Почему венчурные фонды начали заниматься PR

01 березня 2012
"Unova Медиа", 16.02.2012

http://unova.ru/2012/02/16/10707.html

Лина Рао, автор и колумнист TechCrunch, рассуждает о том, что крупные венчурные фонды на Западе уже давно являются не банкоматами по выдаче наличности стартапам, но «агентствами полного цикла», которые помогают своим подопечным заниматься рекрутингом, маркетингом и пиаром. Все чаще — пиаром. Unova представляет перевод этих рассуждений.

Венчурные капиталисты лезут из кожи вон больше, чем когда-либо раньше. Чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными, венчурные фонды не просто раздают советы и капиталы, но и предлагают ряд дополнительных услуг.  Это, в принципе, не новость. Например, крупные венчурные фирмы вроде Kleiner Perkins и Greylock уже давно помогают при найме персонала тем, в кого инвестируют. Но в последнее время мы видим, как фонды, засучив рукава, занялись еще одним видом деятельности — связями с общественностью.

Все чаще историю очередного стартапа мне рассказывает пиарщик фонда или инвестиционной компании, вложившей деньги в этот стартап. Традиционно  новости про запуск компании или продукта, тенденции на рынке и финансирование подавали или сами стартапы, или сторонние PR-агентства. Но рост числа презентаций, выполненных силами самих венчурных фондов, заставил менять задуматься об эволюции венчурного инвестирования, особенно в контексте PR. В течение последнего года мы видели, как крупные фонды нанимали все больше талантов в области PR и коммуникаций с тем, чтобы они помогали стартам из портфолио работодателей с маркетингом и связями с общественностью.

Одним из первых крупнейших событий в этой области стало присоединение к Andreessen Horowitz в качестве партнера босса пиара Маргит Веннмачерс, основательницы одной из крупнейших медиа и PR-фирм OutCast Communications. Тогда Марк Андерсен сказал Каре Свишер из AllThingsD, что опыт Веннмачерс в области пиара и создания брендов поможет фонду и стартапам из его портфолио. В Andreessen Horowitz всего через год после запуска мудро рассудили, что создание мощного венчурного фонда потребует чего-то большего,   нежели простого выписывания чеков.

Дэвид Крейн, бывший директор по глобальным коммуникациям и связям с общественностью Google и один из первых пиарщиков компании в те времена, когда она была просто стартапом, занимается двумя вещами в Google Ventures, где он сейчас работает в статусе партнера. Он инвестирует в стартапы, но также помогает компаниям из портфолио Google Ventures с PR-стратегией.

В апреле 2010 года Kleiner Perkins заманил к себе бывшего главу по коммуникациям Hulu (а еще раньше — пиарщика и маркетолога в Amazon и Microsoft) Кристину Ли. В прошлом квартале гуру пиара Кирстен Холларс (Outcast, Yahoo, Digg и AOL) присоединился к Andreessen Horowitz, где сконцентрировался  на маркетинговых и PR-кампаниях для 80 стартапов в портфолио фонда. И совсем недавно мы видели, как Эндрю Ковац, старший PR-менеджер Google, перешел в Sequoia чтобы помочь маркетологу в статусе партнера Марку Демпстеру с пиаром и коммуникациями для компаний в США и Израиле.

Очевидно, что ряд наиболее ярких и уважаемых талантов в индустрии IT-пиара более не работает в агентствах или непосредственно в компаниях. Как сказала мне Эмили Менделл, вице-президент по коммуникациям в National Venture Capital Association, венчурный рынок находится в стадии острой конкуренции за стартапы: «Множество фондов рыскают в поисках сделок в самом горячем сегменте — посевном финансировании.  И стратегия коммуникаций — просто еще одна услуга, которую фонды могут предложить за столом переговоров».

Пиар в области технологий — нелегкая задача. Чтобы делать работу хорошо, требуется понимание технологических аспектов продукта и способность представить эту информацию в понятном для прессы виде. По словам Менделл, стартапы поняли, что наличие в венчурных фондах людей с такой способностью — ценный бонус.

Многие из топ-менеджеров, упомянутых выше, концентрируются исключительно на помощи компаниям из портфолио, а вовсе не занимаются коммуникациями для самих фондов. Ли сказала мне, что отчасти тренд найма венчурными фондами талантливых пиарщиков отражает то, как в IT- индустрии меняется роль коммуникаций. «Сейчас умные предприниматели понимают ценность того, чтобы быть прозрачными для потребителей и роль коммуникаций выросла до стратегического уровня», — говорит она. «От пиара ждут, что он будет играть важную роль в создании брендов, все  больше и больше стартапов думают о пиаре и брендинге еще на ранних стадиях». По ее словам Kleiner, например, использует комплексный подход в процессе создания компаний и часть этого подхода — оказание услуг коммуникаций и пиара.

Другой источник в индустрии рассказывал мне, что хотя некоторые венчурные компании нанимают пиарщиков для работы с компаниями из портфолио, другие сами используют PR для усиления и продвижения своего собственного образа.

Один из факторов, который, по-моему, усиливает тренд появления пиарщиков и даже мини-агентств внутри фондов, это рост числа сделок на стадии посевного финансирования и наличие конкурентного рынка. Недостатка в венчурных фондах и бизнес-ангелах, желающих выписать чек, сегодня нет. Способность фонда выступить в роли агентства «полного сервиса» может быть решающим фактором для предпринимателей, рассматривающих разные варианты привлечения финансирования. Это особенно важно для компаний, находящихся на самой ранней стадии, часто не имеющих денег для найма «звездного» PR-специалиста или оплату услуг агентства.

Как я говорила в самом начале, частью этого пакета «все включено» также является и рекрутинг — это тоже тренд, который проявился какое-то время назад. Например, Джульет де Баубини помогает компаниям из портфолио Kleiner Perkins с человеческим капиталом и нанимает для них персонал вот уже десять лет. Greylock недавно создал целую команду, в задачу которой входит помощь стартам в найме.  Фонды вроде Andreessen Horowitz и Sequoia также агрессивно работают над тем, чтобы помочь стартапам  в нетворкинге и рекрутинге.

Интересно также, что модель «все включено» теперь предлагается и инкубаторами вроде Y Combinator, TechStars и 500 Startups — и посредством оказания услуг специалистами, работающими в них, и через менторинг. И хотя венчурные фирмы, упомянутые выше, инкубаторами можно назвать лишь с большой натяжкой, определенно интересно наблюдать за тем, как функционал этих больших компаний эволюционирует вместе с рынком.

Глядя на то, как фонды масштаба Andreessen Horowitz и Kleiner Perkins создают венчурные предприятия «полного цикла», которые не просто дают деньги, но и занимаются пиаром, маркетингом и рекрутингом, не возникает сомнений в том, что этот тренд распространится и на менее значительных игроков на рынке.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 28.09.24
Кількість КУА278на 28.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.09.24
Кількість ІСІ1815на 28.09.24
Кількість НПФ*53на 28.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24