Отсроченная расплата

26 квітня 2011
Анна Уляницкая, "Бизнес", №17, 2011

http://www.business.ua/articles/fund_market/Otsrochennaya_rasplata-14565/

В этом году подходит срок окончания деятельности почти всех закрытых инвестфондов. Их работу уже продлевали на два года. Такой шаг был обусловлен обвалом фондового рынка в 2008 г.

Напомним: в 2008 г. индекс ПФТС, отражавший динамику цен на наиболее ликвидные акции украинских эмитентов, упал вчетверо — на 74,33%. Это повлекло за собой резкое падение стоимости ценных бумаг (ЦБ) почти всех институтов совместного инвестирования (ИСИ).

Особенно пострадали вкладчики закрытых фондов, инвестировавшие свои деньги на пике роста цен на акции в 2007 г. и в первой половине 2008 г. По данным компании по управлению активами (КУА) “Драгон Эсет Менедж­мент”, в 2008 г. публичные закрытые фонды зафиксировали отрицательную доходность в среднем на уровне –65%, интервальные — –40%, а открытые — –37%.

“В период кризиса публичные закрытые инвестфонды “проседают” больше всего, — говорит Алексей Соболев, старший аналитик КУА “Драгон Эсет Менеджмент” (г.Киев; с 2006 г.; 40 чел.). — Это можно объяснить тем, что закрытые фонды, в отличие от интервальных и открытых, могут держать почти 100% активов в акциях”.

Такая возможность предусмотрена для того, чтобы КУА могла на растущем рынке обеспечить инвесторам наибольшую доходность. При этом, в отличие от инвесторов открытых ИСИ, участники закрытых фондов не могут выйти из них до конца срока их деятельности.

Если же срок окончания работы фонда приходится на неблагоприятный период, например, на время обвала цен на акции, инвесторы фактически вынуждены продавать акции фонда с убытками. Чтобы спасти деньги вкладчиков, в 2008 г. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) разрешила продлить срок действия работавших в то время закрытых фондов на два года.

Всякое бывает

На практике же оказалось, что данная мера помогла лишь частично спасти деньги вкладчиков. Если посмотреть, например, на результаты деятельности фонда “Премиум-фонд” (КУА “Конкорд Эссет Менеджмент”), то цена за одну акцию данного фонда за шесть лет его работы выросла более чем в 2,5 раза — с 10 тыс.грн. до более чем 27 тыс.грн. (по состоянию на 12 апреля 2011 г.).

На первый взгляд, у фонда неплохие результаты, но на самом деле все не так просто. Цена одной акции указанного фонда с момента его создания менялась не один раз, причем очень значительно.

В частности, в марте 2008 г. стоимость одной его акции составляла 121 тыс.грн., но в этот период фонд не прекращал своей деятельности и не вел расчет с инвесторами. За время существования данного фонда изменился и состав его участников.

“Многие инвесторы продали свои акции на вторичном рынке по высокой цене. Еще большая часть инвесторов вошла в фонд на пике цен в 2008 г., — объясняет Ростислав Седлачик, генеральный директор КУА “Конкорд Эссет Менеджмент” (г.Киев; с 2004 г.; 80 чел.). — КУА в целях защиты интересов инвесторов предложила рассмотреть возможность продления срока действия фонда, чтобы улучшить финансовый результат вкладчиков”.

В момент принятия решения о продлении работы фонда цена его акции составляла около 32 тыс.грн., по состоянию же на 12 апреля 2011 г., как уже упоминалось, — 27 тыс.грн. Очевидно, что в такой ситуации можно говорить, что результат большинства инвесторов не улучшился, а ухудшился.

Тем не менее на рынке имеется и положительный опыт. Например, если бы фонд “Амадеус — Индекс ПФТС” (КУА “Амадеус”) завершил свою деятельность в запланированный срок — в конце марта 2009 г., то его вкладчики получили бы за одну акцию всего 1786 грн. И это при том, что инвесторы покупали акции фонда по номиналу, который составлял 5 тыс.грн.

Продление срока работы ИСИ позволило закрыть фонд в тот момент, когда стоимость его акций возросла до 7789 грн. В итоге, инвесторы не только спасли свои вложения, но и смогли немного заработать.

Мизер не сыграл

Ситуацию усугубляет еще и то, что некоторые закрытые инвестиционные фонды накануне кризиса вкладывали средства в неликвидные финансовые инструменты в расчете на повышение их стоимости. При этом следует отметить, что последствия кризиса на фондовом рынке дольше всего сказываются на стоимости акций второго и третьего эшелонов. Украинский рынок не стал исключением из этого правила.

“Получается, что кризис вроде бы прошел, но цены на акции многих компаний, имеющих по сравнению с ликвидными бумагами больший потенциал роста, еще толком и не начали восстанавливаться”, — объясняет Виктор Ботте, управляющий инвестиционными и пенсионными фондами КУА “КИНТО” (г.Киев; с 1992 г.; 110 чел.).

В результате фонды, стратегия которых предполагала инвестиции в бумаги второго эшелона, до сих пор не смогли компенсировать удешевление своих бумаг.

Например, стратегия закрытого фонда акций “Синергия-5” (КУА “КИНТО”) предполагала, что две третьих активов фонда будут вложены в низколиквидные бумаги. Фонд создавался в конце 2007 г., и тогда данная стратегия казалась оправданной. Аналитики сходились во мнении, что цены на “голубые фишки” завышены и следует искать новые объекты для инвестирования.

Тем более что на данном рынке наблюдался приток средств населения, что должно было способствовать повышению цен на ЦБ. На практике же данная стратегия себя не оправдала. Только за последние 12 месяцев акции фонда “Синергия-5” подешевели на 12%.

“Сейчас большая часть активов фонда “Синергия-5” ликвидность потеряла. И это как раз те две трети портфеля, которые, согласно инвестиционной стратегии, были инвестированы в менее торгуемые компании из биржевого списка”, — говорит г-н Ботте.

Проблема в том, что даже если сохранится тенденция последних двух лет, когда цены на активы фондов медленно, но росли, акционеры не смогут продлить срок деятельности данного фонда.

Дело в том, что, согласно ст.4 Закона “Об институтах совместного инвестирования (паевых и корпоративных инвестиционных фондах)”, срок работы закрытого фонда можно продлить всего один раз и не более чем на два года.

Фактически это можно сделать только перед завершением работы фонда и при обязательном условии, что в последние 12 месяцев его деятельности стоимость его чистых активов (СЧА) уменьшилась не менее чем на 20%.

“Эта норма Закона порочна, потому что фонд может получить большой убыток в предпоследний год работы, а в последний зафиксировать небольшой рост. Но при этом инвестор все равно может понести существенные потери”, — поясняет г-н Ботте.

По его словам, правильнее было бы позволить продлевать срок действия ИСИ, если стоимость его бумаг в конце срока деятельности не превысила номинальную стоимость. Но при этом с обязательным правом вкладчиков выходить из такого фонда.

А брать-то нечего

Наученные горьким опытом, КУА сейчас опасаются вкладывать деньги в неликвидные ЦБ, инвестируя в основном в акции первого эшелона. “Пока нет доверия к посткризисному финансовому состоянию эмитентов и серьезного спроса на акции второго эшелона”, — отмечает Наталья Матусевич, генеральный директор КУА “Фоил Эссет Менеджмент Украина” (г.Киев; с 1997 г.; 52 чел.). В результате на рынке сформировался дефицит эмитентов для инвестирования.

“На рынке немало интересных акций, которые имеют, по фундаментальным оценкам, потенциал роста, однако есть не менее важная характеристика — ликвидность. К примеру, 11 апреля торговый оборот по акциям агрохолдинга “Дакор” на Украинской бирже составил всего 4,7 тыс.грн.”, — говорит Максим Куприн, председатель правления КУА “УкрСиб Эссет Менеджмент” (г.Киев; с 2003 г.; 28 чел.).

К сожалению, наиболее интересные для КУА акции представлены на зарубежных площадках. Например, компании “Авангард” и “Мироновский хлебопродукт” торгуются на Лондонской фондовой бирже, а бумаги таких эмитентов, как “Астарта”, “Кернел”, “Агротон” и “Милкиленд”, — на Варшавской.

“Купить на иностранной площадке эти акции для резидента, каковыми являются ИСИ, не представляется возможным. Парадокс — любой европеец может инвестировать, например, в “Мироновский хлебопродукт” или “Астарту”, а украинский инвестор — нет. Так что для украинских ИСИ выбор невелик — в основном это ВВП-образующие предприятия тяжелой промышленности”, — констатирует Наталья Матусевич. Правда, в ГКЦБФР и Нацбанке обещают исправить ситуацию уже в этом году (см. БИЗНЕС №15 от 11.04.11 г., стр.36, 37).

Ждем денег

Разочарованные вкладчики в последние годы перестали инвестировать в закрытые ИСИ. “Сейчас люди в основном несут средства не в закрытые, а в открытые фонды”, — говорит Степан Пустельник, генеральный директор группы компаний “Альтус” (г.Днепропетровск; инвестирование; с 2005 г.; 20 чел.). Очевидно, инвесторы опасаются, что в случае очередной волны кризиса их деньги могут надолго “застрять” в фонде.

“Теперь привлечь “длинные” деньги сложно даже банкам, привлечь же “длинные” рисковые деньги — задача более чем трудная”, — считает Татьяна Осипчук, управляющая инвестфондами КУА “АРТ Капитал Менеджмент” (г.Киев; с 2003 г.; 28 чел.).

Усугубляет ситуацию еще и то, что в Украине отсутствует развитый вторичный рынок ЦБ ИСИ. На фондовых биржах действительно можно найти котировки акций некоторых закрытых фондов. Но маркет-мейкерами по таким ЦБ, как правило, выступают торговцы, входящие в одну группу с управляющей фондом компанией. Такие торговцы выкупают бумаги закрытых ИСИ у инвесторов с существенным дисконтом.

Дурилка картонная

По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ; г.Киев; с 1995 г.; объединяет 347 компаний по управлению активами), на начало 2011 г. общая СЧА закрытых (невенчурных) ИСИ составила около 7,8 млрд грн. Однако к этому показателю следует относиться осторожно, так как в нем учитываются не только публичные ИСИ, готовые размещать свои ЦБ среди инвесторов, но и непубличные, созданные под определенные цели для заранее известных инвесторов.

Поэтому реальная СЧА публичных закрытых фондов существенно меньше. По данным информационного портала Investfunds, на начало апреля СЧА публичных закрытых инвестфондов составила всего 869 млн грн.

Стоит отметить, что после кризиса 2008 г. темпы прироста СЧА закрытых ИСИ заметно снизились (см. “Стоимость чистых активов…”). Если за 2009 г. СЧА закрытых ИСИ увеличилась на 62%, то в 2010 г. — на 43%. По словам фондовиков, рост СЧА закрытых фондов сейчас в основном происходит благодаря повышению стоимости акций в портфелях этих фондов.

“Если в 2009 г. рост рынка акций был на уровне 100%, то в 2010 г. — на уровне 70%. Более того, ставки по депозитам и доходность ОВГЗ в 2009 г. составляли 24-28%, тогда как в 2010 г. эти показатели были значительно ниже и на конец года находились на уровне 11-12%”, — говорит Валерия Гонтарева, председатель совета директоров группы компаний “Инвестиционный капитал Украина” (г.Киев; с 2006 г.; 26 чел.).  

Дали срок

На минувшей неделе Верховная Рада запретила использование инсайдерской информации на фондовом рынке, приняв закон (проект №7330), предлагающий ряд изменений в действующее законодательство. За разглашение, передачу или предоставление доступа к инсайдерской информации предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 750 до 2000 нмдг или лишения свободы на срок до 3 лет.

Заключение сделок с ЦБ с использованием инсайдерской информации повлечет аналогичные штрафы или лишение свободы на срок до 2 лет.

Напомним: ГКЦБФР уже не первый год работает над ужесточением норм, направленных на борьбу с манипулированием ценами и с использованием инсайдерской информации на фондовом рынке (см. БИЗНЕС №27 от 07.07.08 г., стр.45-47).

Чиновник — о продлении сроков

Сергей Бирюк (50), член Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку:

— Если бы мы не разрешили продлевать сроки деятельности некоторым фондам, они бы не рассчитались с вкладчиками. В условиях, когда в 2008-2009 гг. стоимость бумаг резко снизилась, фонды вынуждены были бы продавать ЦБ по очень низким ценам.

В 2010 г. и в начале этого года рынок в целом рос. Поэтому инвестфонды имели возможность продать активы дороже. Кроме того, некоторые компании, которые реструктурировали долги, в последнее время начинают погашать обязательства по облигациям. Два года назад компании не рассчитались бы с облигационерами.

Но практика продления сроков деятельности закрытых фондов не должна быть нормой после окончания кризиса. Надо все-таки обязательства выполнять вовремя. Управляющие инвестиционными фондами должны помнить: инвестора нельзя обманывать. Мы должны не только стимулировать вкладчика, чтобы он принес деньги в фонд, но и следить, чтобы он получил эти деньги назад и с прибылью.

Так как это будет способствовать тому, чтобы он и другие инвесторы вложили в инвестфонды еще больше денег. В мире $30 трлн управляются институтами совместного инвестирования. Эти деньги делают страны богаче. Это тот ресурс, который могут получить предприятия на развитие.

Руководство предприятий, получая эти деньги, развивает экономику, создает новые рабочие места и т.д. Если этих средств в экономике не будет, наша финансовая система будет постоянно “висеть” на краткосрочных депозитах.

Выдавать среднесрочные и долгосрочные кредиты под низкие процентные ставки не будет возможности. Если мы не создадим рынок ИСИ в Украине, то будем вынуждены постоянно брать деньги за границей.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24