Подъем с провисом

06 вересня 2010
Юрий Гусев, "Бизнес", №36, 2010

http://www.business.ua/articles/trends/3230/

В первом полугодии 2010 г. рынок страхования жизни не смог продемонстрировать рост. По данным страхового рейтинга Insuranse Top, за первое полугодие было собрано 395 млн грн. страховых премий, что на 2,2% меньше, чем за аналогичный период 2009 г. Результаты работы крупнейших “лайфовых” страховщиков показывают, что на Топ-20 СК приходится более 70% (277,8 млн грн.).

Отметим, что в конце августа страховщики давали более оптимистичные оценки ситуации на рынке. Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; с 1992 г.; объединяет более 100 СК) сообщала, что “лайфовые” страховщики — члены Лиги за первое полугодие собрали около 240 млн грн. страховых премий.

“По сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель продемонстрировал незначительный рост”, — указывалось в сообщении ЛСОУ.

По мнению президента ЛСОУ Натальи Гудымы, по итогам года можно ожидать, что снижение сборов на рынке страхования жизни составит не более 6%.

Она считает, что многие СК демонстрировали прирост показателей, причем наиболее удачными для страховщиков оказались июнь и июль текущего года.

В частности, обнародованные ЛСОУ и Insuranse Top данные показывают, что некоторые участники рынка смогли за январь — июнь добиться увеличения объема собранных страховых премий на 30%, а порой и на 70%.

“С момента создания в 2006 г. мы поставили себе задачу построить мультиканальную систему продаж. Очевидно, выбранная стратегия дает результаты, — говорит Вадим Вьюн, первый заместитель председателя правления СК “Уника Жизнь”. — Мы смогли найти банки, которые даже в активной фазе кризиса сохранили объемы кредитования физлиц. Есть также определенные успехи в страховании корпоративных клиентов”.

Несмотря на успех ряда компаний, можно констатировать, что около половины первой двадцатки СК показали ощутимое снижение сборов страховых премий. Некоторые крупные игроки на рынке страхования жизни в первом полугодии 2010 г. собрали на 40-50% меньше страховых премий, чем за аналогичный период минувшего года.

“В январе — июне 2010 г. сократилось количество корпоративных договоров. Несмотря на развитие краткосрочного кредитования, банковское страхование продолжило свое падение”, — говорится в сообщении ЛСОУ.

По мнению опрошенных БИЗНЕСом страховщиков, на рынок страхования жизни по-прежнему отрицательно влияет недоверие к финансовой системе вообще и к долгосрочным вложениям в частности.

Также нужно учитывать, что в системе MLM-продаж (Multi Level Marketing, сетевой маркетинг.Ред.) сейчас происходит активное перераспределение ресурсов между игроками, кадры мигрируют из компании в компанию.

Что касается сегмента корпоративных клиентов, то в нем пока предпосылок к существенному росту не наблюдается, а СК в основном работают на удержание своих позиций.

Впрочем, для рынка не все потеряно. Нельзя говорить, что спроса на услуги “лайфовых” СК нет. Как уже писал БИЗНЕС (см. №35 от 30.08.10 г., стр.38), некоторые исследования показывают, что украинцы в ходе трудоустройства все чаще интересуются предлагаемыми работодателем социальными программами.

Причем наиболее часто интерес наемного персонала вызывает именно наличие программ медицинского страхования и страхования жизни. В данной сфере страховщики активно конкурируют с негосударственными пенсионными фондами (НПФ).

По мнению заместителя председателя совета ЛСОУ Александра Залетова, за минувшие годы страховщики пользовались у работодателей большим успехом, чем управляющие НПФ.

По его словам, в 2009 г. платежи по корпоративным программам страхования жизни составили 184,6 млн грн., тогда как пенсионные взносы по корпоративному пенсионному обеспечению НПФ — 165,9 млн грн.

Справедливости ради следует отметить, что СК обходили по данному показателю НПФ и в 2006-2007 гг., однако уступили первенство в 2008 г., собрав с корпоративных клиентов 255,9 млн грн., что оказалось на 31% меньше, чем у НПФ. 

Страховщики — о выживании

Наталья Невядомская, председатель правления СК “Инго Украина Жизнь” (г.Киев; с 2007 г.; 52 чел.):

— На рынке сложилась интересная ситуация. СК, которым удалось найти свои ниши и сегменты рынка, смогли показать рост.

Те же компании, которые сконцентрировались на MLM-посредниках как на основном канале продаж, получили сокращение сборов страховых премий. Дело в том, что такой канал продаж, как MLM, переживает спад.

Исчезают MLM-брокеры, ранее обслуживавшие СК, происходит миграция кадров между компаниями. Страховщики, которые сделали ставку на работу с корпоративными клиентами, тоже смогли добиться прироста.

Положительный результат также получили страховщики, которые еще до кризиса начали инвестировать средства в развитие собственных агентских сетей продаж.

Вадим Загребной (53), председатель правления ОАО “Компания по страхованию жизни “Брокбизнес” (г.Киев; с 2007 г.):

— Пока прогнозы “лайфовых” страховщиков о росте рынка в 2010 г.на 5-10% по отношению к 2009 г. не оправдываются.

Также не оправдались прогнозы экспертов о перетекании денежных средств с депозитов в “лайфовые” СК. Негативную роль сыграли подрыв доверия к финансовым институтам в целом и продолжающаяся нестабильность на страховом рынке.

Более половины компаний, входящих в Топ-20 “лайфовых” СК страны, по итогам первого полугодия 2010 г. показали сокращение сбора страховых премий, тогда как другая часть демонстрировала прирост.

Такие противоречивые тенденции объясняются тем, что рынок страхования жизни все еще сильно зависит от корпоративного сектора, и те компании, которые смогли удержать или привлечь корпоративных клиентов в первом полугодии 2010 г., остались в выигрыше.

В целом, положительный прирост в портфелях “лайфовых” компаний, как и прежде, будет обеспечивать корпоративный сектор.

Для рынка розничных продаж характерными будут заинтересованность клиентов не в накоплении, а в финансовой защите семьи в случае смерти кормильца или получения инвалидности, т.е. приоритетными будут “рисковые” программы.

Страховщик — о выживании

Вадим Вьюн (37), первый заместитель председателя правления СК “Уника Жизнь” (г.Киев; с 2006 г.; 31 чел.):

— Происходящие на рынке процессы вполне объективны. Идет консолидация рынка, и финансовый кризис только ускорил ее. Способность компаний работать в условиях кризиса напрямую связана с качеством портфеля клиентов и сбытовых партнеров, запасом финансовой прочности как самой компании, так и ее материнских структур.

Многие СК зависят от одного-двух крупных клиентов или посредников, потеря которых приводит к резкому снижению показателей страховщика.

Нужно также учитывать, что между страховщиками идет очень жесткая борьба за корпоративных клиентов. Этот сегмент рынка пока уже, чем мог бы быть исходя из экономических показателей, так как многие потенциальные корпоративные клиенты е

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 05.10.24
Кількість КУА278на 05.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 05.10.24
Кількість ІСІ1815на 05.10.24
Кількість НПФ*53на 05.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24