Почему не финансовый кризис опасен для Украины?

05 жовтня 2009
Тронд Моэ, "Инвестгазета", №39, 2009

http://investgazeta.net/?p=news&news_id=26914

Все мы уже знаем, что финансовый кризис начался из-за спекуляций на американском рынке недвижимости. Но сейчас это не столь важно, поскольку он мог случиться и в любой другой части мировой экономики. Для нас важнее всего то, почему кризис так распространился и настолько глубоко поразил украинскую экономику.

В первую очередь кризис распространился потому, что инвестиционный банк Lehman Brothers обанкротился, и за одну ночь доверие к банковской системе испарилось. Банки перестали одалживать деньги друг другу, а также своим клиентам. Все это привело к стремительному охлаждению перегретых рынков по всему миру.

Правительства развитых стран не смогли восстановить доверие к финансовой системе, предлагая взамен альтернативное финансирование из государственной казны. Точно так же поступил и МВФ в Украине - предложил свое финансирование в качестве альтернативы.

Во многих странах финансовый кризис уже практически закончился, потому что доверие начинает возвращаться. Банки вскоре почувствуют себя более безопасно и возобновят кредитование. У инвесторов уже вернулось доверие к рынкам капитала, и они снова начали инвестировать.

Как насчет кризиса в Украине? Тут тоже исчезло доверие, а вместе с ним и деньги.

Я убежден, что уже в скором времени доверие инвесторов вернется, и компании смогут получить доступ к краткосрочному финансированию. Это обусловлено тем, что мировой спрос на украинскую экспортную продукцию постепенно восстанавливается.

Но означает ли это, что Украина автоматически вернется в состояние экономического роста? Да, спрос, подстегиваемый потреблением, вернется. Но для настоящего роста экономики и долгосрочного процветания страны критически важны долгосрочные инвестиции. Как же их получить?

Сначала на ум приходят государственные инвестиции, но у украинского государства денег нет. К тому же, как известно, государство - неэффективный собственник. Таким образом, львиная доля инвестиций должна поступать от частного сектора. Но частным инвесторам нужны «весомые гарантии» защиты прав собственности. Инвесторам необходима уверенность в том, что никто не сможет отобрать их актив или будущий доход.

Эти «весомые гарантии» могут быть выборочными или едиными для всех. Когда они являются выборочными, несколько игроков рынка (назовем их олигархами) чувствуют себя в безопасности, а остальные игроки - нет. Эту модель часто называют «клановым» капитализмом (или, как принято тут говорить, «олигархическим»). В основе такой модели лежат не законы, а личные отношения и взаимная экономическая выгода. Такая система может худо-бедно функционировать в условиях бессменной государственной власти и когда олигархов мало и они между собой не конкурируют, как, например, в военных диктатурах Северной Кореи и стран Латинской Америки.

Единые для всех «весомые гарантии» основываются не на доброй воле, обещаниях или отношениях, а на четких институциональных ограничениях. Такой подход обеспечил успех странам Запада, где власть государства ограничена строгими требованиями законодательства и демократическими, конкурентными выборами. Таким образом, долгосрочные частные инвестиции стали возможными, что привело к историческому глобальному экономическому лидерству западных государств.

Стоит отдать должное и странам Азии, которым удалось создать «весомые гарантии». Даже в отсутствие демократических свобод такие страны, как Сингапур и Китай, создали единые условия для инвесторов.

Украина давно отошла от модели государственного капитализма, и на данный момент в стране господствует «клановый» капитализм. Но, в отличие от диктатур со стабильной властью, украинская модель не стабильна, потому что в ней слишком много игроков - как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Клановая модель может работать только при очень малом количестве игроков и бессменной власти, иначе она будет находиться в состоянии постоянного кризиса и неизбежно будет заменена.

Даже по окончании финансового кризиса Украина все равно продолжит находиться в системе полного отсутствия «весомых гарантий» и недостатка доверия. А это будет означать постоянный кризис - до тех пор, пока в Украине не будет по-настоящему демократических, конкурентных выборов, устойчивой системы государственной власти и абсолютного верховенства права. Из всех перечисленных условий в Украине на сегодняшний присутствует максимум одно - в этом и заключается настоящий украинский кризис.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24