

  Почти фондовый рынок Таким образом, некогда спокойный и сдержанный украинский рынок искусства сегодня преобразовывается в быстрорастущий и комплексный сегмент бизнеса. Стремительно растущее благосостояние, новые тенденции коллекционирования и возросшее число покупателей в большой степени способствуют устойчивому развитию этого сектора рынка. По сути, предметы искусства и антиквариат становятся инвестиционным инструментом. А бизнес на искусстве очень похож на операции с ценными бумагами: художник – эмитент, выставка – эмиссия, произведение искусства – пакет акций. Сегодня речь уже идет не о механической операции «купли-продажи», а, наоборот, о сложном инвестиционном процессе. На рынке искусства также есть свои «голубые фишки» – всемирно известные художники, вкладывать деньги в которых абсолютно безопасно. Есть «темные лошадки», на которых можно крупно выиграть или крупно проиграть. Порой вложения в современное искусство оказываются фантастически выгодными: из десятка тысяч художников в историю искусства попадут немногие, и если угадать кто – выигрыш может быть тысячекратным.
  Условно говоря, есть фондовые биржи, на которых котируются акции, а также функционирует внебиржевой рынок, где без листинга и котировок обращаются ценные бумаги. Также и произведения искусства обычно представлены в различных сегментах рынка и различными его участниками. И только профессионал в своей области бизнеса может вне организованной торговой площадки с достаточной ответственностью и уверенностью сформировать стоимость актива – пакета акций либо художественного произведения. Ведь арт-рынок – это рынок огромного количества подделок и неопытный человек на рынке искусства может понести серьезные потери. «Это более тонкий инструмент инвестирования, чем другие. Без консультанта новичку очень сложно выходить на рынок. Экспертов можно найти в крупных торговых структурах, специализирующихся на продаже предметов искусства. В роли консультанта могут выступить дилеры, которые имеют большой опыт работы с вещами и занимаются определенными предметами. Но наиболее надежным инструментом инвестирования в искусство станут инвестфонды», – говорит Александр Прогнимак.
  У художественного инвестиционного фонда есть множество плюсов. Во-первых, в ходе структурированного принятия решений с помощью экспертного совета и инвестиционного комитета КУА дирекция компании тщательно отбирает работы художников, которые соответствуют концепции развития отечественного арт-рынка и инвестиционной декларации паевого инвестиционного фонда. Во-вторых, инвестиционный комитет и экспертный совет КУА гарантируют качество работ не только своей репутацией. В-третьих, владельцы инвестиционных сертификатов арт-пифов не теряют время и деньги, их выбор – инвестиция. В-четвертых, работая с художественным инвестиционным фондом, инвестор твердо знает: какие работы уже ждут его, их ценовой диапазон.

  Красота спасет деньги Емкость современного украинского арт-рынка, по оценкам экспертов, сегодня оценивается в $250 млн., учитывая в этой связи созданные произведения искусства и среднюю экспертную оценку стоимости этих работ, а также фактические их покупки. Известно также, что профессиональных художников в Украине немногим более 15 тысяч и всего функционирует более 120 галерей в различных регионах. В частности, в Киеве таких около 40 галерей. В то же время на российском арт-рынке работает около пяти тысяч дилеров. Только в Москве существуют около двух сотен антикварных магазинов, галерей и салонов, а в Петербурге их насчитывается около восьмидесяти.
  Если говорить о покупателях в Украине как о целевой группе, то она составляет вместе с иностранцами около 50 тыс. человек. И как отмечает Анна Маричевич, международный консультант по инвестициям в искусство, «причастность к миру искусства недвусмысленно указывает на неординарность и принадлежность к высшим социальным слоям – и это не приобретается за деньги». Если оценить размер общих продаж за год, учитывая покупки иностранцев у нас в стране и продажи отечественных художников за рубежом, то он составит десятки миллионов долларов.
  Проблема одна: в этой глобальной и конкурентной обстановке даже опытному коллекционеру необходимы профессиональная помощь и консультирование. Вот почему ключевая проблема формирования украинского арт-рынка – это проблема инфраструктуры, которая пока совершенно не решается на государственном уровне. И по всей вероятности острота этой проблемы сохранится в течение ближайших 10 лет. Поэтому сегодня чрезвычайно важно создавать у нас «рыночные институты» – музеи, галереи, аукционные дома и, безусловно, художественные паевые инвестиционные фонды.
  Правда, у арт-рынка есть и специфические риски, которых не возникает при покупке «голубых фишек». Произведения искусства надо долго выдерживать: арт-рынок – это рынок не только длинных денег, но и длинной воли. Как говорится, vita brevis, ars longa («жизнь коротка, искусство длинно»). Вложение денежных средств в искусство – это инвестиции для терпеливых. Чтобы быть полностью уверенным в их реальной доходности, стоит запастись терпением, как минимум лет на 10. Речь в данном случае идет о капиталовложениях, исчисляемых десятками-сотнями тысяч долларов. Чем больше первоначальные вложения, тем больше отдача – таков один из основных принципов инвестиций в искусство. Если вложить от двух тысяч до четырех – доход возможен, но не гарантирован. Вложения от восьми тысяч долларов уже можно назвать инвестициями с перспективой. Подавляющее же число специалистов утверждают, что меньше чем со $100 тыс. на этом рынке делать нечего – инвестиционная отдача будет крайне невелика.
  Причины, по которым искусство следует продержать подольше – высокие трансакционные расходы (аукционные дома берут 20% с покупателя, если сумма не превышает $100 тыс. и 12%, если свыше) и то, что рынок предпочитает вещи, которые долго на нем не появлялись. Стоимость произведений резко повышается после смерти их автора. Цена их зависит не столько от таланта, сколько от личной истории создателя. Поэтому один из самых дорогих авторов – это человек-история Пабло Пикассо. «Что вы мне говорите о нефти и газе! В искусство надо вкладываться, капитализация работ Пикассо – $80 млрд. «Газпром» столько не стоит», – объяснял еще в 2006 году российский галерист Марат Гельман.

