«Пенсия — не благотворительность, а заработанное человеком право на достойную старость»

25 лютого 2011
"Портмоне", 15.02.2011

http://portmone.name/portmone/2011/nomer-ot-15.02.11/pensija-%E2%80%94-ne-blagotvoritelnost-a-zarabotannoe-chelovekom-pravo-na-dostojnuju-starost.html

Если на личный пенсионный счет работника в НПФ предприятие будет каждый месяц вносить всего по 100 гривен, то при реальной доходности активов на уровне 9% годовых через 15 лет он может рассчитывать на дополнительную пенсию в размере 479 гривен, через 20 лет— 846, а через 30 лет— 2319 гривен в месяц в сегодняшних ценах.

info

Расчеты говорят явно не в пользу государственного пенсионного страхования. Но поняли это пока около 3% работающего населения Украины.

Выбираем выгоду

 Первые негосударственные пенсионные фонды в Украине появились в 90-х годах прошлого столетия. С 1 января 2005 года пенсионный бизнес стал интересен игрокам украинского финансового рынка. Средства, направляемые на пенсионные счета работников, стало возможно относить на валовые затраты предприятия. Инвестиционный доход НПФ не облагался налогами; пенсионная выплата получила льготное налогообложение в размере 60% от ставки подоходного налога, если пенсионеру менее 70 лет, и вообще не облагалась для тех, кто старше 70. В целом по стране фонды показывали положительную динамику даже во время кризиса, а большинство работодателей не прекращали производить отчисления в пользу своих сотрудников. В последнее время вкладчиками фондов все чаще становятся рядовые граждане. Только за прошлый год индивидуальными вкладчиками открытого НПФ «Социальный стандарт» стали почти 700 человек различных финансовых возможностей и разного возраста, включая молодежь. А сумма пенсионных взносов граждан даже несколько превысила сумму поступлений от 55 вкладчиков — юридических лиц. По итогам 9 месяцев «Социальный стандарт» лидирует среди открытых фондов по объемам поступлений, а достигнутая фондом доходность за 2010 год, превышающая 19%, при инфляции 9,1%, безусловно, привлечет новых вкладчиков. Одна из схем предполагает любой размер взносов с любой периодичностью, в т.ч. разовое внесение крупных сумм. Такая форма участия в НПФ пользуется популярностью у частных предпринимателей и людей творческих профессий.

102 фонда — 3 контролера

 На 30.09.2010 в Государственном реестре финансовых учреждений содержится информация о 43 администраторах НПФ и о 102 негосударственных пенсионных фондах, их участниками стали около 500 тыс. человек, а общая стоимость активов превысила один миллиард гривен. За компаниями, участвующими в пенсионном страховании, наблюдают Госфинуслуг и ГКЦБФР, а за хранителями активов — еще и НБУ. Банку-хранителю запрещено вкладывать средства в один финансовый инструмент, осуществлять операции с пенсионными активами, которые противоречат инвестиционной декларации фонда, совет НПФ может в ежедневном режиме получать информацию обо всех операциях со средствами на счетах участников. Активы НПФ отделены от активов учредителя, администратора, компании по управлению активами и хранителя фонда. На сайте Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (http://npf.dfp.gov.ua/) можно найти ежеквартально обновляемые показатели работы каждого из зарегистрированных ею фондов. Каждый шестой доллар инвестиций в мировую экономику принадлежит негосударственным пенсионным фондам.

Что как работает

 «Портмоне» поинтересовалась у игроков рынка, зачем государство вводит трехуровневую систему пенсионного обеспечения и как сейчас организована работа негосударственных пенсионных фондов.

Сергей Ермакович, председатель совета НПФ «Европа», председатель совета НПФ «Укрсоцфонд», генеральный директор компании по управлению активами и администрированию пенсионных фондов «ВиЭйБи Пенсия»:

«В долгосрочной перспективе одноуровневая система не может обеспечить надлежащий уровень пенсионного обеспечения нетрудоспособных категорий граждан Украины. Возникла необходимость внедрения накопительной пенсионной системы, которая должна разгрузить солидарный уровень.

Внедряя систему негосударственного (а в недалеком будущем и накопительного государственного) пенсионного обеспечения, государство решает социальные проблемы, которые связаны с двумя факторами:

– демографический — старение населения, неизбежное увеличение количества пенсионеров по отношению к количеству плательщиков пенсионных взносов;

– экономический — пенсионную систему необходимо встроить в общий экономический механизм, превратить из социальных расходов в источник инвестиций и развития.

Украина отстает от стран постсоветского пространства по проведению пенсионных реформ. С начала национальной пенсионной реформы в 2004 г. большинство проблем остаются нерешенными:

– низкий размер пенсий подавляющего большинства пенсионеров и неравные условия пенсионного обеспечения. Пенсия 55% пенсионеров не превышает 800 грн., а их доля в общей сумме расходов на выплату пенсий составляет всего 38%. Вместе с тем 12% пенсионеров со сравнительно высокими пенсиями (более 1500 грн.) получают 28% от общего объема месячных расходов на выплату пенсий. Только 3,2 тыс. пенсионеров получают действительно высокие пенсии (более 10 000 грн.), из них треть составляют Герои Украины;

– пенсионные расходы растут опережающими темпами по сравнению с возможностями экономики по их обеспечению: удельный вес пенсионных расходов в ВВП Украины — один из самых высоких в мире. В 2008 г. — 15,8% ВВП, в 2009 г. — 18,0% ВВП, при этом трансферты из госбюджета составили почти 40% доходов Пенсионного фонда. Высокие пенсионные обязательства отвлекают ресурсы экономики от целей развития, ставят под угрозу выполнение государством своих функций.

В системе негосударственного пенсионного обеспечения в Украине существуют три основных участника, деятельность которых подлежит лицензированию.

1) компания-администратор НПФ;

2) компания по управлению активами НПФ. Основные требования к ним — наличие специально обученных и сертифицированных сотрудников, техническое оснащение, размер собственного капитала и наличие системы договорных отношений с другими участниками инфраструктуры НПО;

3) самый главный участник — НПФ. В Украине это — юридическое лицо: непредпринимательское общество, действующее исключительно в интересах физических лиц — участников фонда. Это финансовое учреждение, согласно Закону, не может бать признано банкротом. Более детально все условия работы на финансовом рынке описаны в «Лицензионных условиях». Эти документы общедоступны, их можно найти на сайтах Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Система НПО составляет третий уровень пенсионной системы, введенный Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 г. Основу такой системы составляют негосударственные пенсионные фонды. На сегодня, своей деятельностью, они охватывают всего лишь не более 3% (!) работающего населения. Основная задача государства — максимально поддерживать развитие здоровой конкуренции. Останутся те, кто качественнее будет предоставлять услуги. На сегодня, перед государством стоит задача привлечь, совместно с такими структурами, в накопительную систему максимум работающих граждан. Так что говорить о достаточности НПФ на рынке Украины — очень и очень преждевременно.

Система негосударственного пенсионного обеспечения в Украине сможет работать в полном объеме только тогда, когда станет частью целостной трехуровневой структуры».

Виталий Мельничук, вице-президент компании по управлению активами (ПрАТ) «КИНТО»:

«Система негосударственного пенсионного страхования дает человеку возможность создать себе еще одну пенсию. Государственная пенсия сегодня совсем небольшая, в среднем она составляет 1152 грн. за январь. 85% людей вообще получают пенсию размером до тысячи гривен. Необходимы и другие источники доходов.

Около 60 из реально работающих НПФ уже принимают пенсионные взносы. Процедура создания ПФ длится полтора-два года. Фонд может находиться в любом городе, а его представители могут работать где угодно. Есть три типа фондов. Открытые — участниками, вкладчиками которых могут быть любые юридические или физические лица. Корпоративные — создаются юридическим лицом для своих работников. Профессиональные — создаются профсоюзами, их участниками могут быть только члены этих профсоюзов или объединения работодателей.

Наша система негосударственного пенсионного обеспечения считается одной из лучших в Европе. В отличие от системы государственной, которая сегодня является супердефицитарной, затратной и абсолютно неэффективной.

Государственная пенсия — солидарная. То есть мы туда платим всю жизнь, а потом что-то получаем оттуда. В случае с негосударственным пенсионным обеспечением человеку открывается персональный счет, туда идет накопление средств, они инвестируются в экономику, сумма увеличивается, потом человек их получает назад.

У нас есть все условия для того, чтобы эта система негосударственного пенсионного обеспечения работала нормально. Экономически это очень выгодно, это самый дешевый способ стимулирования персонала. И человек, когда устраивается на работу, должен, прежде всего, спрашивать, как это принято в Европе, есть ли в компании пенсионное обеспечение».

Анна Плешакова, «Южный Фондовый Магазин»:

«При более чем сотне зарегистрированных фондов за 6 лет некоторое сокращение их количества — вполне естественный процесс. Ведь для некоторых предприятий создание фонда было не социальным проектом, основная цель которого — негосударственное пенсионное обеспечение своих сотрудников, а бизнес-проектом — с целью предоставления соответствующих услуг по администрированию фондов или управлению активами на коммерческой основе. Поэтому во втором случае ничего удивительного, если учредители пришли к выводу о нерентабельности такого бизнеса. Важно, чтобы в связи с ликвидацией фонда не пострадали его участники. А закон подробно расписывает, что делать в таких случаях, а именно — распродавать активы фонда и переводить вырученные деньги в другие организации по выбору участников, а при отсутствии волеизъявления отдельных участников — в открытый НПФ, определенный ликвидационной комиссией.

Пока условия выдачи лицензий для работы с обязательными взносами участников 2-го уровня определены лишь в проекте Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», который находится на рассмотрении Верховной Рады. Пока закон окончательно не принят и Госфин­услуг не утвердила порядок выдачи таких лицензий, ни один фонд такой лицензии не имеет. Сколько будет желающих получить такие лицензии — пока рано говорить, но установленные в законопроекте требования к НПФ, его КУА, администратору и хранителю довольно жесткие. Например, хранитель должен быть из числа І группы банков, а таких банков на сегодня менее 20 и не все они имеют опыт работы по предоставлению услуг хранителя пенсионным фондам».

Татьяна Сальникова, директор «Всеукраинского администратора пенсионных фондов».

«Систему негосударственного пенсионного обеспечения государство внедрило в связи с фактическим банкротством пенсионной системы, основанной на солидарном принципе. Нужно сказать, это проблема всемирная. Ни одна страна в мире не может за счет солидарной системы обеспечить достойный уровень жизни своих граждан на пенсии. Именно поэтому во всем мире перешли к многоуровневым системам, в которых основную часть дохода пенсионер получает из накопительных уровней и около 30% — из солидарного уровня.

У нас в Украине система НПО работает весьма успешно. Все НПФы преодолели финансовый кризис, не прекращая при этом пенсионных выплат. Почему-то ряд «экспертов» говорит, что рынок НПФ у нас не развит. Однако, если смотреть на факты и сравнивать с развитием прочих аналогичных финансовых институтов, то можно убедиться в обратном. На конец 2010 года, например, сумма активов всех НПФ в 4 раза (!) превышает сумму активов всех открытых ИСИ.

Лицензии в этой сфере получает не сам НПФ, а компании, которые его обслуживают. Поскольку именно они ведут всю операционную деятельность фонда: заключают пенсионные контракты, ведут учет накоплений участников фонда, обслуживают вкладчиков и участников, инвестируют накопления, отчитываются госорганам и людям о работе фонда. Эти обслуживающие компании: компания по управлению активами, администратор пенсионных фондов и банк-хранитель. Система критериев для получения лицензий на эти виды деятельности довольно формальна, государственное регулирование в этой сфере построено по принципу контроля на входе. А вот контроль текущей деятельности, финансовой устойчивости фондов с пониманием природы этих учреждений (а она двойственна — финансовая и социальная), на сегодняшний день, увы, государством системно не осуществляется.

Реально работающих НПФ сегодня 64. Вполне достаточно. Более того, уже второй год подряд наблюдается постепенная концентрация рынка. Участники учатся контролировать свои накопления, принимают решение переводить свои накопления в другие фонды. Основные критерии, которыми они при этом руководствуются:

— информационная открытость фонда (сайт с круглосуточным обновлением показателей деятельности фонда, консультационная телефонная линия);

— реальная доходность накоплений;

— существенная сумма пенсионных выплат из фонда.

НПО работает в полном объеме. Более высокими темпами ей позволит развиваться государственная политика, пропаганда этой системы, внедрение второго уровня (накопительного государственного пенсионного страхования) с активным привлечением к его реализации НПФ».

Татьяна Сировская, финансовый консультант СК Eurolife Ukraine:

«Я считаю, что существующие в Украине негосударственные пенсионные фонды совершенно не имеют опыта вложения денег. Те средства, которые они собирают, инвестировать некуда, нет институтов инвестирования. С этой задачей замечательно справляются компании «Граве-Украина» и Alico. Эти компании имеют столетний опыт работы на таком рынке. Почему лопаются негосударственные пенсионные фонды? Потому что деньги собрать — дело нехитрое. Сложнее их сохранить, приумножить и потом еще выплачивать.

Пенсионная реформа трехуровневая: первая часть — это солидарная, вторая — накопительная государственная, фонды которой еще не образованы и раньше 2017 г. не начнут работать. А вот по третьей части — негосударственное пенсионное обеспечение — лицензию будет иметь, я так думаю, «Граве-Украина». Возможно, это будет первая лицензия в Украине, так как прецедента выплаты пенсий еще не было, первая пенсия может быть выплачена через 10 лет, но ни одни вкладчик этого пока еще не попросил».

Церковный НПФ

Украинская Греко-католическая церковь создала собственный пенсионный фонд «Покрова», с помощью которого она планирует материально обеспечивать своих священнослужителей после их выхода на пенсию. По словам Главы УГКЦ Блаженнейшего Любомира Гузара, Верховного Архиепископа Киево-Галицкого, реализация данного проекта обусловлена недостаточной материальной поддержкой государством своих священнослужителей. «Мы имеем большое количество священников (около 2500 человек. — Ред.), которые являются обычными людьми, так же стареют и нуждаются в поддержке тогда, когда приходит время покинуть активную церковную службу, и хотят иметь возможность перейти к этому спокойно... Социальная ответственность требует того, что мы вынуждены думать о нашей земной жизни», — отмечает глава УГКЦ. Фонд работает с 1 сентября 2008 г., имеет определенные активы и полностью сформированные инструменты для работы. Минимальный взнос участников — от 100 грн. в месяц, а статус пенсионного фонда как «открытого» дает возможность любому физлицу стать его членом, а юридическому — вкладчиком. Всем участникам церковный пенсионный фонд предоставляет возможность ежедневно в онлайн режиме просматривать состояние своих средств, финансового мониторинга компаний, в которые вложены средства, а также ежедневно и круглосуточно получать консультации по всем возникшим вопросам.

 

 «Возможно, через некоторое время священнослужители будут пользоваться этой возможностью,— говорит отец Ян Собило, настоятель Запорожской католической епархии.— Сейчас мы только разрабатываем механизм, куда и каким способом перечислять средства. В основном, священники еще молодые. Пока предсказать сложно, как на это повлияет пенсионная реформа. Она может быть эффективна, а может и нет».
В будущем создатели фонда хотели бы привлечь те 4-5 млн. католиков, которые есть в Украине. Кроме того, планируется создание региональных информационно-консультационных центров в каждой епархии.

Справка

По состоянию на 30.09.2010 НПФ было заключено 66 922 пенсионных контрактов с 54 414 вкладчиками. Из них 52 060 вкладчиков (или 95,7% от общего количества вкладчиков) — физические лица. На 2 354 юрлиц (4,3% от общего количества вкладчиков) приходится 849,2 млн. грн. пенсионных взносов (95,7% от общего объема пенсионных взносов по системе НПЗ). 
На эту дату всеми вкладчиками НПФ было уплачено 887,3 млн. грн. пенсионных взносов, что на 17,6% больше, чем на конец 2009 года (или на 132,7 млн. грн.) При этом 95,7% общей суммы пенсионных взносов поступило от юрлиц, а 4,3% — от физлиц.
Пенсионные выплаты составили 143,8 млн. грн, увеличившись за 9 месяцев 2010 года на 59,6%.
Было осуществлено пенсионных выплат 42 873 участникам и 1050 наследникам, т.е. 9,1% участникам от их общего количества.
Общий объем активов, сформированных пенсионными фондами, по состоянию на 30.09.10 составляет 1057,3 млн. грн. Всего за девять месяцев 2010 года активы негосударственных пенсионных фондов выросли на 23,2% (или на 199,4 млн. грн.), по сравнению с концом 2009 года.
Общая сумма дохода, полученного от инвестирования пенсионных активов, по состоянию на 30.09.10 составила 359,2 млн. грн. (или 40,5% от суммы привлеченных вкладов), увеличившись за 9 месяцев 2010 года на 122,5 млн. грн. (или на 51,6%). Предпочтительными направлениями инвестирования пенсионных активов являются депозиты в банках (38% инвестированных активов), облигации предприятий — резидентов Украины (16,4%), ценные бумаги, доход по которым гарантированы КМУ (14,7%) и акции украинских эмитентов (8,3%) .

_6

 

_5

 
Основні цифри
Всього компаній-членів283на 03.10.24
Кількість КУА278на 03.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 03.10.24
Кількість ІСІ1815на 03.10.24
Кількість НПФ*53на 03.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24