Пенсионную реформу опять продлили

20 лютого 2009
Регина Дацюк, «Экономические известия» № 30 (от 20.02.2009)

http://www.eizvestia.com/fin/full/4177186

Минтруда заявляет, что второй уровень пенсионной реформы будет запущен не раньше 2011 г.

Участники рынка уверены, что чиновники затянут процесс до 2012 г., в то время как приток пенсионных денег помог бы уже сейчас оживить фондовый рынок.

Рост безработицы, снижение размера отчислений в Пенсионный фонд могут вызвать в 2009 г. огромный дефицит бюджета. Поэтому, как утверждают эксперты, государство не рискнет отвлечь из доходной части Пенсионного фонда часть взносов в пользу накопительной пенсии. Да и в Минтруда нашли повод не внедрять второй уровень в 2010 г.

«Для внедрения второго уровня необходимо выполнить ряд условий. В частности, направление части страховых взносов в Накопительный фонд осуществляется лишь при условии экономического роста страны в течение последних двух лет, за каждый год ВВП должен вырастать не менее чем на 2%. Если в 2007-м и 2008 г. такой рост наблюдался, то в 2009 г. на него не стоит рассчитывать. Решено, что работать на втором уровне будут НПФ, а размер взноса будет фиксированным, потому что если сделать акцент на его постепенном повышении, есть риск, что он не увеличится. Необходимо также, чтобы был единый подход к расчету единицы пенсионных взносов (ЕПВ). Кроме этого, сейчас обсуждается идея формирования консервативного инвестиционного портфеля, так как он обеспечивает высшую сохранность средств в условиях кризиса»,— рассказала Валентина Кудина, начальник управления реформирования пенсионной системы Минтруда. По ее словам, планируется возобновить экспериментальную работу системы персонифицированного учета на базе финучреждений.

Представители НПФ отмечают, что предложенный вариант введения второго уровня достаточно сложный и стоило бы его упростить, предоставив право выбора НПФ работодателю. Кроме этого, необходимо в срочном порядке увеличить пенсионный возраст, сделав его единым для мужчин и женщин,— 62 года. «Таким образом возрастет количество работающего населения, делающего взносы в пенсионную систему, и сократится количество пенсионеров»,— уверяет Анатолий Федоренко, вице-президент «Кинто». В Минтруда, как известно, эту инициативу не поддерживают. Дескать, треть украинских мужчин и вовсе не доживают до пенсии.

Еще одним предложением рынка стал допуск ко второму уровню пенсионной системы старшей части работающего населения, тех, кому в 2010 г. исполнится 39 лет. По подсчетам Института демографических исследований, таких будет около 435 тыс., а взносы, сделанные ими в пенсионную систему, составят около 757 млн. грн. Главный вопрос, который беспокоит и государство, и НПФ,— куда будут инвестированы эти средства.

В большинстве стран, которые недавно провели пенсионную реформу, большая часть средств на начальном этапе была инвестирована в государственные ценные бумаги, которые считаются наиболее надежными, хотя и менее доходными. Но такой сценарий имеет и недостатки. «В Польше, где пенсионная реформа была проведена в 1999 г., большой объем средств был инвестирован в государственные ценные бумаги. Таким образом правительство, увеличив внутренний долг, просто переложило обязательство расчета по этим ценным бумагам на будущее поколение»,— приводит пример Александр Ткач, руководитель департамента НПФ ИФГ «Сократ». Украинское законодательство позволяет инвестировать в государственные ЦБ половину всех средств. Но ввиду предложений Минтруда о необходимости унификации расчета ЕПВ, чтобы фондам не пришлось рассчитывать несколько единиц, скорее всего предельные доли инвестирования в различные активы будут пересмотрены.

По прогнозам господина Федоренко, даже при пессимистичном сценарии в первый год работы второго уровня пенсионной системы на фондовый рынок страны поступило не менее 50 млн. грн. «Это как раз деньги того внутреннего инвестора, которого так не хватает нашему фондовому рынку. И возможно, если бы второй уровень пенсионной системы работал уже сейчас, мы не наблюдали бы такого глубокого падения отечественного фондового рынка»,— считает он.

НПФ, которые, по замыслу, должны быть допущены к работе на втором уровне, переживают не лучшие времена, но благодаря тому, что сумма аккумулированных активов была небольшой, 55% средств размещались на депозитах в банках на длительные сроки (80 банков). По словам директора департамента надзора за НПФ Госфинуслуг Андрея Бахмача, сейчас ведутся переговоры с НБУ. «Мы видим господдержку банков. Но у НБУ нет понимания того, что проблемы в банковском секторе напрямую влияют на проблемы других отраслей»,— сетует он. Также, по его словам, в секторе НПФ наметился спад. «Каждая гривня, вложенная в НПФ, заработала в прошлом году 10 коп. Это не самые хорошие показатели, но главное в этом бизнесе — сохранность средств. Мы наблюдаем приостановку перечисления средств в некоторых корпоративных НПФ вследствие проблем у предприятий-учредителей. По состоянию на 1 октября 2008 г. падение стоимости чистых активов НПФ составило 9%, при этом 6% составило падение СЧА только в третьем квартале. Статистику по 2008 г. мы сможем озвучить только к концу марта. Но уже сейчас понятно, что около 25 НПФ из 70 работающих показали негативные результаты»,— пояснил господин Бахмач.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24