Пенсионная реформа должна гарантировать постепенный переход от занятости к пенсии
Председатель правления «Просто-страхование. Жизнь и пенсия» Галина Третьякова рассказала "Делу" о сложностях пенсионной реформы.
Галина Николаевна, почему, по вашему мнению, многие чиновники, политики и рядовые граждане являются противниками внедрения второго уровня пенсионной реформы?
Потому что сегодня реформы в области социальной политики, особенно связанные с пенсионным обеспечением, мотивируются страхом: бизнес боится потерять лучшую рабочую силу, граждане опасаются притока мигрантов, старшее поколение беспокоится за свои пенсии и хочет стабильности, молодое не хочет столкнуться в будущем с гораздо большей неопределенностью, чем люди старшего возраста сегодня.
Поэтому необходимо трансформировать все эти страхи в процесс, основанный на позитивном восприятии будущего, и найти новое равновесие между поколениями. Ведущая роль в этом принадлежит социальному партнерству, экономическая сторона которого должна основываться на справедливых, с точки зрения каждого поколения, механизмах распределения и перераспределения частных и общественных ресурсов.
Сейчас многие политики и высокопоставленные чиновники боятся говорить об удлинении пенсионного возраста, потому что, дескать, у нас мужчины мало живут — по статистике Госкомстата, средний возраст наших мужчин 62,5 года, а женщин — 74 года.
По моему мнению, такие политики и чиновники просто не совсем владеют методами статистической математики.
Дело в том, что средняя продолжительность жизни при рождении и при достижении пенсионного возраста — разные. Так вот, данные Госкомстата учитывают первые расчеты. То есть, если считать средний возраст всех мужчин от их рождения и до смерти, то он действительно составляет 62,5 года. Потому что пик смертности мужского населения Украины приходится на 45-50 лет. И это демонстрирует проблемы не пенсионной системы, а нашего медицинского обслуживания. Но когда мужчина «переживает» опасные периоды в своей жизни и доживает до 60 лет, то потом он в среднем живет еще 14 лет (данные Института демографии Украины). То есть средняя продолжительность жизни мужчин и женщин, достигших пенсионного возраста, 74 года.
В любом случае мало кто захочет уходить на пенсию в более позднем возрасте...
Знаете, когда политики говорят о введении пенсионной реформы, то, как правило, речь заводят об удлинении пенсионного возраста. Но ведь цели реформы другие. Они должны в первую очередь гарантировать постепенный переход от занятости к пенсии, добровольный уход на пенсию и добровольный выбор человеком возраста, в котором он хочет выйти на пенсию. Для этого мы предлагаем утвердить политическое решение, нацеленное на устранение дискриминации по возрасту на рынке труда и предусматривающее гибкую возрастную планку выхода на пенсию. Кроме того, власти должны принять меры, которые бы обеспечивали постепенный выход на пенсию. Такие меры предусматривали бы: курсы подготовки к выходу на пенсию, облегчение рабочей нагрузки в последний год трудовой жизни, а также гибкость при определении возраста, дающего право на получение пенсии. Мы считаем, что государство не должно напрямую предоставлять пенсии своим гражданам, а должно создать все условия, чтобы эти пенсии выплачивались.
А как можно добровольно или постепенно выйти на пенсию?
Такую возможность дает введение второго уровня пенсионной реформы. Тогда у работающего человека появится персонифицированный пенсионный счет — специальный личный счет, на котором накапливаются отчисления с заработной платы. Этими средствами он может распоряжаться, оставлять их в наследство.
Постепенный выход на пенсию подразумевает поэтапное падение нагрузки на протяжении рабочего дня или недели. То есть человек выбирает нагрузку по своим силам: или работать по полдня всю неделю, или пару дней в неделю. Это касается и добровольного выбора пенсионного возраста. Главное, чтобы люди поняли, что в условиях демографического старения, которое характерно для сегодняшней Украины, сохранение пенсионных выплат на неизменном уровне при увеличении пенсионных отчислений работающего населения поставит под угрозу как развитие экономики в целом, так и благосостояние современных и будущих поколений, в частности.
Допустим, завтра введут второй уровень. Как обычному человеку выбрать, в каком НПФ надежнее хранить свои деньги?
Для этого существует институт финансовых посредников (страховщиков, банкиров, НПФ), которые будут консультировать работающих людей по поводу того, какие НПФ выбирать. Так было в Польше, когда проводили пенсионную реформу: каждый человек выбирал, в каком фонде ему лучше разместить свои деньги. При этом в польском законодательстве оговорена возможность раз в год бесплатно менять НПФ и переводить пенсионный счет в другой фонд.
А если доверия к негосударственным финансовым структурам нет?
Если человек не хочет работать с НПФ, кто мешает сегодня внести изменения в законодательство, согласно которым накапливать персонифицированные счета будет как НПФ, так и государственный накопительный пенсионный фонд? В таком фонде 100%-ным учредителем будет государство, а компанией по управлению активами будет выступать Национальный банк. И тогда каждый сам выбирает, где ему спокойнее и выгоднее хранить деньги.
Всього компаній-членів | 284 | на 25.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 25.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 25.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 25.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 25.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |