Пенсионеры недосчитаются пенсий
Пенсионная система Чили, на которую многие годы ориентировались отечественные реформаторы, потерпела крах
С 1 июля в Чили снова введена система государственных солидарных пенсий, которая и станет основной в обеспечении выплат гражданам, вышедшим на заслуженный отдых. Тогда как с 1981 года ставка там была сделана на накопительную систему. Предполагалось, что каждый работник сможет лучше позаботиться о своей старости, если часть зарабатываемых им средств будет аккумулироваться на индивидуальном счете в негосударственном пенсионном фонде, а не сваливаться в общий котел общегосударственного пенсионного фонда
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, с начала действия эксперимента негосударственные ПФ смогли собрать сумму, превышающую 65% ВВП страны. Изначально планировалось, что накопленные там средства позволят обеспечить пенсию в размере 70% от заработка за последние десять лет трудового стажа вышедшего на пенсию работника. В действительности же оказалось, что эта сумма не превышает 38%, а у женщин и того меньше (до 14%), что, по сути, равнялось размеру действовавшей до начала эксперимента минимальной пенсии по старости. Также выяснилось, что половина участников накопительной системы за всю свою трудовую жизнь была не в состоянии собрать средства, достаточные для получения даже минимальной пенсии. В результате государству пришлось увеличить число социальных пенсий (с 290 тыс. в 1992 году до 425 тыс. в 2006 году), хотя первоначально предполагалось, что они будут лишь дополнением системы индивидуальной капитализации. По оценкам экспертов, за период 1981–2004 годов общий дефицит пенсионной системы достиг 5,7%. Единственными, кто остался в выигрыше, стали сами негосударственные пенсионные фонды, сумевшие удачно воспользоваться предоставленным законом правом взимать высокие комиссионные за управление аккумулируемыми средствами.
Стоит сказать, что провал чилийской пенсионной реформы далеко не единственный. К аналогичному выводу о несостоятельности предложенной модели постепенно стали приходить и в соседней России. Россияне, которым с 2002 года была предоставлена возможность заработать на старость, оформив накопительные счета в негосударственных пенсионных фондах, остались равнодушны к этому предложению. Большинство из них предпочло и дальше пользоваться пусть минимальными, зато стабильными благами солидарной пенсионной системы. Как считают эксперты, дело оказалось не только в слабой информированности граждан о выгодности самостоятельного накопления на старость. Негосударственные пенсионные фонды так и не смогли завоевать доверие россиян, несмотря на выгодные условия размещения средств. Есть и еще одна причина. В силу того что значительная часть российской экономики остается в тени, предприятия продолжают платить своим работникам «серые» зарплаты, и когда люди получают уведомления из Пенсионного фонда о состоянии пенсионных отчислений, они обнаруживают, что сумма накоплений столь ничтожна, что беспокоиться о ее размещении — себе дороже.
Дело дошло до того, что в прошлом году Минздравсоцразвития России решило свернуть пенсионную реформу, предложив исключить накопительную часть пенсий граждан из системы обязательного пенсионного страхования и направить средства граждан, которые доверили управление своими деньгами государству, на финансирование дефицита Пенсионного фонда России, то есть на выплату пособий нынешним пенсионерам.
Однако украинских чиновников все это не смущает. Целью отечественной пенсионной реформы остается введение трехуровневой системы накоплений, главенствующее место в которой должно занять индивидуальное накопление в негосударственных пенсионных фондах. Именно оно в будущем, по замыслу реформаторов, должно обеспечить украинцам львиную часть получаемой пенсии (помимо негосударственных ПФ, останется солидарная система и обязательное государственное индивидуальное пенсионное страхование, когда средства работника накапливаются на индивидуальном счету в государственном ПФ). Эксперты говорят, что нынешний финансовый кризис показал еще один немаловажный риск работы негосударственных пенсионных фондов. Негосударственные ПФ — разновидность ИСИ, которые обеспечивают заработки своим клиентам за счет игры на фондовом рынке. В условиях его нестабильности и постоянного проседания инвесторы ИСИ несут убытки. Так что расчет накопить на старость в негосударственном ПФ может и не оправдаться.
Наблюдатели и ранее высказывали сомнения в том, что государственный Пенсионный фонд сможет грамотно инвестировать средства граждан, размещенные на индивидуальных накопительных счетах. К слову, тут также показателен российский опыт. Деньги граждан, которые не воспользовались правом выбора частных управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов для инвестирования средств пенсионных накоплений, оказались в управлении Внешэкономбанка. Объем этих денег составлял на конец 2006 года 267 млрд. рублей, при этом еще в 2005 году их было 176,9 млрд. рублей. Эти деньги сейчас вкладываются в госбумаги. Однако, по признанию Минфина России, государство больше не может справляться с такими значительными средствами.
В Министерстве финансов Украины утверждают, что неудачи других стран не коснутся пенсионеров нашей страны. В правительстве считают, что за последние десять лет украинская власть смогла выработать собственный вариант пенсионной реформы, только лишь косвенно ориентированный на чилийское чудо. Однако детализировать, в чем именно заключается неповторимость отечественной реформы, ни один чиновник так и не смог.
ТАТЬЯНА СМЕТАНИНА
http://comments.com.ua/?art=1219939840
Всього компаній-членів | 284 | на 24.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 24.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 24.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 24.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 24.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |