Pre-вратные фонды
Фондовики приготовили физлицам новую азартную игру
Отечественные компании по управлению активами (КУА) собираются осваивать еще одну форму работы с физлицами и корпоративными клиентами. Собрав деньги вкладчиков в так называемые фонды pre-IPO, КУА будут инвестировать их в акции предприятий, которые намерены провести публичное размещение своих акций, но пока даже не прошли листинг на бирже. При этом услуги по выводу компании на IPO инвестиционщики смогут оказывать даже без дополнительной платы, но взамен потребуют у эмитента как минимум блокирующий пакет акций. Физлицам, разместившим деньги в такие фонды, сулят доходность до 300% годовых. Само собой разумеется, и риски вложения в фонды pre-IPO будут пропорциональны размеру возможной прибыли.
Вслед за акулами
Уже в следующем году у наших граждан впервые появится возможность вкладывать деньги в фонды pre-IPO (см. “Человеческим языком”). О своем намерении создать такой инвестфонд уже заявило руководство КУА “Сократ”. Рассматривают возможность создания фонда pre-IPO и в КУА “Конкорд Эсет Менеджмент”. Стратегия таких институтов совместного инвестирования (ИСИ) заключается в том, что они приобретают акции тех компаний, которые в будущем собираются провести публичное размещение акций (IPO) или выйти на биржу (см. “О стратегии” на стр.58). При этом одной из задач управляющего фондом pre-IPO является поиск для инвестиций наиболее динамично развивающихся компаний в перспективных отраслях экономики. Необходимо отметить, что стратегии ИСИ, нацеленных на покупку ЦБ компаний, готовящихся к размещению акций, могут отличаться. Например, КУА могут создавать отраслевые фонды pre-IPO. В активах такого фонда будут находиться компании только одного сектора экономики.
Отличительной особенностью всех фондов pre-IPO является их высокая потенциальная доходность. При эффективном управлении она может в 2-3 раза превышать доходность обычных фондов. “Если, допустим, на фондовой бирже можно заработать 20-30% годовых, то в это же время фонд pre-IPO должен дать доходность как минимум 50%”, — уверен Андрей Золотухин, управляющий директор КУА “Драгон Эсет Менеджмент” (г.Киев; с 2006 г.; активы под управлением — более 20 млн грн.). Именно высокая прибыльность фондов pre-IPO, по мнению экспертов, будет стимулировать физлиц вкладывать в них деньги. По оценкам аналитиков, через пять лет доля таких ИСИ будет находиться на уровне 10% от всего рынка публичных фондов. А размер их чистых активов составит около 10 млрд грн. Столь оптимистичный прогноз аналитики объясняют тем, что украинские граждане предпочитают рискованные вложения. “Из трех наших фондов инвесторы чаще всего выбирают фонд с наиболее рисковой стратегией. Судя по тому, как украинцы любят риск, фонды pre-IPO будут пользоваться популярностью”, — прогнозирует Богдана Яровая, заместитель генерального директора КУА “Конкорд Эсет Менеджмент” (г.Киев; с 2006 г.; 21 чел.).
Данные Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) подтверждают слова аналитиков. По состоянию на 1 ноября 2007 г. почти 85% (2,23 млрд грн.) активов всех публичных фондов, рассчитанных на физлиц, были инвестированы в закрытые ИСИ, являющиеся наиболее высокорисковыми. Необходимо отметить, что на данный момент многие закрытые ИСИ руководствуются такими же стратегиями, как фонды pre-IPO. В частности, они также покупают акции компаний, которые не прошли листинг на бирже. Например, согласно своему инвестиционному регламенту, закрытый недиверсифицированный инвестиционный фонд “Синергия-5” (КУА “КИНТО”) имеет право покупать ЦБ, не котирующиеся на бирже, однако суммарная стоимость таких бумаг, согласно Закону “Об ИСИ”, не может превышать 50% (см. также “О проблемах” на стр.58).
Человеческим языком
ФОНД PRE-IPO - это фонд, инвестирующий в акции компаний, которые только готовятся к публичному размещению своих акций на фондовой бирже
В другом океане
Примечательно, что на данный момент уже существуют фонды pre-IPO, инвестирующие в акции украинских компаний. Но это пока только нерезидентские структуры. Например, КУА “Драгон Эсет Менеджмент” зарегистрировала в одной из офшорных зон (в какой именно, в компании не называют) Ukraine Virgin Fund I. Активы этого фонда составляют около $70 млн. А наиболее известными приобретениями фонда являются акции предприятия “Колос Лтд.” (производитель продукции под торговой маркой “Венские булочки”) и компании “Желтые страницы Украины”. Эти компании, по словам совладельцев, будут выводиться на IPO или продаваться стратегичесокму инвестору. Сегодня “Драгон Эсет Менеджмент” планирует создать еще один фонд — Ukraine Virgin Fund II, активы которого составят $250 млн. Помимо украинских компаний фонды pre-IPO, ориентированные на покупку отечественных предприятий, создают и иностранные компании. Например, российская инвестиционная компания “Ренессанс Капитал” через Renaissance Russia Pre-IPO Fund покупает акции компаний СНГ (в том числе и Украины), которые в ближайшие годы планируют провести IPO. Польский инвестбанк Capital One Advisers начал работать над созданием взаимного фонда, который будет инвестировать в малые и средние украинские компании, готовящиеся к выходу на Варшавскую фондовую биржу (см. также БИЗНЕС №48 от 26.11.07 г., стр.78-81). Однако инвестируют в иностранные фонды pre-IPO исключительно нерезиденты. Дело в том, что, согласно Декрету Кабмина “О системе валютного регулирования и валютного контроля” и ряду положений Нацбанка, на каждую операцию по покупке ЦБ эмитентов других стран необходимо получать индивидуальную валютную лицензию. Но ее получение занимает не менее месяца. Поэтому на практике приобретать акции иностранных фондов гражданам Украины весьма проблематично.
О стратегии
Виктор Постоенко (43),
начальник департамента прямых инвестиций КУА “Сократ” (г.Киев; с 2003 г.; 15 чел.):
— Инвестиционная стратегия фондов pre-IPO предполагает вложение активов в предприятия, которые через несколько лет планируют провести публичное размещение своих акций на украинских и международных фондовых биржах. Особенностью таких фондов является то, что компания по управлению активами приобретает ЦБ не на торговых площадках, а непосредственно у акционеров компании. При этом активы таких фондов инвестируются или в блокирующие (от 25%), или в контрольные (от 50%+1 акция) пакеты акций. После приобретения пакетов КУА вводит своих представителей в наблюдательный совет компании-эмитента. И новый акционер активно участвует в управлении предприятием, помогая ему готовиться к IPO. Такая стратегия, как правило, приводит к росту капитализации в разы. Конечно, инвестиционная стратегия фондов pre-IPO более рискованная, чем стратегия фондов, покупающих акции эмитентов, которые котируются на бирже. Но фонд диверсифицирует свои риски и в один проект вкладывает не более 10-15% от общей суммы активов. Кроме того, компании подбираются из различных секторов экономики. Что позволяет в значительной степени снизить риски.
О проблемах
Виктор Ботте (48),
управляющий инвестиционными фондами КУА “КИНТО” (г. Киев; с 1992 г.; 125 чел.):
— Идея создания фондов pre-IPO достаточно популярна в мире. Некоторые крупные инвесткомпании в России уже создали их. Безусловно, рано или поздно должен появиться и первый отечественный фонд. Но “дозрели” ли так называемые нераскрученные перспективные украинские предприятия до того, чтобы в течение нескольких лет провести публичное размещение акций на украинских биржах? Спорный вопрос. И крупные ФПГ, и более “мелкие” предприятия предпочитают западные биржи и выводят на IPO не сами ОАО, а их дочерние структуры — зарегистрированные за рубежом компании. При этом компании, которые провели IPO на иностранной бирже, как правило, не имеют акций в свободном обращении внутри страны. То есть, если и вкладывать средства в фонд pre-IPO, нужно запастись терпением. Кроме того, такой фонд трудно сделать публичным. Ведь, согласно украинскому законодательству, закрытые корпоративные фонды, акции которых имеют право приобретать физлица, должны иметь не менее 50% активов в бумагах, допущенных к торгам на фондовой бирже.
С риском по жизни
Несмотря на всю заманчивость создания фондов pre-IPO в Украине для физлиц, многие крупные инвесткомпании не собираются этим заниматься. Например, в компаниях “КИНТО” и “Амадеус” БИЗНЕСу однозначно ответили, что не будут создавать фонды, нацеленные исключительно на покупку акций компаний, готовящихся к размещению своих бумаг на бирже. Подобную позицию участники рынка объясняют тем, что при создании подобных ИСИ перед КУА возникает целый ряд проблем, которые не так легко решить. Первое препятствие возникает на стадии поиска и отбора компаний, планирующих IPO. “Чтобы эффективно управлять активами фонда pre-IPO, необходимо постоянно сотрудничать с компаниями, планирующими проводить публичное размещение”, — отмечает Богдана Яровая. Основными игроками на рынке услуг по проведению IPO сейчас являются компании “Конкорд Капитал”, “Драгон Капитал”, “Ренессанс Капитал Украина”, “ИНГ Банк Украина”. Таким образом, КУА, которые не аффилированы с каким-либо из вышеперечисленных учреждений, будет очень тяжело создавать подобные фонды и управлять ими.
Вторым препятствием для создания фондов pre-IPO для резидентов Украины является то, что большая часть предприятий, которые уже собираются проводить размещение, планируют выходить не на украинскую фондовую биржу, а на торговую площадку за границей. В таком случае фонды вряд ли смогут поучаствовать в покупке-продаже ЦБ украинского эмитента. Третьим и основным препятствием на пути создания новых фондов может стать то, что собственники компании будут отказываться продавать блокирующие, а тем более контрольные пакеты акций до проведения IPO. Продавать предприятие по заниженной цене владельцам не имеет смысла. Ведь мажоритарный акционер осознает, что после выхода на IPO сможет продать те же самые пакеты намного дороже. “Я очень сомневаюсь, что собственники продадут фонду хорошие предприятия”, — говорит руководитель одной из фондовых компаний, пожелавший остаться неназванным. Не исключено, что в этой связи в обмен на пакет акций инвесткомпании будут предлагать провести бесплатную подготовку компании к выходу на биржу. А цена такой услуги иногда колеблется от $1 млн до $10 млн.
Эксперты отмечают, что инвестирование денег в фонды pre-IPO является очень рискованным занятием для физлиц. Так как при вложениях в небольшие, но на первый взгляд перспективные компании, высок риск того, что эмитент не достигнет показателей запланированного роста. “Выбранная стратегия развития компании может оказаться нереализуемой”, — отмечает г-н Золотухин. Кроме рисков качества ЦБ эмитента, вкладчик несет и риски срыва IPO. Так как немало компаний при неблагоприятной конъюнктуре рынка предпочитают отложить публичное размещение на потом. Например, концерну “Стирол” пришлось отсрочить IPO из-за повышения цены на газ. Если же в таком случае IPO не отложить, то инвесторы потерпят гарантированные убытки. К примеру, некоторое время назад в России Магнитогорский меткомбинат вышел на фондовый рынок перед самым началом коррекции (спада). “После их выхода рынок пошел вниз, и те, кто инвестировал в это предприятие в период pre-IPO потеряли достаточно много денег”, — рассказывает Богдана Яровая.
Еще одним риском для вкладчиков, покупающих акции или сертификаты фонда pre-IPO, является их непрозрачность. Ведь при инвестировании в ЦБ, которые котируются на бирже, инвестору несложно оценить ситуацию на рынке исходя из биржевых котировок. И таким образом проконтролировать управляющую компанию и понять, насколько эффективно она управляет портфелем фонда. Если же фонд вкладывает в акции внелистинговых компаний, то физлицо фактически не может контролировать свои инвестиции. “Кто и как будет оценивать стоимость чистых активов такого фонда? Если это будет делать аффилированный с КУА оценщик, то высок риск того, что компания будет манипулировать доходностью фонда”, — уверен Михаил Ройко, президент инвестиционных фондов КУА “Амадеус” (г.Киев; с 2005 г.; около 10 чел.).
Исходя из высокорисковой стратегии фондов pre-IPO, некоторые эксперты считают, что вкладывать деньги в такие фонды должны только профессиональные инвесторы. Кроме того, доля таких инвестиций в портфеле инвестора не должна превышать 10%.
Текст: Анна Еременко
Всього компаній-членів | 284 | на 21.01.25 |
Кількість КУА | 279 | на 21.01.25 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 21.01.25 |
Кількість ІСІ | 1829 | на 21.01.25 |
Кількість НПФ* | 52 | на 21.01.25 |
Кількість СК* | 1 | на 30.11.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 669 930 | на 30.11.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 300 | на 30.11.24 |