Поначалу среди полномочий омбудсмена будет прием и рассмотрение жалоб бизнеса

06 серпня 2013
Maanimo, 05.08.2013

http://maanimo.com/news/advices/120433-ponachalu-sredi-polnomochiy-ombudsmena-budet-priem-i-rassmotrenie-jalob-biznesa

Президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски рассказал Maanimo.com о перспективах работы бизнес-омбудсмена в нашей стране:

 — Хорхе, Кабмин недавно сообщил о планах украинских властей в августе подписать с зарубежными партнерами меморандум о создании института бизнес-омбудсмена, и запустить новые защитные механизмы в стране. Насколько целесообразны данные шаги?

— Роль, которую играет инвестиционное сообщество в процессе создания института бизнес-омбудсмена, весьма значительна, поскольку нельзя недооценивать вклад добросовестных компаний в обеспечение экономического роста и развития Украины. 

Ответственность, прозрачность, уважение к окружающей среде и правам человека являются основополагающими принципами ведения бизнеса для компаний, объединенных Американской торговой палаты в Украине. К сожалению, довольно часто инвесторы, работающие в Украине, испытывают потребность в инструменте, который позволил бы ускорить рассмотрение вопросов, возникающих как у отечественных, так и у зарубежных компаний разных размеров, при взаимодействии с некоторыми государственными органами, которые время от времени используют недобросовестные практики в отношении частных компаний. Институт бизнес-омбудсмена имеет все шансы стать таким инструментом

— Кто был инициатором нового механизма? 

— Первоначальная концепция создания омбудсмена была разработана Американской торговой палатой совместно с компанией KPMG Украина. Позднее к нам присоединилась Европейская Бизнес Ассоциация, и сейчас нам бы хотелось вовлечь в обсуждения и другие украинские бизнес организации, например, Украинский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленную  палату Украины. Вовлечение международных финансовых организаций (Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, Всемирный банк) и общественных организаций (например, неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International) также могут способствовать успеху этой инициативы и обеспечить обширную поддержку украинским обществом. Мы считаем, что для дальнейшей работы вокруг инициативы необходимо создать широкую партнерскую коалицию, объединяющую всех заинтересованных участников дискуссии, и Американская торговая палата готова быть одной из ведущих организаций в этом процессе.

— Как на появление омбудсмена отреагирует бизнес-сообщество? 

— Прежде чем инициировать процесс разработки концепции института бизнес-омбудсмена в Украине, Американская торговая палата провела среди своих компаний-членов опрос, подтвердивший принципиальную заинтересованность инвесторов в создании медиатора между бизнесом и государством. Исходя из результатов опроса, компаний видят омбудсмена независимым высокоавторитетным субъектом или коллегиальным органом, деятельность которого будет направлена на поиск досудебных решений в спорах между бизнесом и государством. Если в процессе решения спора не удается избежать вовлечения судебных органов, конечно же, эта ветвь власти должна быть вовлечена. От омбудсмена же ожидается помощь на ранних стадиях, чтобы предотвратить необходимость обращаться в суд для защиты своих интересов.

— То есть репутация омбудсмена будет стоять на первом месте? 

— Репутация омбудсмена как оперативного, неформального, доступного и эффективного механизма реагирования будет иметь решающее значение для его успеха. Омбудсмен должен внушать уверенность потенциальным заявителям и помогать сдерживать потенциальных правонарушителей. 

Определение перечня вопросов, за которые будет отвечать и на которые сможет омбудсмен — одно из ключевых условий обеспечения способности быстро реагировать на запросы. Обеспечивая прозрачность и возможность контролировать работу омбудсмена, четкое установление полномочий также будет постепенно внушать доверие к деятельности этого института. 

— Какими должны быть полномочия нового бизнес-защитника?

— На первых порах среди полномочий омбудсмена может быть прием и рассмотрение жалоб о недобросовестных бизнес практиках с возможностью их дальнейшего решения. Поскольку омбудсмен не отвечает за проведение уголовных расследований, необходимо разработать и четко задокументировать механизмы передачи любых сведений и отчетов омбудсмена в соответствующие правоохранительные органы. Рассмотрение основных ограничений мандата омбудсмена можно поручить Рабочей группе, которую для этих целей нужно будет создать. Эта же Рабочая группа, например, будет решать какие из этих ограничений должны быть изложены в основополагающем нормативном документе, регулирующем деятельность омбудсмена, а какие могут быть записаны в директивный документ, который устанавливает критерии отбора дел для рассмотрения. 

Институт бизнес-омбудсмена должен быть открыт для получения жалоб от всех коммерческих организаций, независимо от их территориального расположения, а также от физических лиц и бизнес ассоциаций. Чтобы избежать обвинения в предвзятости или несоответствии процедурам, омбудсмен должен следовать четким и предсказуемым допустимым критериям и правилам в управлении, приоритезации и рассмотрении дел.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24