Пенсионная реформа. Фискальная проблема ПФУ
http://blog.liga.net/user/zhukova/article/16322.aspx
Эпиграф: «Самая эффективная реформа, которую
когда-либо проводили на территории Украины,-
была Столыпинская реформа.
За что его, собственно, и убили – в Киевской опере…»
Из разговора.
Четыре года назад я написала в Лиговских блогах статью «Об украинских и американских пенсиях. Отличия.»
Прошу всех читателей вначале просмотреть ту статью, чтобы не повторяться. Там очень важная –и, к сожалению, все еще актуальная информация. Тем, кому лень читать «многабукафф», даю краткие тезисы из «той» статьи.
1.Пенсионные системы бывают солидарные и накопительные. Высокий уровень пенсий во всем мире обеспечивается с помощью накопительной пенсионной системы.
2.В Украине существует солидарная пенсионная система. Фактически, это не пенсионный фонд, а обычный налог.
3.«Пенсионный фонд» Украины является банкротом уже 11 лет (начиная с 2004г).
4.«Пенсионный фонд» Украины (если не провести реформы) будет причиной банкротства государства Украина.
5.Сегодняшним работникам (с трудовым стажем от 10 лет и до предпенсионного возраста) «пенсия» -не светит.
В «той» статье были приведены цифры (таблицы и графики). Спустя четыре года я повторяю эти графики, но в «обновленном виде»-добавляя данные 2013г для каждого показателя. Получается очень наглядно:
В 2010г. я на писала статью «Об украинских и американських пенсиях. Отличия» , в которой давала подробный анализ доходов и расходов пенсионного фонда, трансфертов из госбюджета за период 2004-2009г. Воспользуюсь цифрами той статьи и добавлю еще цифры – за 2013г. (Обратите внимание, что с 2011г. в Украине проводится повышение пенсионного возраста для женщин – но это никоим образом не улучшает катастрофическую ситуацию в ПФУ).
годы | доходы госбюджета, млрд. грн | Расходы ПФУ, млрд. грн | Трансферты госбюджета пенсионному фонду, млрд. грн | Расходы ПФУ в сравнении с доходами госбюджета Украины, % | Дефицит ПФУ (покрываемый из госбюджета) в сравнении с доходами госбюджета Украины, % |
2004 | 59,3 | 36,2 | 5,9 | 61,0 | 9,9 |
2005 | 99,4 | 65,5 | 6,7 | 65,9 | 6,7 |
2006 | 117,8 | 70,2 | 9,7 | 59,6 | 8,2 |
2007 | 140,9 | 101,9 | 24,9 | 72,3 | 17,7 |
2008 | 198,8 | 150,3 | 33,0 | 75,6 | 16,6 |
2009 | 194,1 | 164,0 | 48,9 | 84,5 | 25,2 |
2013 | 339,2 | 250,3 | 83,3 | 73,8 | 24,6 |
График 1
Расходы Пенсионного фонда Украины, 2004-2009 годы, 2013й год, миллиарды гривен
График 2
Трансферты госбюджета Пенсионному фонду, 2003-2009 годы, м лрд гривен
График 3
Расходы Пенсионного фонда Украины в сравнении с доходами госбюджета Украины*, 2004-2009 годы, 2013-й
Итак, из графиков видно, что
1. Расходы пенсионного фонда ежегодно растут;
2. Трансферты госбюджета пенсионному фонду ежегодно растут.
При этом, дефицит ПФУ (покрываемый из госбюджета) постоянно увеличивается. Ох уж этот дефицит пенсионного фонда! Для того, чтобы его убрать, мы должны: либо увеличить поступления в ПФ , либо уменьшить расходы ПФ.
Вариант с увеличением доходов ПФ - не проходит. На сегодняшний день украинская ставка ЕСВ является самой большой в Европе. Мы должны СНИЖАТЬ ЕСВ, если хотим чтобы бизнес выжил. Кстати, необходимо наконец разъяснить ныне работающим украинцам: выплата пенсий сегодняшним пенсионерам проводится ИЗ ВАШЕЙ ЗАРПЛАТЫ, других источников просто не существует. Было бы неплохо (по крайней мере наглядно), если бы работник получал вместе с зарплатой такую распечатку: «Начислена зарплата с отчислениями –5600 грн, из них оплачены пенсии пенсионерам – 2000 грн, прочие налоги -400 грн, на руки -3200грн», (порядок цифр именно такой).
Уменьшение расходов ПФ–не менее сложная проблема. Пенсионеры являются той самой электоральной «священной коровой», которую трогать нельзя. Да и уровень основной части пенсий в Украине –очень маленький. Куда уж тут резать?
Что делать? Остается один выход –реформа… Только настоящая, а не «для галочки».
Напомним, что с 01.10.2011 г. в Украине начата «типа- пенсионная реформа» -постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Эти годы (2011-2015гг) должны были дать улучшение финансовых показателей ПФУ, которое можно было использовать для внедрения накопительного пенсионного страхования (т.е. проведения настоящей пенсионной реформы). Однако реальный шанс 2011го года не был использован – провести реформу тогда так никто и не решился… И уже сегодня Украина вернулась в «до-псевдо-реформенную» точку, а по некоторым показателям – положение даже ухудшилось. К сожалению, сейчас уже будет невозможно провести пенсионную реформу с «мягким переходом» -только за счет увеличения пенсионного возраста части будущих пенсионеров. Всю планировавшуюся от этого шага «выгоду» уже проели, этот «запас» использован – неэффективно, непрофессионально. Теперь нам придется платить гораздо более значимую цену…
Впрочем, вернемся к цифрам.
Итак, пенсионный фонд (на протяжении уже 11 лет) является устойчивым банкротом. В частности, в 2013 году дефицит ПФУ составил 24,6 % госбюджета Украины. Это –огромная цифра (допустимой считается цифра 8%, +/-).
Поскольку отчисления в ПФ являются обычным налогом, логично посчитать –какие доходы получает госбюджет (включая поступления ПФУ) и сколько из этого пирога «съедает» непосредственно пенсионный фонд.
Итак, в 2013г, всего доходы =339,2 (доходы госбюджета) + 167 (доходы ПФУ) = 506,2 млрд грн.
Расходы ПФУ составили 250,3 млрд грн. Т.е. на содержание пенсионеров мы платим приблизительно половину всего, что получает государство. Огромная, невыносимая цифра! И этот процент растет, тенденция четкая –она обусловлена, в т.ч., очень плохой демографией . В частности, в брошюре « Пенсійна реформа: виклик для України», подготовленной Аналитическим центром «Блакитна стрічка» говорится:
«В Україні кількість населення працездатного віку в абсолютному вираженні почне зніжуватися в 2015 році. Українська робоча сила кількістю 22,4 млн чоловік в 2007 році зменшиться до 14,4 млн в 2050 році; зайнятість зменшиться з 20,9 до 13,9 млн чоловік. Кількість пенсіонерів зростатиме випереджаючими темпами. Співвідношення кількості пенсіонерів до кількості осіб, які роблять внески, (коефіцієнт системної залежності) зросте з 0,90 до 1,39. Іншими словами 139 пенсіонерів припадатиме на 100 осіб, які здійснюють пенсійні внески. Це є насправді дуже сумною перспективою для працюючих: кожен повинен буде працювати на себе і, крім того, робити внески, щоб покривати 100% пенсії одного пенсіонера та ще майже 40% пенсії іншого пенсіонера.»
Как говорилось выше, госбюджет каждый год все больше и больше тратит на виплату пенсий.
Можно было бы просчитать – когда пенсионеры будут «съедать» ВЕСЬ бюджет, но не будем. Действительно, зачем считать то, чего не будет никогда? Ведь гораздо раньше случится другое событие – само государство станет банкротом. И тогда просто перестанут платить пенсии, совсем…
Кстати, а вообще – за счет чего платятся солидарные пенсии? Какой у них источник?
Приведу маленькую цитату из статьи макроэкономиста Павла Кухты (период написания статьи -2010г):
«…источниками пенсионных выплат и издержек могут являться, в различных пропорциях:
А) сокращение потребления и инвестиций работников–оба сразу …, т.к. пенсии снимаются с работников, распределяющих средства в соответствии со своей нормой сбережений…
Б)сокращение инвестиций компаний;
В) наращивание госдолга.»
Собственно, сегодня мы это все и видим – нет инвестиций, растет госдолг. Т.о. за выплату сегодняшних солидарных пенсий будут платить наши дети, отдавая кредиты государства… Или не будут?? В принципе, мы ведь можем вывезти наших детей в другие, более благополучные страны?? А здесь –хоть трава не расти!! Или все же отважимся –и проведем пенсионную реформу??
ЗЫ. Впрочем, вопрос инвестиций, потребления и госдолга –это уже вторая, макроэкономическая проблема украинской пенсионной системы (эта проблема найдет отражение в следующих статьях). Пока же сформулируем первую, фискальную проблему ПФУ.
Фискальная проблема украинской пенсионной системы: невозможность поддерживать текущий уровень выплат и тенденции его изменения в связи с демографическими трендами.
Всього компаній-членів | 283 | на 04.10.24 |
Кількість КУА | 278 | на 04.10.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 04.10.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 04.10.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 04.10.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |