Очень условное партнерство

02 квітня 2012
Екатерина Сыченко, "Эксперт", №12, 2012

http://www.expert.ua/articles/18/0/10048/

На I Киевском инвестфоруме городские власти представили несколько любопытных проектов, но так и не раскрыли тонкости государственно-частного партнерства

 

О проведении IКиевского инвестиционного форума генеральный директор международной инвестиционной компании (ИК) Foyil Asset Management Наталия Матусевич узнала три месяца назад. Ее компания соответствовала основному критерию для инвесторов-участников: портфолио более ста миллионов евро. И в украинском офисе начали выбирать направление для инвестирования. Остановились на строительстве паркингов. За три месяца инвестор провела несколько встреч с чиновниками Киевской городской государственной администрации (КГГА), изучила проекты и договорилась о сотрудничестве с международными операторами, работающими в этой сфере. Единственный момент, который, по ее словам, остался непроработанным, — механизм государственно-частного партнерства.

Компания Foyil Asset Management отправила в мэрию несколько запросов, чтобы выяснить, на каких условиях столичные власти намерены сотрудничать с инвесторами, и какие предлагают механизмы возврата вложенных средств. Но в администрации только пожали плечами: «Ответы на эти вопросы до сих пор в процессе разработки».

«Инвестор не зайдет в Украину, пока не будет уверен, каким образом будут реализованы здесь его инвестиции. Те проекты, которые предлагает Киев, — долгосрочные и рассчитаны как минимум на 20–25 лет. Поэтому нужны дополнительные гарантии. Но мы сталкиваемся с тем, что городская территория для их реализации находится частично в государственной или коммунальной собственности, а то и вовсе в частной», — говорит Матусевич. Она отправилась на Киевский инвестиционный форум с намерением найти ответы на свои вопросы.

Троещина с метро

Утром 29 марта в гостинице Intercontinental творилось столпотворение. Перед лестницей, ведущей в конференц-зал, стояли стюарды, внимательно проверяющие приглашения и аккредитацию. Зал заполнили руководители города, инвесторы, представители международных организаций, СМИ. Несмотря на строгий фейс-контроль, мест всем не хватило.

Инвесторы пришли послушать не столько главу КГГА Александра Попова, который в этом году будет баллотироваться на пост мэра украинской столицы, сколько узнать об инвестиционных возможностях. В ходе презентации был представлен пакет инвестиционных проектов на сумму 15 млрд гривен. Среди них якорные, то есть самые масштабные, да еще 13 проектов в четырех отраслевых секциях. «На форуме представлена информация лишь по основным проектам. Но и они, в свою очередь, будут дорабатываться, и я думаю, что в ближайшее время у нас будут предложения как минимум на 20–25 миллиардов гривен», — «разогревает» аудиторию Попов. Однако многие проекты схематичны, городские проблемы решают лишь локально, и вопросы государственно-частного партнерства и ожидаемой рентабельности в них не рассматриваются.

Среди якорных проектов, на которые делают ставку киевские власти, — строительство ветки метрополитена на Троещину, создание сети подземных и наземных паркингов, возведение международного делового района «Киев-Сити» и инновационного парка Bionic Hill.

Опрошенные «Экспертом» участники форума уверены, что больше всего шансов на реализацию имеет проект строительства новой ветки метро. Согласно планам, его осуществление, поделенное на два этапа, займет не более пяти лет — до 2017 года. При этом финансирование первого участка составит семь миллиардов гривен, а второго — 4,2 млрд гривен. «Этот проект входит в разряд приоритетных — он решит транспортную проблему для полумиллиона киевлян. Им заинтересовались инвесторы из Украины (например, Укрэксимбанк), России (в частности, Сбербанк и Внешэкономбанк), Франции, США и Канады. И мы начали обсуждение механизма государственно-частного партнерства. Вероятнее всего, это будет лизинг», — сообщил «Эксперту» заместитель председателя КГГА Руслан Крамаренко.

Тем не менее инвесторы не до конца понимают механизм возврата капиталовложений. Согласно требованиям инвестпроекта, земля, активы, тарифы и контроль над Подольско-Воскресенской линией принадлежат городским властям. «Одним из вариантов возврата инвестиций в мировой практике является повышение тарифов на перевозки. Но в данной ситуации это право принадлежит КГГА. Получается, у инвестора остаются закупка оборудования, строительство инфраструктуры на станциях метро и реклама на этих станциях. Причем это тоже проблематично. К примеру, известно, что размещением рекламы в киевском метро занимается отдельная компания», — говорит партнер ID Group Владимир Коваль.

Считанные паркинги

Сооружение паркомест — на первый взгляд гораздо проще и менее затратно по сравнению со строительством метро. Горадминистрация подсчитала, что сегодня в столице необходимо построить около 300 тыс. парковочных мест. Однако на форуме мэрия представила проекты, благодаря которым в Киеве появится лишь… пять тысяч новых парковочных мест. Назвать эти парковки перехватывающими стоянками могут только люди с большим воображением.

Власти речитативом пояснили, что остальные недостающие места будут строиться последовательно. Для этого уже, мол, разрабатываются четыре очередных инвестиционных предложения. Но инвесторы засомневались в том, будут ли им такие проекты интересны. Ведь для рентабельности паркингов нужно повышать плату за парковку в центре, вводить наказание за нарушение правил стоянки автотранспорта, можно и вовсе ввести плату за въезд в центральную часть города. Ни о чем подобном городской мэр пока говорить не готов. Один из бизнесменов в кулуарах рассказал «Эксперту», что, участвуя в похожих проектах в других крупных городах Украины, инвесторы часто сталкиваются с политической проблемой, и им приходится останавливать строительство. «С такой ситуацией мы столкнулись в Крыму. Когда сменилась власть, оказалось, что участок на той территории, где мы строили парковку, принадлежит частному лицу»,— пояснил он. Начальник главного управления транспорта и связи Евгений Водовозов уверяет, что киевские власти от таких случаев подстраховались. «Инвестиционный договор на строительство парковок на определенной территории не зависит от решения мэра, а следовательно, и от политических перестановок. Договор подтверждается городским советом», — уверяет Водовозов.

Удивительно, но на форуме не было инвестиционных предложений о строительстве перехватывающих парковок у конечных станций метро. В столице определено более сотни таких площадок, но многие из них оказались в частных руках. И городские власти пока так и не решили — то ли вести по ним судебные разбирательства, то ли признавать новых собственников и предлагать им продать городу эти участки по сходной цене. В документах форума лишь формально указано, что надо бы построить 300 паркингов на 300 машино-мест.

К двум остальным якорным проектам инвесторы отнеслись без особого интереса. Да и к тому времени многие участники уже последовали к выходу. Так, для строительства международного делового района «Киев-Сити», идея о создании которого витает в коридорах киевской администрации уже не первый год, до сих пор окончательно не выбран участок. «Пусть некоторым инвесторам покажется утопичной идея создания в Киеве парка информационных и других высоких технологий Bionic Hill. Но киевские власти во время форума уже подписали меморандум с ООО Ukrainian Development Partners и получили государственную поддержку с нашей стороны», — сообщил глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владислав Каськив.

Только избранные

«Откровенно говоря, на данном этапе многих инвесторов не устраивает состояние сферы государственно-частного партнерства в Украине. И это не так уж и удивительно, учитывая всю специфику взаимоотношений между государством и бизнесом», — говорит президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски. Директор коммунального управления «Киевсистемоменеджмент» Александр Падалко к подобным заявлениям относится философски. «Время инвесторов, которые заходили в Украину, чтобы вернуть деньги через три дня путем “купил дешевле — продал дороже”, прошли. Сегодня мы ищем солидных стратегических инвесторов, способных серьезно оценивать как свои, так и муниципальные риски. Нам интересны партнеры, которые вкладывают средства в проекты сроком от пяти-семи лет», — говорит он.

Чтобы участвовать в городском инвестиционном проекте, инвестор должен пройти отбор. На первом этапе муниципальные власти сотрудничают с финансовым, юридическим и техническим консультантами, которые совместно предлагают возможный вариант для реализации государственно-частного партнерства. А дальше инвесторы, заинтересованные в финансировании проекта, решают, смогут ли они работать в таком формате. «Последний этап — конкурс для определения подрядчика. То есть получается, что мы проводим тендер», — уточняет Падалко.

В дальнейшем киевские власти намерены сделать такие инвестиционные форумы ежегодными. «Форум выглядит имиджевым мероприятием. Думаю, большинство участников так и не получили ответы на интересующие их вопросы. Поэтому за деталями нужно будет снова обращаться в городскую администрацию», — резюмирует Наталия Матусевич.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 28.09.24
Кількість КУА278на 28.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.09.24
Кількість ІСІ1815на 28.09.24
Кількість НПФ*53на 28.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24