Оживём — увидим

27 червня 2012
Михаил Дикаленко, "Бизнес", №26, 2012

http://www.business.ua/articles/investment/Ozhivem__uvidim-32780/

Несмотря на все существующие проблемы в части государственного регулирования (см. “Госрегулирование” ), прошедший год вошел в историю украинской альтернативной энергетики, как год наибольшего инвестирования отрасли — в рамках выполнения программ энергоэффективности было привлечено более 20 млрд грн.

В результате по состоянию на конец апреля этого года отечественный “альтернативный” энергопарк состоял из 105 действующих объектов: 76 гидроэлектростанций, 11 ветропарков, 18 солнечных станций. Всего же, по подсчетам экспертов, Украина уже располагает “зелеными” электростанциями общей мощностью 411 МВт, из них в 2011 г. были введены в эксплуатацию объекты мощностью 257 МВт.

Как заявил Николай Пашкевич, председатель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению (Госэнергоэффективности), за последние год-полтора возобновляемую энергетику удалось развить так, как не удавалось за предыдущие 15 лет. Впрочем, доля государственного финансирования в энергоэффективность в общем объеме вложений оказалась мизерной — из госбюджета было потрачено всего около 500 млн грн.

Общая сумма

Ожидается, что уже в 2012 г. украинские солнце и ветер обеспечат производство более 1 тыс. ГВт.ч электроэнергии. “Общий объем частных инвестиций, которые “зайдут” в отрасль энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии в этом году, составит около EUR1,5 млрд”, — подсчитал г-н Пашкевич.

При этом, полагает Станислав Зеленецкий, аналитик инвестгруппы “АРТ Капитал” (г.Киев; с 2000 г.; более 70 чел.), ожидаемый объем инвестиций непосредственно в “зеленую энергетику” Украины в 2012 г. составит более EUR1 млрд.

В свою очередь, Виталий Ковач, директор Ассоциации возобновляемой энергетики “Альтернатива” (г.Киев; проекты в сфере альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий; с 2012 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены), сообщил: “В строительство разных объектов (альтернативной энергетики. — Ред.) в этом году будет вложено не менее $1,8 млрд. В основном ожидаются прямые иностранные инвестиции, деньги инвестиционных компаний, крупных международных финансовых учреждений (таких, как ЕБРР). Задекларированы планы реализации ряда проектов компаниями из Чехии, Франции, Австрии, Израиля и других стран”.

При этом специалисты в целом солидарны в оценке среднесрочных перспектив: до 2015 г. частные инвесторы вложат в производство энергии из возобновляемых источников около $5 млрд. Например, по данным г-на Зеленецкого, на разных стадиях завершения находятся проекты общей мощностью 4-5 ГВт, 75% которых — ветровые станции, а остальные реализуются в основном в области солнечной энергетики.

Ветер

По мнению г-на Ковача, в отличие от солнечных электростанций, строить которые инвесторов стимулируют очень высокие “зеленые” тарифы (см. “Тарифная...”), привлекательность ветроэнергетики состоит прежде всего в высоком потенциале регионального развития (грубо говоря, ветровые станции будут рентабельными на большей части территории страны).

“Современный ветроэнергетический потенциал Украины оценивается в 30 тыс. ГВт.ч электроэнергии в год. Но, согласно информации НЭК “Укрэнерго” и ОАО “Крымэнерго”, техническое состояние линий электропередачи Объединенной энергосистемы Украины позволяет присоединить пока не более 6-7 ГВт новых ветроэнергетических мощностей”, — рассказал БИЗНЕСу Андрей Конеченков, председатель правления Украинской ветроэнергетической ассоциации (г.Киев; с 2008 г.; 140 участников).

Впрочем, пока мощность всех заявленных на 2012-2013 гг. проектов в альтернативной энергетике (не только ветроэлектростанций) даже близко “не дотягивает” до этой величины. По словам Николая Пашкевича, инвестиции в развитие, скажем, ветроэнергетических проектов ожидаются в этом году на уровне EUR450 млн с увеличением общей мощности действующих ветровых установок на 250 МВт.

“В дополнение к Новоазовскому ветропарку сейчас ведутся работы по подготовке Очаковского ветропарка (мощностью около 300 МВт)”, — отметил Александр Куксин, руководитель проектов компании Kreston GCG LLC (входит в международную сеть Kreston International; штаб-квартира в г.Челмсфорд (Великобритания); с 1971 г.; 19 тыс.чел.; г.Киев; аудиторско-консалтинговые услуги; в Украине — с 2011 г.; 55 чел.).

Солнце

По данным Госэнергоэффективности, в проекты солнечной энергетики в 2012 г. может быть привлечено EUR400-600 млн. Эти вложения позволят увеличить мощность солнечных парков страны на 290 МВт.

“И это не только украинская тенденция. За последние пять лет мировые инвестиции в альтернативную энергетику направлялись прежде всего в солярный сегмент. В 2011 г., по сравнению с 2010 г., объем инвестиций в солнечную энергетику в мире увеличился на 36% — до $136 млрд. Это вдвое превысило показатели вложений в ветровую энергетику. Причина проста — модули для производства солнечной энергии только за прошлый год подешевели на 30-40%. Да и ранее, в 2008-2010 гг., цены также снижались. Кроме того, в мире, как и в Украине, государство устанавливает самые высокие “зеленые” тарифы именно на солнечную энергию”, — пояснил БИЗНЕСу Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических исследований.

Заочно соглашается с г-ном Корольчуком и Елена Рыбак, директор Европейско-Украинского энергетического агентства (г.Киев; с 2009 г.; 39 членов): сейчас проекты в сфере солнечной энергетики являются для инвесторов самыми привлекательными из всех категорий “альтернативного” направления.

“Но в данном случае важно не “перестимулировать” рынок и не повторить негативный опыт некоторых европейских стран”, — предостерегла г-жа Рыбак. Например, немецкий Бундестаг в середине этой весны урезал господдержку солнечной энергетики на 20-30% (в зависимости от размера установки). Тем самым немцы сократили затраты простых граждан на энергетическую реформу (сейчас каждое германское домохозяйство дотирует “солнечную” индустрию на EUR70 в год в виде налогов и сборов).

Елена Рыбак полагает: “В сегменте солнечной энергетики государство может ограничить объемы проектов и стимулировать внедрение малых и средних установок (5-20 МВт) с диверсификацией размеров тарифа”. Впрочем, пока в Украине “упор делается” в основном на крупные гелиоустановки. Например, по информации Александра Куксина, “по итогам 2012 г. мощность построенных солнечных электростанций составит 300 МВт (против 200 МВт в 2011 г.), в первую очередь за счет крупномасштабных проектов австрийской компании Activ Solar”.

Михаил Черевко, генеральный директор ООО “Актив Солар”, поясняет: “Часть затрат при проектировании и строительстве для малых и больших объектов солнечной энергетики одинаковы. Пример: подключение к сети. Это сложно как для больших, так и малых объектов — слишком много документации, долгий процесс согласования и получения разрешений и т.п. В Украине этот рынок только начал развиваться, основные мощности были построены в последние два года. И первыми активно развивались именно крупные промышленные установки”.

Впрочем, девелопер убежден (см. “Девелопер...”), что в дальнейшем начнется активное строительство и малых солнечных электростанций, в том числе накрышных, как на коммерческих зданиях, так и в частных домовладениях. Просто рынок, считает он, на этапе становления не может развиваться равномерно во всех сегментах. 

Мировые инвестиции

По данным международных исследовательских агентств, в 2011 г. общий объем инвестиций в развитие альтернативных источников энергии во всем мире составил $260 млрд. В Украине вложения в проекты альтернативной энергетики и энергоэффективности достигли $2,5 млрд.

Сколько будет

По данным Госэнергоэффективности, только на текущий год технические условия выданы на введение в эксплуатацию солнечных и ветровых станций общей мощностью 542 МВт. На разных стадиях развития находятся проекты общей мощностью около 5 ГВт. Это будет более 20 солнечных электростанций и установок разной мощности.

Инвестор — о выборе региона

Герман Айнбиндер (42), директор ООО “Винд Пауэр” (г.Донецк; входит в холдинг “ДТЭК”; 2 ветропарка номинальной мощностью 1,2 ГВт; с 2008 г.; 24 чел.):

— Выбор региона для размещения ветропарков требует комплексного подхода: учитываются не только средняя скорость ветра, но и пути миграции птиц и рукокрылых, произрастание растений, занесенных в Красную книгу, археологическое наследие и другие обстоятельства.

Кроме вышеперечисленного электроэнергию еще необходимо выдать в сеть. Зачастую это либо невозможно технически, либо требует колоссальных инвестиций в сетевую инфраструктуру. Эти проблемы делают проект экономически нерентабельным. Поэтому говорить, что какой-то из регионов Украины больше других подходит для развития ветропарков, будет лукавством.

Часто в прессе можно встретить информационные сообщения о том, что реализация того или иного проекта позволит обеспечить десятки тысяч частных домов электро­энергией. Приводимые цифры носят, скорее, иллюстративный характер. “Зеленая” электроэнергия на существующем этапе развития мировой энергетики не может носить локального характера.

Для замкнутых энергетических систем требуются маневренные мощности. Они позволяют сглаживать краткосрочные колебания электроэнергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками. В будущем, когда будет найден экономически обоснованный способ хранения электроэнергии в промышленных масштабах, возможность локального использования “зеленой” энергии значительно возрастет.

Девелопер — о выборе региона

Михаил Черевко, генеральный директор ООО “Актив Солар” (г.Киев; входит в международную группу комапний Activ Solar (г.Вена, Австрия); 5 солнечных электростанций мощностью 248 МВт, производство поликремния на запорожском ЧАО “Завод полупроводников”; с 2008 г.; 1,6 тыс.чел.):
— Наиболее перспективен для развития солнечной энергетики юг Украины — АР Крым, Одесская, Херсонская и Николаевские области.

Именно на этой территории фиксируется наибольшая солнечная иррадиация (активность). Строительство солнечных электростанций в этих регионах позволит не только получить высокую производительность СЭС благодаря большому количеству солнечных дней в году на этих территориях, но и уменьшить потери при транспортировке электроэнергии, обеспечить потребности энергодефицитных областей.

Солнечные электростанции не смогут полностью заместить другие объекты получения энергии, поскольку они производят электроэнергию лишь в течение дня, а ночью не работают. В то же время полный переход на солнечную энергетику без использования аккумулирующих батарей невозможен.

Поэтому солнечная энергетика не может использоваться в качестве единственного источника. Она и другие виды альтернативной энергетики будут в ближайшее время лишь дополнять традиционные.

Но в связи с постоянным удорожанием ископаемых ресурсов и со снижением себестоимости получения электроэнергии из возобновляемых источников доля альтернативной энергетики в энергобалансе страны будет возрастать, как это происходит во всем мире.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 27.09.24
Кількість КУА278на 27.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.09.24
Кількість ІСІ1816на 27.09.24
Кількість НПФ*53на 27.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24