«Подпорченная» арифметика

15 грудня 2008
Татьяна Роик, "Инвестгазета"

  В нынешнем бизнес-сезоне подведение итогов года порадует и вдохновит очень немногих: девять месяцев успешного труда практически свели на нет три месяца кризисной лихорадки. Какие коррективы внесет кризис в процедуру годовой отчетности и как компании пытаются спасти положение, интересовалась «Инвестгазета».
  На протяжении года топ-менеджмент известной украинской мебельной компании трудился, не покладая рук: построили новый склад, открыли дополнительные офисы в регионах, провели несколько серьезных реформ. Но, несмотря на успешную работу, ни вдохновители, ни участники процесса в этом году заслуженных бонусов не получат. Дело в том, что пик продаж в мебельной отрасли приходится на конец лета - начало зимы. И грянувший как раз в это время кризис, уменьшение спроса в сочетании с увеличением курса доллара, привели к тому, что в текущем году компания не заработала практически ничего. Возникает вопрос: можно ли считать деятельность упомянутой мебельной компании в 2008 году провальной, а работу ее топ-менеджмента неэффективной?
  Подобную задачу сегодня приходится решать каждой второй украинской компании - близится время подведения итогов 2008 года. Обычно подобное задание не вызывало у компаний каких-либо трудностей. Сейчас же возникает немало вопросов и проблем. В чем их суть и каковы пути решения?
Итоговые особенности-2008 Уровень доходов, уровень прибыли или убытков, денежный поток, изменения в оборотном капитале, изменения в собственном и заемном капитале и прочее - в этом году каждая компания будет подводить итоги по всем показателям, по которым это делается обычно. Однако то, что в итоге по этим показателям увидят компании в конце года и уже наблюдают, скорее всего, не будет совпадать с их планами. «Многие недосчитаются выручки, следовательно, «поплывет» и прибыль. Многие фирмы обнаружат колоссальный уровень зависшей дебиторской задолженности и нередко - огромные суммы собственных денег (или денег поставщиков), замороженные в запасах готовой продукции и полуфабрикатов», - констатирует генеральный директор консалтинговой компании Apple Consulting Юлия Плиева.
  Соглашается с коллегой и Александр Когут, старший менеджер по развитию украинского офиса компании «Делойт». Поэтому в условиях «кризисного» подведения итогов он рекомендует более консервативно оценивать продажи предприятия. Так как сам факт продажи товара или услуги может не означать получение денег. Клиенты могут испытывать серьезные трудности в период кризиса вплоть до банкротств.
  Вместе с тем, как отмечает президент Unitrade Владимир Колодюк, становятся актуальными строки в отчетности, которые ранее не были столь востребованы. «Например, строка «курсовые разницы» в финансовом отчете сегодня играет более заметную роль», - объясняет господин Колодюк. С подобным мнением согласен и президент Украинского страхового альянса Андрей Перетяжко. По его словам, подведение годовых итогов в этот раз значительно усложнится курсовыми колебаниями в валюте, которые можно наблюдать на протяжении последнего времени. Соответственно и результат анализа финансовых показателей фирмы может быть абсолютно разным в зависимости от того, в какой валюте его сделают.
  Кроме того, поскольку колебание валютных курсов отразилось и на заработной плате сотрудников некоторых компаний, важно внимательно учитывать и этот момент в итоговой отчетности.  Так, по словам партнеров юридической фирмы «Саенко Харенко» Владимира Саенко и Михаила Харенко, в момент резких колебаний валютного курса до ежегодного пересмотра заработных плат руководство фирмы приняло решение о выплате дополнительных компенсаций всему персоналу. «Однако, по сути, это решение означает, что незапланированные расходы негативно повлияют на прибыльность самой фирмы и доходы ее партнеров, что необходимо будет корректно учесть при оценке финансовых результатов года», - отмечают эксперты.
  Приукрасить итоговые показатели «Поскольку симптомы кризиса начали возникать еще в августе, многие компании уже с начала сентября стали предпринимать меры как по увольнению персонала или сокращению выплат ему, так и по переезду в менее дорогие офисы и склады. Однако, как мы понимаем, это временные меры, которые позволяют «приукрасить» итоговые показатели 2008-го, и дают возможность некоторым топ-менеджерам все-таки получить свой годовой бонус. А вот вопрос - как быть в 2009 году, останется открытым», - уверена Юлия Плиева. По мнению эксперта, наиболее популярными были всевозможные сокращения затрат, которые в краткосрочной перспективе действительно позволили создать иллюзию неплохо завершенного года. Только проблема в том, что такое популярное нынче решение ни одной компании в 2009 году уже не поможет, потому как сокращать будет уже нечего - все сократили в последние три месяца 2008 года. «В данной ситуации необходимы совершенно нестандартные решения. Причем решения, которые действительно позволяют увеличить доход», - говорит госпожа Плиева.
  Стоит заметить, что одной из наиболее популярных строк сокращения расходов компаний в этом году стало урезание годовых бонусов топ-менеджерам. Так, согласно исследованию рекрутинговой компании Total HR Consulting 70% компаний уже сократили (в среднем на 10-20%) или вообще отменили годовые бонусы менеджерам среднего и высшего звена. Урезать годовые бонусы своим топам были вынуждены и крупные международные компании. Например, о подобном шаге уже сообщили в Merrill Lynch, Morgan Stanley, Toyota и других корпорациях. Правда, по поводу этичности такой практики можно поспорить, ведь по большому счету управленцы могли целый год усердно работать на благо компании, показывать хорошие результаты, а кризис (наступление которого практически не зависело от действий этих людей) просто нивелировал все их достижения. Своими мыслями по этому поводу поделился президент КУА «КИНТО» Сергей Оксанич: «Ухудшение показателей на рынке финансовых услуг наблюдалось на протяжении всего 2008 года, и происходило это из-за процессов, неподвластных нам, поэтому здесь не стоит вопрос эффективности работы сотрудников, тем более в изменившейся экономической ситуации критерии эффективности требуют корректировки». Правда, несмотря на подобное суждение, в компании считают, что если финансовые показатели фирмы оказываются негативными, то ни о бонусах, ни об иных преференциях не может быть и речи. «В нашей компании бонусные выплаты являются переменными элементами и напрямую зависят от тенденций фондового рынка», - подчеркнул г-н Оксанич. Подобная ситуация наблюдается и в других известных украинских компаниях.
  Еще одним шагом по улучшению итоговых финансовых показателей для некоторых компаний стала переориентация их деятельности (в первую очередь это касается компаний, оказывающих профессиональные услуги). Так, как рассказали в юрфирме «Саенко Харенко», в связи с кризисом существенно упал спрос на услуги по сопровождению IPO украинских компаний, размещению еврооблигаций (поскольку украинским заемщикам стало намного сложнее привлекать внешнее финансирование). Наряду с этим компания увеличила объемы работы в других практиках. Например, еще более актуальными в связи с кризисом стали услуги в сферах слияний и поглощений, налогового планирования, банкротства и реструктуризации, судебной практики. Так что, по сути, своевременное изменение профиля деятельности компании позволило ей закончить год с более хорошими показателями, чем они могли бы быть.
  Другие компании для спасения положения были вынуждены снизить маржу. И хотя теоретически такой шаг мог негативно сказаться на годовых показателях компании, практика показывает, что он способен не только дать предприятию шанс удержаться на плаву, но и принести положительный результат. Так, например, произошло в «МЕТРО Кэш энд Керри Украина». По словам директора предприятия Акселя Лухи, компания на постоянной основе снизила цену более чем на тысячу артикулов товаров. «Таким образом, мы уменьшили свою маржу, но привлекли новых покупателей и удержали уже существующих. Мы смогли добиться снижения цен посредством достижения более низкой закупочной цены, оптимизируя наши административные затраты», - объясняет г-н Лухи.
  По мнению Александра Когута, к наиболее популярным методам, которые должны привести к улучшению финальных показателей года, относятся: пересмотр отношений с поставщиками и клиентами (это позволяет избежать риска неоплаты заказов, дает возможность добиться более выгодных условий закупок и пр. - Ред.), отлаженное управление дебиторской задолженностью, оптимизация складских запасов (увеличивает оборачиваемость средств - Ред.), создание более эффективной структуры компании (эффективное управление издержками на всех уровнях - Ред.). Более того, правильная реализация подобных решений направлена не только на преодоление временных трудностей и достижение высоких результатов для текущих отчетов, но и на повышение конкурентной позиции компании в долгосрочной перспективе.

http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=26097

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24