Почему СМИ должны рассказывать о фондовом рынке

10 червня 2011
Катерина Панова, "Телекритика", 09.06.2011

http://www.telekritika.ua/telekanaly/2011-06-09/63505

Фондовики мечтают о времени, когда украинцы будут начинать утро с изучения биржевых котировок. Но пока стоит заговорить о фондовом рынке - и аудитория уходит. Почему так и что делать?

Информация о фондовом рынке не лишняя для населения. Как минимум - в свете предстоящей пенсионной реформы (ну когда-нибудь же она состоится! :)) Но пока что стоит каналу завести речь о фондовом рынке - и аудитория уходит. Даже в деловых программах. Возможно, дело в грубом вмешательстве инвесткомпаний в работу журналистов и ведущих, в результате чего телепроекты пестрят непонятными терминами и мигающими баннерами?

 «Украинская биржа» при информационной поддержке «Телекритики» собрала журналистов и участников фондового рынка, чтобы выяснить, почему же в украинских СМИ так слабо отражаются события фондового рынка и можно ли исправить ситуацию.

Несмотря на провокационную тему круглого стола - «Уровень деловой журналистики в электронных СМИ: подняться с мировой обочины» - дискуссия вышла мирной и на удивление содержательной. Дело в том, что от самочувствия фондового рынка зависят не только прибыли инвестиционных компаний и рекламных отделов СМИ, но и развитие всего украинского бизнеса в целом. И даже успешность пенсионной реформы, которая коснётся миллионов украинцев. И в этом всём роль СМИ едва ли ограничивается просто отображением биржевых сводок.

Модератор дискуссии Максим Прасолов, руководитель агентства по связям с инвесторами «Таргентум», сразу озвучил основную претензию инвесторов к СМИ: фондовому рынку уделяют недостаточно внимания. «Около 70% деловой информации СМИ в мире черпают из событий фондового рынка. В Украине этот процент не достигает и 10%. На деловых телеканалах и СМИ почти невозможно увидеть показателей фондового рынка, например, котировок акций крупнейших компаний», - отметил он.

Эту мысль продолжил Олег Ткаченко, глава правления «Украинской биржи». По его словам, невнимательность СМИ к фондовому рынку приводит к плачевным результатам. «Ежедневно в деловых новостях звучит информация о курсе валют. И в сознании людей покупка иностранной валюты закрепилась как единственно возможный способ инвестирования средств», - отметил он.

Кроме того, пенсионная реформа, вокруг которой ведутся столь жаркие дискуссии, невозможна без развитого фондового рынка - именно туда вкладывают часть своих денег пенсионные фонды. О чём в большинстве своём украинцы и не догадываются. «Люди мало знают о фондовом рынке. И с недоверием относятся к тому, чего не знают.  Пенсионную реформу не удастся провести успешно, если граждане не будут знать о том, что такое пенсионные фонды, куда они будут инвестировать активы», - отметил Ткаченко.

Глава Государственной комиссии по ценным бумагами и фондовому рынку (ГКЦБФР) Дмитрий Тевелев отметил, что мечтает о том времени, «когда большая часть населения нашей страны будет начинать утро с изучения биржевых котировок».

Журналисты, как оказалось, всё понимают, но помочь не очень-то могут: их зрителям и читателям биржевые сводки неинтересны, если сравнивать даже не с голой грудью активисток Femen, а с новостями банков.

«Когда мы начинаем говорить о фондовом рынке, аудитория уходит. Несмотря на то, что это деловая программа», - констатировал Михаил Иртлач, маркетинг-директор группы ESG, которая производит бизнес-новости для многих украинских телеканалов.

Его поддержал Фёдор Крикун, редактор информагентства «ЛигаБизнесИнформ». «Новости о результатах торгов имеют гораздо меньшую посещаемость, чем о тех же банках. Просто это по большей части экзотика», - отметил он.

Кроме того, игроки фондового рынка не всегда могут быть приятными и полезными для журналистов и их аудитории.

Катерина Андрущенко, и.о. редактора раздела «Экономика» канала «24», рассказала о некоторых инвестиционных компаниях, которые, выступая партнёрами телепрограмм, ведут себя некорректно. «Пиар-менеджеры не должны вмешиваться в работу телевизионных журналистов. А то выходит как: тексты выхолащиваются, получаются уже не редакционные материалы. Компании пытаются вмешиваться и в процесс монтажа. Сюжет превращается в рекламный ролик», - пожаловалась она. Наличие брендирования, флажков, баннеров - всего того, чего требуют пиар-службы инвесткомпаний - обычно отталкивает и раздражает зрителей, от чего страдает и партнёр, и телеканал.

Похожие проблемы и у Михаила Иртлача из ESG. «Как только мы обращаемся к участникам рынка с предложением создать совместную программу, сразу нам отвечают, что нужно титровку и сзади обязательно баннер», - признался он.

«Да, мы вмешивались в тексты, хотели их улучшить. Некоторые вещи журналистам нужно подсказывать», - оборонялся Алексей Сухоруков, управляющий директор инвестиционной компании «Универ Капитал». Он отметил недостаточный образовательный уровень украинских деловых журналистов и пригласил всех желающих восполнить пробелы в знаниях в учебном центре его компании. Дмитрий Тевелев также предложил журналистам поучиться в Киевском институте развития фондового рынка бесплатно.

Оксана Митницкая, главный редактор журнала «Власть денег», со своей стороны отметила ещё одну плохую привычку участников фондового рынка - говорить на непонятном неподготовленному человеку языке.

«Иногда комментарии аналитиков можно складывать в копилку народной мудрости. Говоря про восходящие тренды, вы сразу теряете частного инвестора, который сегодня покупает доллары», - отметила Митницкая.

Владимир Веселовский, руководитель программы «UBC-финансовые рынки», в свою очередь, намекнул на проблемы с компетентностью и у некоторых представителей фондового рынка. «Мы предоставляем в своих новостях каждый день возможность для комментариев. Говорите, пожалуйста. Но качество комментариев... Аналитик - мальчик 20 лет, который научился нажимать кнопки и думает, что может делать прогнозы», - отметил он.

«Меня умиляет вот какая [часто употребляемая] фраза: "Рынок показал разновекторную динамику"», - внёс свою лепту Тевелев, и участники круглого стола понимающе заулыбались, так как высказывание действительно лишено смысла.

Но даже согласись СМИ круглосуточно освещать события фондового рынка, информация эта будет во многом бесполезна, объяснил Игорь Мазепа, генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital. «Коллеги тут говорили, что есть ежеквартальные обзоры рынка, ежемесячные. Но они же не имеют никакого значения! Инвестору не интересно, что произошло вчера и даже сегодня - ему важно знать, что произойдет через полтора года», - отметил Мазепа. По его словам, основная проблема коммуникаций СМИ и биржевых игроков - в отсутствии культуры фондового рынка.

В отсутствии этой самой культуры не сомневался ни один участник дискуссии. Вопрос скорее в том, кто же формирует эту культуру - или же что было первым: курица или яйцо. То есть аудитория формирует спрос на информацию в СМИ или журналисты и редакторы формируют потребности аудитории?

Участники фондового рынка уверены, что инициативу должны проявлять и журналисты, и участники рынка. А простые украинцы, у которых есть свободные деньги, хоть и не сразу, но поймут, зачем это надо, и даже войдут во вкус.

Недавно вернувшийся из Варшавы Дмитрий Тарабакин, директор и руководитель департамента брокерских операций Dragon Capital, сравнил ситуацию с интересом к фондовому рынку в Украине и Польше. Дело в том, что местная Варшавская фондовая биржа становится всё более популярной площадкой для первичного размещения акций украинских компаний. 

«В Варшаве 10 лет назад половина билбордов была увешена рекламой пенсионных фондов. Все телевидение рассказывало о пенсионных фондах. Десятки миллионов долларов в 2000 году были потрачены на рекламу пенсионных фондов. Сегодня они имеют продукт - миллион потребителей информации в Варшаве», - рассказывает Тарабакин. 

По его мнению, украинцам нужно многому поучится у поляков - иначе все будет плохо. «Если мы не стабилизируем ситуацию, то через три года собирать подобный круглый стол не будет смысла», - пессимистично заключил Тарабакин.

Вместе с тем Игорь Ляшенко, главный редактор журнала «Топ-100» и ветеран украинской деловой журналистики, был более оптимистичен. «Не сомневаюсь: как только экономика возобновится, возобновится и разъяснительная активность игроков рынка, и это и будет наилучшим методом приобщения людей к фондовому рынку», - отметил он.

Действительно, когда до кризиса инвестиционные компании развернули активные рекламные кампании, украинцы хотя бы заинтересовались институтами совместного инвестирования и узнали, что такое ПИФ. «А если вдруг и пройдёт пенсионная реформа, процесс пойдёт сам собой. А освещение рынка, образовательный момент - это подключится», - успокоил Ляшенко.

И всё же многое упирается в желание регулирующих органов создавать нормальные условия для работы фондового рынка. Поэтому участники круглого стола напоминали журналистам, что целевой аудиторией СМИ также являются и государственные чиновники, на чьи решения и помыслы журналисты могут воздействовать.

«Есть необходимость развивать фондовый рынок, который, безусловно, может стать поддержкой украинской экономике и мобилизовать ресурсы, лежащие сейчас "под матрасом". Важно, чтобы вы побудили власть имущих задуматься о состоянии фондового рынка и о том, является ли он ресурсом для роста экономики в Украине», - в заключение обратился к журналистам Максим Прасолов.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24