Приходите завтра

01 серпня 2013
Павел Харламов, Виталий Проценко, Эксперт, №28-29, 2013

http://www.expert.ua/articles/9/0/11590/

Украинский бюджет находится на грани секвестра; вместо живых денег правительство пытается закрыть долги перед бизнесом векселями

Проблемы с наполнением госказны не раз толкали чиновников на радикальные шаги. Достаточно вспомнить историю, когда летом 2010 года премьер Николай Азаров заявил о выпуске НДС-облигаций, которыми предлагалось погасить просроченную задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость (НДС) почти на 20 млрд гривен. Эта кампания оказалась успешной, поскольку за счет облигаций правительство смогло покрыть 17,7 млрд гривен налогового долга.

История повторяется. Понимая, что текущих поступлений от рецессионной экономики на погашение долгов не хватает, надежды на возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ) призрачны, а занимать в больших объемах не получается (стране всё труднее продавать гособлигации), в начале июля парламент предоставил правительству право выпускать финансовые казначейские векселя. Цель - реструктуризация задолженности в размере 4,4 млрд гривен по определенным расходам госбюджета, которые возникли на 1 января 2013 года.

"Речь идет о компаниях, которым бюджет должен деньги по каким-то работам, услугам, госпрограммам. При этом у предприятия появляется возможность в счет долга получить вместо денег вексель или продолжать ждать погашения задолженности деньгами", - говорит генеральный директор рейтингового агентства UCRA Станислав Дубко. Срок обращения бумаг, как и НДС-облигаций, составит пять лет, а доходность - пять процентов. При этом государство предполагает возвращать держателям векселей по 20% их стоимости каждый год, а предприятия, в свою очередь, смогут погашать этой ценной бумагой согласованные денежные обязательства перед бюджетом (НДС-облигации такой возможности не давали).

И невзирая на протесты (так, Федерация работодателей Украины считает, что введение векселей изымет у бизнеса 20 млрд гривен оборотных средств), министр доходов и сборов Александр Клименко уверяет, что закон будет подписан президентом, и даст бизнесу стимулы для роста.


Долги вместо денег

Если в 2010 году ключевые казначейские проблемы упирались в задолженность по НДС, то сейчас у бюджета возникли системные проблемы. Так, по итогам первого квартала 2013-го дефицит сводного бюджета достиг 5,7 млрд гривен, что в восемь раз больше, чем в первые три месяца 2012 года. При этом доходы бюджета за январь-март 2013-го в годовом исчислении выросли на 8,4%, а издержки - на 13,2%. По итогам пяти месяцев положение лишь усугубилось: дефицит достиг 21,7 млрд гривен, а это в 4,5 раза больше результата января-мая 2012 года. И доходы за тот же период в годовом исчислении увеличились на 2,5%, а расходы - на 13%. При этом за первое полугодие доходы общего госбюджета выросли всего лишь на 0,8%.

Во многом этому виной нереалистичные макропоказатели, заложенные в бюджете на нынешний год. Например, Кабинет министров свято верит в рост реального ВВП за 2013 год на уровне 3,4%, хотя консенсус-прогноз "Эксперта" указывает на 1,3%, а МВФ и вовсе ожидает ноль (по итогам первого квартала экономика Украины упала на 1,1%).

Кроме того, налоговые поступления почти не растут: сбор НДС за январь-май этого года составил 74,9 млрд гривен, что лишь на 0,7% больше аналогичного периода 2012-го; налог на прибыль в годовом исчислении вырос на четыре процента и только акцизный налог - на целых 33%. На это наложилось затяжное падение промышленного производства (-5,3% за полгода), длящееся уже более года, из-за чего бизнес всё глубже уходит "в минус": если за 2011-й убытки украинских предприятий составили 25 млрд гривен, то за 2012-й - 85 млрд.

Министерство финансов уже сообщило, что по итогам девяти месяцев показатели бюджета могут быть пересмотрены в сторону сокращения. Естественно, в первую очередь это коснется расходов казны.

Безусловно, у предприятий есть право выбора: принять "бумажки" или дожидаться погашения долгов деньгами. И на этом делает акцент Клименко. Но наличие векселя дает хоть какие-то гарантии бизнесу на возврат долгов, в то время как опустевший бюджет не может гарантировать вообще ничего.

Вопрос лишь в том, будет ли эта схема работать и какие гарантии того, что государство погасит векселя через два-три или пять лет. Кроме того, непонятен вторичный рынок этих бумаг. "Подобные инструменты являются схемными - по ним отсутствует ликвидный рынок, нет покупателя, поэтому векселя будут мертвым грузом, а предприятиям придется продавать их с дисконтом (по разным оценкам, он будет не меньше 25%. - "Эксперт"), что снизит оборотный капитал компаний", - считает руководитель аналитического департамента инвесткомпании "Арт-Капитал" Игорь Путилин. Впрочем, в 2010 году НДС-облигации находились в активном обращении, а их доходность на вторичном рынке достигала 15-17%.

При этом эксперты считают: получив передышку за счет векселей, государству нужно немедленно предпринимать радикальные меры по активизации экономики. "Необходимо устранить дисбаланс между ценами закупки газа и внутренними ценами на этот энергоноситель, а также упразднить ряд налоговых льгот", - говорит Станислав Дубко. В крайнем случае - включать печатный станок. Такой шаг взвинтит цены (рост потребительских цен второй год подряд составляет около нуля), но позволит за счет инфляционной взвеси наполнить бюджет.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24