Переход на личности

11 лютого 2015
Артем Стороженко, Комментарии, 10.02.2015

http://comments.ua/money/507164-perehod-lichnosti.html

За последний год Украина, казалось бы, сильно продвинулась вверх во многих международных рейтингах, отражающих удобство ведения бизнеса в стране

В рейтинге глобальной конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум, наша страна занимает 76-е место среди 144 стран. А в рейтинге легкости ведения бизнеса «Doing business» Всемирного банка наша страна в прошлом году и вовсе впервые перешагнула рубеж  в 100-е место и заняла 95-ую позицию среди 189 стран. Однако на практике три года экономического спада, война в Донбассе, стремительное обесценивание гривны и нехватка глубоких реформ фактически лишили Украину привлекательности в глазах иностранных инвесторов.

За январь-сентябрь 2014 года Украина потеряла 96% всех прямых иностранных инвестиций, вложенных в страну за 2012-2013 гг. Объем капиталовложений, накопленных за годы независимости государства, за эти месяцы сократился на $ 8,5 млрд. до $ 48,5 млрд., подсчитали с Государственной службе статистики. С такими потерями ПИИ Украина не сталкивалась даже в годы глобального финансового кризиса, когда в мире происходили массовый уход инвесторов из развивающихся экономик и репатриация капитала, а в нашей стране, как и сегодня, была рецессия и глубокая девальвация гривни. Чистой приток ПИИ в целом обвалился по итогам года в десять раз - с $4,1 млрд. в 2013 году до $ 413 млн. в 2014-ом, по данным Национального банка. «Бизнес уничтожен, никто не хочет вкладывать, новые проекты не начинают, идет эмиграция. Очень сложно назвать отрасль, которая развивается и растет», - комментирует ситуацию Андрей Блинов, экономический эксперт, проектный менеджер Лиги финансового развития. В то же время, Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера считает, что: «У Украины есть колоссальные потребности в инвестициях. Увы, почти все сейчас заняли выжидательные позиции с точки зрения военного конфликта. Но есть целый ряд секторов, которые интересны с точки зрения инвестиций, даже сейчас. Вот, например сельское хозяйство и энергетический сектор. Арабские страны и тот же Китай могут рассматривать украинское сельское хозяйство. Энергетический сектор тоже может вызвать интерес».


В ожидании реформ

Львиную долю ПИИ, которых за этот период недосчиталась украинская экономика, съело обесценивание национальной валюты. Если в 2014 год страна входила с официальным курсом 7,99 грн/дол., то третий квартал она завершила с курсом 12,95 грн/дол., а весь год – 15,77 грн/дол. Возникшая в результате курсовая разница обесценила многолетние вложения инвесторов в отечественную экономику на $ 9,5 млрд. В то же время собственно отток капитала пока не настолько велик. Он составил за девять месяцев всего $ 887,6 млн., не превысив пока размер его притока — $ 1,9 млрд. Впрочем, и это немало в условиях, когда ключевым источником поступления валюты в страну остались зарубежные доноры.

По словам исполнительного директора Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Анны Деревянко, бизнес ожидал усиленной борьбы с коррупцией, судебной и налоговой реформ, но остался разочарован реформаторской активностью и первого, и второго Кабинета министров премьера Арсения Яценюка.  «На данный момент темпы проведения реформ играют более важную роль для инвесторов, чем конфликт на Востоке. Ведь после декларативных реформ и даже некоторых законотворческих инициатив, процесс их внедрения стал сильно пробуксовывать. А системному инвестору крайне важно видеть изменения, которые происходят в государстве», — соглашается директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василий Юрчишин. Из-за этого «пробуквсовывания» реформ  индекс инвестиционной привлекательности, который подсчитывает ЕБА, в четвертом квартале продолжил снижение и упал до 2,5 пункта с 2,72 в первом квартале.

В итоге, сейчас инвесторы затаились в ожидании решения Международного валютного фонда о запуске новой более масштабной четырехлетней программы финансирования Украины. Реакция представителей международной организации для них – барометр качества реформ, которые украинское правительство обещает провести, и сигнал того, с какой вероятностью эти реформы будут доведены до конца. «Если МФВ примет положительное решение по дальнейшему оказанию финансовой помощи Украине, то это будет позитивный сигнал и для институциональных, и для частных инвесторов. Тогда можно будет говорить не о точечных, а о системных инвестициях в отечественную экономику», — уверен Юрчишин.


На частном уровне

Получение поддержки от международных доноров изменит восприятие Украины частными инвесторами, в особенности при увеличении помощи до $ 50 млрд., выделить которые нашей стране призвал председатель Soros Fund Management и основатель Open Society Foundations Джордж Сорос. «Это изменит правила игры. Украина приступит к радикальным реформам и вместо того, чтобы висеть на краю банкротства, она превратится в землю обетованную, которая будет привлекать частные инвестиции», - написал финансист в начале января для издания «New York Review of Books». А на украинском мероприятии (на сей раз не ланче, а завтраке) финансист подчеркнул, что частные деньги всегда очень осторожны и приходят в страну медленно.

Действительно, если вынести за скобки угрозу неплатежеспособности, которая висит над правительством, Украина на сегодняшний день является выгодной платформой для инвестиций.  Как правило, в кризис дешевле заходить на рынок, пока активы падают в стоимости,  чем во время восстановления экономики. Это сейчас справедливо и для Украины. Олег Устенко считает, «что существует несколько причин для прихода инвестиций в нашу страну, даже в такое тяжелое время. Первая причина, это то, что стоимость активов сейчас упала до исторического минимума, и это однозначно стимулирует. Вторая, это то, что инвестора понимают, вложив деньги сейчас, прибыль может быть настолько велика, что компенсирует риск. Иностранный инвестор должен понимать, что если он хочет вложить 1 млн.дол. он должен купить страховку на 300 тыс.дол. (дополнительные 30 %)».

Однако риски в такой период также высоки, особенно для иностранного инвестора, для которого рынок страны менее понятен. В такой момент важно иметь надежного украинского партнера – ключ к пониманию региона, который может помочь не только правильно выйти на украинский рынок, но и при необходимости вовремя с него уйти. По мнению экспертов, такой партнер должен иметь длительную и успешную историю работы на украинском рынке и одновременно сотрудничества с иностранным бизнесом, а также быть аполитичным, чтобы не зависеть от политического цикла, которому и так подвержена украинская экономика.


Лица бизнеса

Наиболее вероятными кандидатами на то, чтобы стать в глазах международных инвесторов гарантами хотя бы относительной безопасности вложенных денег, экономические и политические эксперты называют крупных украинских бизнесменов «первой десятки» Forbes. Безусловно, в расчет сейчас не идет Петр Порошенко как ныне действующий глава державы – он стал скорее частью институциональной инфраструктуры инвестиционной деятельности. А в целом, персонажей, однозначно рукопожатных для всех категорий международных инвесторов, в украинском крупном бизнесе остались единицы. Позиции Рината Ахметова зависят от перспектив реструктуризации его долгов и развития ситуации на востоке страны. Кроме того репутационно он больше не так привлекателен как публичный партнер для западных компаний. Равно, как – и, пожалуй, в еще большей степени в силу своего российского экс-гражданства - Вадим Новинский. И Сергей Тигипко – как бывший «регионал» и видный член Кабмина Николая Азарова. В то же время, симметричным образом, только уже в силу радикальных политических взглядов условно приемлемы для глобальных компаний с российскими бенефициарами Игорь Коломойский и рикошетом — Геннадий Боголюбов. Аналогичный эффект эксперты диагностируют для Юрия Косюка как экс-топ-менеджера Администрации Президента.  А за спиной Виктора Пинчука, несмотря на всю его филантропическую активность, традиционно отбрасывает тень президентство его тестя, Леонида Кучмы, и, соответственно, «дело Георгия Гонгадзе».

Тем не менее, по мнению Вадима Карасева, директора Института глобальных стратегий, «международные инвесторы проявят интерес к Игорю Коломойскому, так как он контролирует Днепропетровскую область. Однозначно — к Александру Ярославскому, так как он контролирует Харьковскую область, центральную Украину, а также у него есть взаимное доверительное отношение с французскими инвесторами, это немаловажно сейчас. Пинчук, тоже должен заинтересовать, потому что активно работает за рубежом и долго занимается повышением привлекательности Украины в глазах зарубежных инвесторов. Думаю, что к Ринату Ахметову будет не такой активный интерес, так как сейчас у него есть некоторые проблемы в бизнесе. Сферы же, в которых, по моему мнению, могут вкладывать инвесторы — это пищевая и энергетическая промышленности, IT-бизнес, и химическая промышленность». А как считает Олег Устенко,  «топовые» бизнесмены страны будут инвестировать, даже нехотя. Часть их денег будет заходить из-за границы. Вся наша бизнес-элита будет привлекать деньги – Ахметов, Коломойский, Пинчук, Ярославский». Таким образом, в нынешнее смутное время люди с деньгами будут идти к людям с деньгами. И реальные инвестиционные ресурсы в экономику, скорее всего, придут «по знакомству» к крупному бизнесу благодаря давним связям с зарубежными партнерами и интеграции знаковых фигур украинского бизнес-бомонда в мировую экономику.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 04.10.24
Кількість КУА278на 04.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 04.10.24
Кількість ІСІ1815на 04.10.24
Кількість НПФ*53на 04.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24