  Бизнес на артефактах В Украине за последние годы наблюдается устойчивый рост спроса отечественной элиты на произведения искусства и антиквариат, обусловленный двумя основными факторами – социальным (элитарность – это не столько количество денег, сколько качество капиталов: социального, культурного, символического) и финансовым (инвестирование средств в искусство). Развитие арт-рынка напрямую зависит от существования среднего класса. Сначала средний класс вкладывает деньги в недвижимость, машины, ценные бумаги. И только после этого он начинает приобретать предметы искусства. Но если, покупая, например, машину, мы отдаем себе отчет, что у нее есть себестоимость и есть цена, которая определенным образом соотносится с себестоимостью, то с искусством все гораздо сложнее. Цена на произведения искусства не вырастает из себестоимости и ценовая политика – одна из главных сложностей, с которыми сталкиваются инвесторы арт-рынка. И все же очень важно говорить, прежде всего, о соотношении риск-доходность. Инвестиции в современное искусство более рискованны, но зато более доходны. Заоблачной прибыли можно ожидать только от них. С антиквариатом все наоборот. Приобретая картину мастеров прошлых столетий, инвестор фактически страхует себя от риска, но зато лишается возможности существенного заработка.

  На каких предметах искусства можно хорошо заработать в Украине?
  Классическая живопись. Злые языки неустанно твердят о том, что о произведениях Ивана Айвазовского и Бориса Кустодиева прогрессивные коллекционеры забыли. Однако статистика аукционных продаж свидетельствует об обратном. Одним из крупнейших лотов дома Van Ham в 2005 году стала картина «В Крыму» кисти Ивана Айвазовского, написанная в 1865 году. При эстимейте в $1,2 млн. она была куплена за $2,8 млн. А небольшое полотно Бориса Кустодиева «Одалиска», оцененное поначалу весьма скромно – всего в $380 тыс., ушло по рекордной для произведений этого художника цене – почти за $3 млн., это также произошло в 2005 году.

  Рынок советского искусства. Пока данный сегмент недооценен коллекционерами, и это связано с тем, что не весь пласт наследия изучен, не все авторы замечены и оценены по достоинству. Вот только модерн пока не в моде – слишком нестабильным считается это направление, риски высоки.
  Большой популярностью пользуются агитфарфор и тарелки, выпущенные императорским фарфоровым заводом в конце XIX – начале XX века и расписанные в советские времена ведущими художниками. Интерес к искусству этого периода поддерживается в том числе и тем, что по сравнению со многими другими направлениями его пока меньше подделывают: не тот масштаб цен, недостаточна популярность. Особое место на рынке антиквариата с недавних пор занимают вазы того же Императорского фарфорового завода.

http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=25625

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 24.11.24
Кількість КУА278на 24.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 24.11.24
Кількість ІСІ1819на 24.11.24
Кількість НПФ*53на 24.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24