Приказано выжить
http://www.eizvestia.com/fin/full/4179958
Банки, отказавшиеся от рекапитализации или не имеющие шансов на поддержку государства, могут оказаться даже в более выигрышной ситуации, чем их национализированные коллеги. Национальный банк вынужден оказывать им финансовую поддержку, чтобы не допустить новой волны проблем в финансовой системе.
Начавшийся с таким трудом процесс рекапитализации Укргазбанка, «Родовід Банка» и банка «Киев» оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Министерство финансов так и не определилось с какой-то более или менее внятной стратегией развития новых финансовых активов государства, а также не сформировало в обществе понимания, каким образом облигации правительства — бумаги, помещенные в капитал национализированных банков, помогут вывести их из кризиса.
«Кабинет министров применил ошибочный подход при рекапитализации коммерческих банков. Была взята американская модель спасения банков и в лоб применена у нас. Между тем основные проблемы зарубежных банков — в снижении нормативного капитала под влиянием растущих убытков. В свою очередь, украинские банки страдают от оттока вкладов — то есть от нехватки ликвидности»,— говорит советник министра экономики Сергей Яременко. Эксперт подчеркивает, что войдя в капитал проблемных банков, государство фактически гарантировало вклады в них на все 100% и, по логике, должно полностью восстановить их выплату в срок.
Однако начать выплату вкладов без ограничения можно исключительно за счет рефинансирования Национального банка, который монетизирует облигации правительства, помещенные в капитал проблемных банков. «Главная опасность ситуации в том, что внимание людей сейчас приковано к национализированным банкам, и они будут пробовать забрать из них свои деньги»,— говорит исполнительный директор ФГ «Консалтинг и Инвестиции» Дмитрий Поддубный.
Поэтому руководство Минфина и НБУ вряд ли пойдет на снятие моратория на выдачу вкладов в национализированных банках. Руководитель департамента по работе с проблемными банками Минфина Теймур Багиров напомнил «i», что в каждом национализированном банке вводится временная администрация, которая может ходатайствовать о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов в любой момент.
Кроме того, государство до сих пор не определилось со стратегическими принципами работы национализированных банков. Замминистра финансов Андрей Кравец заявил «i», что они «готовятся». Однако если подготовка стратегии будет длиться так же долго, как готовилась сама рекапитализация, то нормально заработать национализированные банки смогут не раньше осени-зимы этого года.
Нерешенным остается и вопрос реструктуризации внешних долгов тех банков, которые подлежат рекапитализации,— для иностранных инвесторов, кредитовавших проблемные банки, вхождение государства в их капитал дает возможность требовать немедленного погашения долгов. Поэтому реструктуризировать их временной администрации и частным акционерам будет крайне сложно, особенно если речь пойдет о крупных суммах — таких, как $850 млн. банка «Надра».
В то же время банки, отказавшиеся от государственной поддержки,— например, «Финансы и кредит» и Имэксбанк, имеют намного больше шансов для реструктуризации внешней задолженности (суммарно — около $300 млн.). «Для иностранных инвесторов, которые ведут переговоры о реструктуризации долгов частных банков, договоренность о пролонгации кредитов является реальным шансом вернуть свои деньги. Поэтому, скорее всего, компромисс с кредиторами будет достигнут»,— говорит почетный президент Укргазбанка Василий Горбаль.
Кроме того, оба этих банка, располагая значительными объемами средств населения в пассивах, могут рассчитывать на поддержку кредитами рефинансирования Национального банка, которому крайне важно сохранить стабильность в системе после начала процесса рекапитализации проблемных банков.
Необходимость поддержки частных банков деньгами признают и в Национальном банке — глава НБУ Владимир Стельмах говорит, что регулятор будет подпитывать коммерческие банки деньгами и с помощью своих кураторов жестко контролировать использование этих средств. «Банкиры должны начать кредитование предприятий и требовать от своих ключевых клиентов переводить к ним оборотные средства — это повысит ликвидность коммерческих банков и позволит им стабилизировать ситуацию с возвратом вкладов и проведением платежей», — сказал «i» глава НБУ.
В свою очередь, банкиры называют и другие причины, по которым отказавшимся от рекапитализации банкам будет оказана поддержка. «Как известно, 44 млрд. грн., предназначенных для рекапитализации банков, явно не хватит на всех желающих. Не исключено, что между собственниками коммерческих банков, отказавшихся от рекапитализации, с одной стороны, и правительством и Нацбанком — с другой стороны, может быть достигнут определенный компромисс,— говорит директор казначейства Укрсоцбанка Феликс Инденбаум.— Банки, ситуация в которых не настолько критична, чтобы прибегать к помощи государства, уступают средства другим финучреждениям, а взамен получают свободу действий акционеров и поддержку НБУ».
По словам банкира, тем учреждениям, которые не торопились с просьбой к государству о поддержке, сейчас способствует ситуация в экономике. «Наметившаяся в стране стабилизация курса и некоторые положительные симптомы в экономике активизировали работу банков с корпоративными клиентами и стимулировали сокращение объема проблемных активов. Все это позволило снизить давление на капитал и отказаться от рекапитализации»,— полагает господин Инденбаум.
Председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук считает, что решение об отказе от рекапитализации акционеры банков «Финансы и кредит» и Имэксбанк принимали, досконально взвесив свои возможности преодолеть кризис. «Акционеры понимают, что им необходимо будет самостоятельно нести все обязательства перед кредиторами, и наверняка уверены в возможности сохранить свой банковский бизнес»,— говорит господин Гриджук.
С этим мнением соглашается и генеральный директор ИК «Тройка Диалог Украина» Артемий Ершов. По его мнению, банки, отказавшиеся от рекапитализации, очевидно имеют основания считать, что их финансовое положение лучше, чем у банков, которые решились на национализацию. «Например, у акционеров банка «Финансы и кредит» базовым активом является группа Ferrexpo, у которой есть деньги для поддержания банка. Для государства, наоборот, хорошо, что эти банки будут сами решать свои проблемы»,— добавляет финансовый аналитик компании «Аструм» Ярослав Стецик.
Кроме того, акционеры всегда могут все-таки обратиться к государству за помощью, если она потребуется. При этом основным критерием для выделения помощи со стороны государства будет размер банка и зависимость от него реальной экономики. «Имэксбанк — небольшой банк, и если предположить, что он обанкротится, то экономика немного потеряет. Наоборот, банк «Финансы и кредит», от которого зависят многие предприятия и который занимает большую долю в экономике, не получится просто так списать со счетов»,— говорит экономист инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Пархоменко.
Всього компаній-членів | 284 | на 26.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 26.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 26.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 26.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 26.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |