После трех месяцев работы Налогового кодекса депутаты взялись за его усовершенствование
Введение Налогового кодекса (НК) не обеспечило благоприятных условий для развития предпринимательства и переход к цивилизованным стандартам налогообложения. Многие нормы документа стали причиной правовых коллизий
Напомним, что во вторник в первом чтении Верховная Рада приняла законопроект №8217 «О внесении изменений в НКУ и некоторых законодательных актов Украины (относительно усовершенствования некоторых норм НКУ)». В частности, документ предусматривает унификацию ряда определений и терминов в различных разделах кодекса, замену ряда терминов с целью сближения налогового и бухгалтерского учета. Кроме того, проектом закона предполагается уточнение редакции ряда пунктов кодекса для устранения неоднозначной трактовки и применения соответствующих норм.
Документ будет содействовать урегулированию проблемных вопросов, возникающих в ходе применения норм НКУ, уверен автор законопроекта глава комитета Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налогов и таможенной политики Виталий Хомутынник (Партия регионов). «Сегодня если ты не можешь работать по упрощенной системе, в том числе если имеешь желание работать с юрлицами, или твой объем превышает критерии, прописанные в законодательстве, ты можешь выбрать общую ставку ПДВ и платить 15% или 17%. Но кроме этой ставки, ты должен платить еще 34,7% в единый социальный взнос. Таким образом, общий налог выходит 51,7% от дохода. Такая норма не может существовать, и понятно, что все прячутся или уходят и тень»,— сказал «i» парламентарий. Он подчеркнул, что в законопроекте предлагается «оставить 15% или 17% в зависимости от дохода и фактически перевести 34,7% на фиксированную плату, так как для остальных «упрощенцев», то есть от минимальной заработной платы — это 341 грн. на сегодняшний день». Законопроект предполагает амнистировать прошлогодние штрафы за неуплату единого социального взноса для «упрощенцев», которые были насчитаны около 10 тыс. предпринимателей. «На сегодня мы не имеем согласованного документа по упрощенной системе. Но уже есть некоторые наработки. В частности, возможно применение определенного бухгалтерского учета для предприятий, которые хотели бы работать с юрлицами. То есть механизмы существуют, и мы должны их решить до второго чтения»,— сказал «i» господин Хомутынник.
Как сообщалось, по данным Государственной налоговой службы (ГНС), в первом квартале 2011 г. количество физлиц – предпринимателей, которые остановили свою деятельность по сравнению с январем-мартом 2010 г., возросло на 57%, до 56,6 тыс. Открыть бизнес осмелились 44 тыс. плательщиков, тогда как годом ранее — 62,6 тыс. В результате год назад чистый прирост составил 26,7 тыс. физлиц-СПД, а в текущем году количество физлиц-плательщиков единого налога сократилось на 12,6 тыс.
«Главный принцип, который внедряется ГНС,— принцип молчаливого согласия. У нас есть прямая установка — оставить малый бизнес в покое. Для этого запрещены фактические проверки субъектов хозяйствования-физлиц до конца года, проверки добросовестных плательщиков, представителей малого бизнеса и представителей упрощенной системы налогообложения. Сегодня уменьшилось количество плановых документальных проверок, и задача стоить на треть уменьшить их в 2011 г.»,— сказал «i» замглавы Государственной налоговой администрации Алексей Любченко. Он отметил, что ГНАУ следит за созданием новых организационно-правовых предпринимательских структур и выясняет причины перетока бизнеса в новые формы.
По словам заведующей отделом налогов и сборов Ассоциации налогоплательщиков Украины Валентины Прониной, причиной особого резонанса в налоговой сфере является единый социальный взнос. «Конечно, есть социально незащищенные слои населения — пенсионеры, инвалиды… Но как только мы начинаем предлагать какие-то льготы — сразу идет речь о том, что под эти льготы будет продумано очень много схем, и на пенсионеров будет оформлена предпринимательская деятельность, а через льготников опять будут вымываться средства»,— сказала она «i». Госпожа Пронина уверена, что выход — в реформировании пенсионной системы. Она считает, что следует сократить расходы на администрирование Пенсионного фонда и за счет этого уменьшить ставки страховых платежей и нагрузки на Фонд оплаты труда. А пока из-за нагрузки на Фонд оплаты труда предприниматели будут искать способы минимизации отчислений.
Всього компаній-членів | 283 | на 02.10.24 |
Кількість КУА | 278 | на 02.10.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 02.10.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 02.10.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 02.10.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |