Подлежащие и сказуемое
http://www.business.ua/i858/a25037/
Кабмин сочинил ряд изменений в акционерное и приватизационное законодательство, и теперь будет заблокирована не только приватизация, но и деятельность всех АО с госдолей
Проекты
Президент, правительство и парламент Украины, проявив несвойственное им единодушие, решили изменить приватизационное и акционерное законодательство, дабы защитить от кризиса государственные предприятия. 1 июля 2009 г. в Верховной Раде председатель парламентского Комитета по вопросам экономической политики Александр Ткаченко (КПУ) зарегистрировал сразу три проекта постановления о принятии за основу законопроектов, поданных в парламент Кабинетом министров Украины: №4552 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины”, №4553 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно продажи государственного имущества)” и №4370 “О Фонде государственного имущества Украины”. Это значит, что на ближайшей сессионной неделе они будут рассмотрены в зале. Напомним: сейчас активная приватизация в стране не ведется. Президент Украины Виктор Ющенко продолжает блокировать (Указ №200) продажу ключевых приватизационных объектов (в частности, госпакетов “Укртелекома” и Одесского припортового завода), настаивая на принятии парламентом Закона о Фонде госимущества и внесении изменений в целый ряд других законов.
Неприват
Все три документа, которые Комитет ВР по вопросам экономической политики предлагает принять в первом чтении, отличаются интересной судьбой и неординарным содержанием. Например, законопроект №4370 находится в парламенте с 25 июля 2006 г., много раз выставлялся на голосование и один раз даже был принят. Однако утвержденная редакция документа не устроила Президента, а 6 апреля 2009 г. Верховная Рада так и не смогла преодолеть его вето. Нардепы не придумали ничего лучше, чем опять зарегистрировать тот же законопроект.
Проект №4552 был разработан Министерством экономики Украины по указанию Виктора Ющенко (Указ №191 от 26.03.09 г. “О дополнительных мерах по усилению защиты права собственности”). Специалисты Минэкономики предлагают дополнить ст.4 Закона Украины “Об аренде государственного и коммунального имущества” запретом на сдачу в аренду целостных имущественных комплексов объектов, входящих в перечень объектов госсобственности, не подлежащих приватизации (утвержден Законом Украины “О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации”), и их структурных подразделений.
Разработчики документа гордо отмечают, что законопроект был без замечаний согласован с Фондом госимущества. Однако на поверку оказывается, что Фонд не имеет практически никакого отношения к сдаче в аренду целостных имущественных комплексов предприятий, не подлежащих приватизации. По данным ФГИ, на начало 2009 г. ведомство и его региональные отделения осуществляли управление 691 объектом госсобственности. Суммарный уставный капитал этих предприятий составлял 11,54 млрд грн.
Еще 120 госпредприятий (49 из них определены как имеющие стратегическое значение для экономики, остальные значатся как отраслеобразующие), различные пакеты акций которых числятся в госсобственности, пребывают в управлении Кабмина и его министерств. При этом суммарный уставный капитал данных предприятий — 22,65 млрд грн. В Фонде уверяют: “Это свидетельствует о том, что ведомству переданы в управление в основном корпоративные права мелких и средних малопривлекательных, убыточных предприятий”. В ФГИ БИЗНЕСу сообщили, что из предприятий, которые включены в список объектов, не подлежащих приватизации, за ведомством закреплены всего два десятка. “Остальные не предоставляют Фонду никакой статистической отчетности, и их площади в аренду сдаются министерствами и Кабмином при формальном согласии ФГИ”, — пояснили БИЗНЕСу в пресс-службе приватизационного ведомства.
Народный депутат, экс-глава ФГИ Александр Бондарь (НУНС) обращает внимание также на то, что в Минэкономики даже не задумались о том, что “на каждом предприятии из списка объектов, не подлежащих приватизации, уже есть с десяток арендаторов”. Действительно, на 811 предприятиях с госдолей, по данным реестра государственного арендованного имущества “ЕТАП-Аренда”, по состоянию на март 2009 г. были подписаны более 23 тыс. договоров.
Разрыв части этих соглашений не только уменьшит размер поступлений в Госбюджет (в 2009 г. доходы от аренды запланированы в размере 0,55 млрд грн.; см. “Доходы...” на стр.62), но и вызовет шквал судебных исков. Согласно ст.73 Закона Украины о Госбюджете на 2009 г., съемщик, надлежащим образом исполняющий свои обязанности по договору аренды, срок действия которого заканчивается, имеет право на продолжение договора аренды еще на два года. Кстати, Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады Украины тоже указывает разработчикам на этот пробел, отмечая, что законопроект стоит дополнить положением о запрете продления сроков действующих договоров на таких предприятиях. Народный депутат, экс-глава ФГИ Михаил Чечетов (ПР) добавляет, что таким образом законодатели фактически топят госпредприятия, отбирая у них последнюю соломинку в условиях кризиса: “Аренда — единственная возможность убыточных предприятий пополнить свои оборотные средства”.
“Неприватизационные” предприятия разработчики законопроекта также предлагают запретить “реорганизовывать” до того, как они будут исключены из упомянутого перечня. “Необходимо детализировать, что имеется в виду под “реорганизацией”, ведь такого определения в Хозяйственном кодексе Украины нет”, — отмечает Данил Гетманцев, президент юридической компании Jurimex (г.Киев; юридические услуги в сфере финансового, хозяйственного права, права интеллектуальной собственности; с 2003 г.; около 30 чел.). В противном случае акционерные общества, фигурирующие в списке не подлежащих приватизации, не смогут без исключения их из перечня привести свою деятельность в соответствие с новым Законом Украины “Об акционерных обществах”. Напомним: до 2011 г. все открытые и закрытые АО должны быть реорганизованы в публичные и частные компании.
Госакционер
Акционерное поле в Минэкономики пытаются бороздить и проектом №4553. Причем новшества предлагают весьма абсурдные.
Во-первых, специалисты министерства хотят запретить изменять тип акционерного общества с госдолей с публичного на частное (ст.5 Закона Украины “Об акционерных обществах”). А заодно и внести изменения в ст.25 Закона Украины о хозобществах: “Открытое акционерное общество с госдолей в уставном фонде не может быть реорганизовано в закрытое”. Все это, по мнению юристов, делается для того, чтобы воспрепятствовать реорганизации любых действующих акционерных обществ с госдолей в частные акционерные общества. “Разработчики законопроекта пытаются уйти от слишком больших возможностей, которые предоставляет устав частного АО”, — считает г-н Гетманцев. К таковым преимуществам, согласно Закону “Об акционерных обществах”, можно отнести право частных АО регулировать некоторые особенности своей деятельности уставом. В частности, этот Закон позволяет им оговаривать в уставе нюансы, связанные с преимущественным правом выкупа акций компании (ст.7), а также предоставлять дополнительное право голоса собственникам привилегированных акций.
Однако в Минэкономики, похоже, забыли, что решение о преобразовании АО и изменении устава принимается (как по старому Закону “О хозяйственных обществах”, так и по новому “Об акционерных обществах”) квалифицированным большинством голосов акционеров. “Поэтому заставить общество стать частным государство сможет лишь в том случае, если оно контролирует более 75% его акций”, — отмечает Олесь Квят, юрист группы корпоративного права юридической фирмы “Астерс” (г.Киев; юридические услуги; с 1995 г.; 120 чел.).
Во-вторых, законопроект №4553 предлагает дополнить ст.105 Гражданского кодекса Украины пунктом о том, что решение о прекращении юридического лица, в уставном капитале которого есть госдоля, принимается по согласованию с Кабмином, кроме случаев принятия такого решения судом. Это положение противоречит общим принципам корпоративного права, когда решение должно приниматься в зависимости от количества голосов, которые имеют участники хозобщества (ст.42 Закона Украины “Об акционерных обществах” и ст.44 Закона Украины “О хозяйственных обществах”). Согласно этим принципам, влияние государства (как и других участников хозяйственного общества) зависит от его доли в уставном капитале (а законопроект №4553 вообще не поясняет, что подразумевается под госдолей, так что под его действие подпадают и те компании, где государству может принадлежать, например, всего одна акция). Впрочем, некоторые специалисты считают такую инициативу вполне резонной. “В последние годы в Украине участились случаи ликвидации госпредприятий частными акционерами с последующей распродажей имущества. У государства должен быть дополнительный способ пресечь такие манипуляции”, — отмечает Александр Бондарь. Действительно, по данным Госкомстата Украины, по состоянию на начало 2009 г.
19 предприятий из списка объектов, не подлежащих приватизации, были исключены из перечня ЕДРПОУ как ликвидированные.
И в-третьих, внеся изменения в ст.25 и ст.53 Закона о хозобществах и ст.7 Закона об АО, разработчики документа намерены установить для государства отдельный порядок отчуждения акций и долей в уставном капитале обществ. Предполагается, что акционеры частных АО и участники ООО свои пакеты акций будут отчуждать в первую очередь, предлагая выкупить их другим участникам или самому обществу, а государство — выставляя акции на приватизационный конкурс. Создание двух разных способов продажи акций и долей противоречит ст.13 Конституции Украины, согласно которой все субъекты права собственности равны перед законом.
Всього компаній-членів | 284 | на 26.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 26.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 26.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 26.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 26.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |