Пенсии. Что нас ждет в 2010-2014 годах, если все сбудется

21 серпня 2010
Елена Васильченко, "Главное", №34, 2010

http://www.glavnoe.kharkov.ua/indexg.php?article_id=3931

Как часто сбываются прогнозы погоды? Даже не буду смешить читателей цифрами, хотя неожиданный дождь в это жаркое лето, вопреки «безосадочным» предсказаниям метеорологов, нас только радует.

А насколько выполняются предвыборные обещания политиков? Процент тоже невелик.

Но когда речь идет о программе экономических реформ для страны на ближайшие 5 лет недавно избранного президента, то есть серьезные основания предполагать, что заявленное полностью или в большинстве своем будет выполнено. Речь идет о представленной в начале июня Программе экономических реформ на 2010-2014 гг., подготовленной Комитетом по экономическим реформам при президенте Украины (далее – Программа реформ).

Именно поэтому предлагаю перенестись на несколько лет вперед и посмотреть на некоторые пенсионные перспективы для большей части населения нашей страны, а не отдельных привилегированных категорий (народные депутаты, силовики, судьи и т. д.). Напомню, что около 5% пенсионеров сегодня получают пенсии, назначенные по отдельным законам (их насчитывается около 20), а не в общем порядке по Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Программа реформ умалчивает об унификации пенсионного обеспечения разных категорий граждан, хотя принятая правительством Юлии Тимошенко 14 октября 2009 г. Концепция дальнейшего проведения пенсионной реформы предусматривала поэтапный переход к единым правилам назначения пенсий.

Но вернемся к пенсионным перспективам рядовых граждан в соответствии с Программой реформ. Следует отметить, что зависят эти перспективы прежде всего от того, сколько кому сейчас лет. Итак:

Если вы мужчина, приближающийся к полувековому юбилею, то, вероятнее всего, вам предстоит выйти на пенсию, как и сейчас, в 60 лет.

Если вы женщина, которая «опять ягодка», т. е. вам «слегка за 40», то, скорее всего, на пенсию вам придется выйти не в 55 лет, а несколько позже. Программа реформ предусматривает увеличение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, т. е. уравнивание его с возрастом выхода на пенсию мужчин. Происходить это будет постепенно, начиная с 2011–2012 годов, путем ежегодного повышения возраста выхода на пенсию на 6 месяцев в течение 10 лет. Однако для этого надо внести соответствующие изменения в Закон, т. е. необходима поддержка этой непопулярной в обществе меры среди большинства депутатов. Конечно, пенсионная реформа, о которой в последнее время так много говорят, не сводится к повышению пенсионного возраста, как, впрочем, неправильно и ассоциировать пенсионную реформу с повышением размера пенсий. Но без повышения пенсионного возраста государству нереально в ближайшие годы сбалансировать солидарную пенсионную систему, не прибегая к еще менее популярным мерам, таким как повышение размера взносов в Пенсионный фонд Украины (ПФУ) с нынешних 35,2% до 47%, что не будет способствовать выведению зарплат из тени, или уменьшение коэффициента замещения – соотношения размера средней пенсии к средней зарплате с нынешних 40% до 30%. Кстати, по данным исследования аналитико-совещательного центра «Голубая лента», наиболее распространенным пенсионным возрастом в Европе является 62-65 лет, мировая тенденция заключается в одинаковом пенсионном возрасте для мужчин и женщин, тогда как в странах бывшего СССР «советский» пенсионный возраст 55/60 лет, кроме Украины, сохранили еще лишь Россия, Беларусь и Узбекистан.

Если вы еще не достигли 33-34 лет и считаете, что о пенсии вам думать рано, знайте – об этом за вас уже подумало государство. А именно о том, чтобы дать вам возможность получать пенсию из трех независимых источников (трех уровней пенсионной системы), в отличие от людей старшего поколения, которые могут рассчитывать на два чисто пенсионных источника (первый и третий). Речь идет о том, что, кроме государственной пенсии из солидарной системы (первый уровень) и пенсии за счет добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды (третий уровень), государство планирует ввести с 2012 года второй уровень пенсионной системы – накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования и распространить ее на тех, кому в 2012 году будет не более 35 лет. Суть этого уровня пенсионной системы в том, что часть обязательных взносов на пенсионное страхование (не более 7% зарплаты работника) будет направляться работодателем не в «общий котел» – ПФУ, а на индивидуальные пенсионные счета застрахованных лиц – участников этой системы и инвестироваться в экономику страны, преимущественно через ценные бумаги. Благодаря доходу от инвестирования эти взносы будут приумножаться, а с учетом длительного периода накопления к моменту выхода на пенсию «набежит» приличная сумма, которая послужит источником для выплат еще одной пенсии участникам второго уровня. Административные функции, прежде всего по сбору и учету таких взносов, будет выполнять ПФУ, а инвестированием собранных средств будут заниматься профессиональные участники фондового рынка – отобранные на конкурсных началах лицензированные компании по управлению активами. Вместе с тем, Программа реформ предусматривает и возможность перевода обязательных взносов второго уровня в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) при желании и по выбору застрахованных лиц.

Если вы уже достигли возраста Иисуса, т. е. старше 33 лет, то вам остается рассчитывать лишь на солидарную пенсионную систему – привычную всем государственную пенсию из ПФУ, а также на благосклонность своего работодателя, который имеет право, пользуясь налоговыми льготами, делать в НПФ взносы на негосударственное пенсионное обеспечение в пользу своих работников, или на искреннюю заботу ваших близких (детей, супругов и даже родителей, для которых вы в любом возрасте остаетесь детьми), или же на собственную дальновидность и благоразумие. Ибо возможность обеспечить себя настоящей негосударственной пенсией за счет пусть даже небольших и практически неощутимых для семейного бюджета взносов в НПФ Закон дает и вам. Для начала участия в НПФ возрастной порог на сегодня весьма высок – женщины до 65 лет и мужчины до 70 лет. Недоверие и скептическое отношение к этим финансовым учреждениям советую отбросить, ибо государство, согласно Программе реформ, планирует еще больше повысить эффективность и без того сурового надзора за негосударственными пенсионными фондами.

Лично мне импонируют заложенные в Программе реформ пенсионные перспективы. Остается только дождаться их выполнения. Но совершенно очевидно, что это потребует интенсивной и слаженной работы различных ветвей власти: исполнительной и законодательной – для разработки и принятия соответствующих законов, а также четвертой власти – СМИ – для популяризации и разъяснения пенсионных преобразований. Ибо пенсионная реформа для ее восприятия в обществе требует огромной разъяснительной работы. И опыт других стран тому подтверждение.

Специально для «Главного»
Елена ВАСИЛЬЧЕНКО, кандидат юридических наук, руководитель проектов компании по управлению активами «КИНТО»

P.S. Пока мой материал готовился к печати, оказалось, что тема пенсионных преобразований относится к разряду быстро меняющихся. В начале августа в СМИ появилась информация со ссылкой на меморандум украинских властей с Международным валютным фондом (МВФ) о том, что Украина намерена уже с 2010 года начать повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет (на 6 месяцев ежегодно). Соответствующий законопроект уже до конца сентября должен быть подан в Верховную Раду. Меморандум предусматривает и ряд других непопулярных у населения мер, направленных на изменение уже в ближайшие месяцы условий и порядка назначения пенсий в солидарной системе, которые призваны улучшить финансовое состояние ПФУ, уменьшив дефицит его бюджета. Правда, отдельные политики уже поспешили успокоить народ, что «меморандум с МВФ выполнять не обязательно». Стоит еще раз вспомнить и предвыборные высказывания, пожалуй, всех кандидатов в президенты против повышения в стране пенсионного возраста. И почему-то возникает желание продолжить фразу классика о том, что если «строгость законов компенсируется их невыполнением», то чего можно ожидать от «документов низшей юридической силы»?!

Так верить ли прогнозам, обещаниям и намерениям?

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 05.10.24
Кількість КУА278на 05.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 05.10.24
Кількість ІСІ1815на 05.10.24
Кількість НПФ*53на 05.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24