Подарунок "старшого брата". Як Україна буде "кроїти" податкову систему
http://www.epravda.com.ua/publications/2016/10/7/607575/
Якою бачить МВФ фіскальну і податкову політику України. (Рос.)
Обнародованный 3 октября текст меморандума между МВФ и Украиной традиционно стал предметом оживленной дискуссии.
В достаточно объемном документе содержится немало рекомендаций фонда, а также обширный перечень обязательств, которые берет на себя украинская сторона.
В целом МВФ отмечает прогресс в части реформ и стабилизации экономики.
При этом главный кредитор страны настаивает, что реформаторские меры необходимо форсировать, иначе Украине в 2017 году не удастся достичь динамики ВВП на уровне 1,5%. Именно на такой рост рассчитывают в фонде.
Не последнюю роль в оздоровлении экономики МВФ отводит фискальной и налоговой политике.
Представители фонда говорят, что налоговые изменения, вступившие в силу в начале 2016 года, сделали немалый вклад в балансирование бюджета, позволили сохранить приемлемый уровень дефицита и достичь целевых показателей.
О чем именно говорит фонд?
Во-первых, о снижении общей ставки единого соцвзноса до уровня 22% и одновременном увеличении базы для начисления ЕСВ с 17 до 25 прожиточных минимумов.
Во-вторых, о сохранении спецрежима по уплате НДС для сельхозпроизводителей, хотя с 2017 года он будет полностью ликвидирован.
В-третьих, об улучшении ситуации с возмещением НДС, хотя о каком улучшении можно говорить, если к началу августа задолженность по возврату НДС составляла почти 30 млрд грн.
В-четвертых, об увеличении ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также на топливо.
В-пятых, об унификации ставок налога на доходы физлиц, вместо 15% и 20% стало 18%.
В-шестых, о снижении ренты на добычу газа и увеличении лицензионных платежей для компаний, добывающих янтарь.
Тем не менее, МВФ считает перечисленные новации недостаточными и настаивает на более масштабном реформировании налоговой системы и законодательства, на котором она основывается.
В меморандуме и перечислены основные шаги, которые Украина намерена предпринять в данном направлении.
На первый взгляд, ничего принципиально нового, что коренным образом отличалось бы от проекта изменений в Налоговый кодекс, который Министерство финансов презентовало еще в начале августа.
Все те же планы по сужению полномочий Государственной фискальной службы, по ее реструктуризации, по дальнейшему слиянию налоговой и таможни с целью объединить два ключевых подразделения ГФС в единую структуру.
Не отказываются украинские власти от ликвидации налоговой милиции и от создания на ее базе органа, который будет заниматься расследованием финансовых и экономических преступлений, а также заберет дублирующие функции у других силовых структур.
Тем не менее, отдельные обещания, данные фонду правительством Украины, вызывают определенные вопросы.
Например, власти так и не отказались от идеи провести разовое декларирование/амнистию капиталов. При этом особо тщательной проверке подвергнутся именно налогоплательщики с высоким уровнем дохода (главная цель — миллионеры), вплоть до предоставления налоговикам права доступа к их банковским счетам, что, разумеется, несет немалые риски для злоупотреблений.
Кроме того, в 2017 году с большой вероятностью все-таки начнется поэтапное внедрение инструментов по косвенному контролю доходов и расходов, они коснутся всех налогоплательщиков.
Помимо этого, в ГФС планируют усилить отслеживание доходов высокопоставленных чиновников, и тщательно анализировать их происхождение.
Также рассматривается возможность по слиянию НДФЛ и ЕСВ, о чем, кстати, в Минфине говорили еще год назад. Сроки реализации данной меры в меморандуме не указаны. Но прорабатывать ее будут уже с января 2017 года.
Из явно позитивных шагов — дальнейшая реформа таможни. В частности, развитие и масштабное внедрение системы управления рисками, совершенствование процедур определения таможенной стоимости, борьба с контрабандой и коррупцией, появление института об уполномоченных экономических операторах. Соответствующий закон должен быть принят в ближайшие месяцы.
Все это в перспективе должно привести к упрощению таможенного режима и увеличению грузопотока через границу.
Еще одно обязательство — полная ликвидация задолженности по возмещению НДС, решение проблемы с "зависшими" авансовыми платежами по налогу на прибыль. О его замене налогом на выведенный капитал, кстати, в меморандуме нет ни слова.
Неприятный "сюрприз" в МВФ подготовили и для предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения. Фонд видит в упрощенке немало пробелов, которые позволяют бизнесу, особенно крупному, избегать уплаты налогов в полной мере.
В связи с этим, МВФ настаивает на "коренной реформе" упрощенного налогового режима, и его максимальном приближении по степени налоговой нагрузки к общей системе.
Если кратко резюмировать заложенные в меморандуме "маркеры", то 2017 год пройдет под знаком очередной порции изменений в системе налогообложения. Причем, изменений явно не во всем положительных с точки зрения бизнеса и рядовых налогоплательщиков.
Да, к счастью в МВФ не требуют радикального увеличения налоговой нагрузки. Но, в то же время, степень косвенного давления неизбежно возрастет. Хотя бы по той причине, что будут предоставлены более широкие возможности по выявлению сокрытых доходов и активов, вплоть до раскрытия банковской тайны.
Плюс ко всему, к серьезным изменениям следует готовиться малому и среднему бизнесу. Конечно, на первых порах предпринимателям предложат нечто вроде альтернативы "упрощенке", фиксированный налог, к примеру. Но к 2018 году, скорее всего, сфера применения единого налога будет существенно сужена.
И не исключено, что работать на этой системе смогут лишь мелкие предприниматели, ведущие индивидуальную деятельность с крошечным оборотом — до пары сотен тысяч гривен в год.
Более крупному бизнесу волей-неволей придется переходить на общую систему. Выбор будет разве что между "урезанным" вариантом подоходного налога или полноценной уплатой налога на прибыль и НДС.
Наталья Ульянова, партнер ЮФ ICF Legal Service
Всього компаній-членів | 283 | на 09.10.24 |
Кількість КУА | 278 | на 09.10.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 09.10.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 09.10.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 09.10.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |