Обсудные дни

19 липня 2010
Александр Марков, "Бизнес", №29, 2010

http://www.business.ua/i912/a25513/

Парламентарии и Кабмин существенно изменили редакцию Налогового кодекса, принятую в первом чтении. Именно она и будет вынесена на всенародное обсуждение
 
    После принятого на позапрошлой неделе (см. БИЗНЕС №28 от 12.07.10 г., стр.44-46) Верховной Радой уникального решения о вынесении прошедшего первое чтение проекта Налогового кодекса на всенародное обсуждение (постановление ВР №2454 от 08.07.10 г.) работа по переписыванию изначально неадекватного текста документа закипела с новой силой. Напомним: постановление Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики предписывало до 14 июля передать подготовленный ко второму чтению текст проекта Кабмину. Ежедневные заседания рабочих групп должны были увенчаться заседанием Комитета, которое запланировали на 12 июля. Но… не сложилось, кворума не набралось — постановления постановлениями, а летом народные избранники перегружать себя не привыкли. На следующий день ситуация повторилась. Но поскольку еще один перенос заседания привел бы к нарушению постановления, глава Комитета Сергей Терехин предложил компромиссный вариант: собрать нужное количество голосов депутатскими подписями под решением Комитета. При этом само решение, учитывая необычность процедуры “всенародного обсуждения”, оказалось тоже витиеватым. В соответствии с ним, во-первых, решено передать Кабмину “один из возможных вариантов” текста проекта, подготовленного ко второму чтению. С помощью такой формулировки Сергей Терехин предложил не связывать разработчикам руки, поскольку иная формулировка могла бы фактически “зацементировать” существующий текст вплоть до второго чтения. Во-вторых, Комитет решил по окончании процедуры всенародного обсуждения (5 сентября) рекомендовать парламенту на некоторое время предоставить возможность для внесения предложений к проекту. В противном случае всенародное обсуждение вообще не имеет никакого смысла, ведь формально срок подачи предложений к проекту, подготавливаемому ко второму чтению, истек еще 1 июля.
    Таким образом, 5380 поправок, поданных депутатами к тексту проекта Кодекса, принятому в первом чтении, были, по сути, отправлены в урну. А редакция документа, направленного в Кабмин, по большому счету, создавалась в режиме подготовки проекта к первому чтению. Хотя и с некоторыми нюансами. Например, по данным БИЗНЕСа, рабочей группе, дорабатывающей проект Кодекса, поступило четкое и недвусмысленное указание премьер-министра Николая Азарова учесть замечания, поданные народным депутатом Евгением Геллером. Отчего г-ну Геллеру была оказана такая честь (не из-за проживания же в Донецке и членства в ПР), БИЗНЕСу неизвестно. Частично были учтены и поправки других депутатов.
    Любопытно, что в Кабмин была направлена седьмая (!) редакция проекта, подготовленного ко второму чтению. Хотя еще за день до этого депутаты намеревались обсуждать пятую… Каким было содержание шестой редакции, похоже, вообще никто не знает. Но тот факт, что за сутки проект переписывался дважды, говорит о многом.
    Несмотря на своевременное получение проекта из Рады, Кабмин не стал торопиться с его обнародованием — благо постановление ВР просто обязывает правительство это сделать, не связывая его какими-либо временными рамками.
    Ввиду масштабности внесенных изменений мы попытаемся для начала кратко представить те из них, которые были внесены в первые описанные нами разделы: “Общие положения” и “Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)” (см. БИЗНЕС №26 от 28.06.10 г., стр.31-34), а также “Налог на прибыль предприятий” (см. БИЗНЕС №25 от 21.06.10 г., стр.41-43). Эти разделы наряду с еще двумя-тремя являются ключевыми в документе.
    Изменения в общих положениях и администрировании более-менее сблизили предлагаемые нормы с действующими. Откровенно полицейская направленность положений, принятых в первом чтении, сглажена (см. “Основные изменения в общих…”, “Основные изменения в администрировании…”). Однако административные процедуры все же ужесточены. В частности, за счет внедрения таких инструментов, как опрос физлиц, обычные цены, косвенные методы (два последних, правда, теперь “привязаны” к решениям судов), а также, по сути, ликвидации процедуры согласования налоговых обязательств (впрочем, нынешняя, по мнению международных консультантов, была излишне либеральной и допускала возможность злоупотреблений). Интересно также, что “по просьбам трудящихся” в перечень местных налогов возвращен налог на недвижимость. Не исключено, правда, что до второго чтения он не доживет — если окажутся учтены просьбы уже противоположной стороны… А вот два сбора, которые должны были исчезнуть через три с половиной года (сбор за парковку автотранспорта и рыночный — что тоже порадовало бы очень многих), оставлены авторами на века.
    В первоначальной версии раздела, посвященного налогообложению прибыли, серьезным промахом оказалось отсутствие особого механизма налогооб­ложения для банковских учреждений. Таковой необходим, поскольку у банков расчет налогооблагаемой прибыли базироваться на себестоимости не может. Теперь этот промах исправлен.
    А вот история с заменой минимально допустимых сроков полезной эксплуатации групп основных средств максимально допустимыми, наоборот, произвела на свет новый ляп. Если в окончательной редакции все останется так, как сейчас (хотя в это и не верится), каждый плательщик налога на прибыль сможет относить на налоговую амортизацию (которая уменьшает налогооблагаемую прибыль) в течение года хоть всю стоимость основного средства сразу! Для этого лишь нужно будет установить срок полезной эксплуатации в один год…
    Настоящей же бомбой может стать введение налоговых каникул для новосозданных предприятий. В течение первых пяти лет деятельности предприятия предлагается умножать ставку налога на прибыль на очень приятный понижающий коэффициент (см. “Каникулярные льготы…” на стр.40). При этом, правда, остающиеся в распоряжении предприятий средства необходимо будет направлять на капитальные вложения. А кроме того, такие каникулы получат не все (см. “Каникулярные ограничения” на стр.40). Однако идея в любом случае выглядит шикарно. И даже чересчур: ввиду отсутствия четкого механизма, сдерживающего создание новых предприятий путем перевода в них активов старых, в ее реализацию слабо верится.


 Основные изменения в общих положениях

  1. В перечень местных налогов добавлен налог на недвижимость, который обязаны устанавливать местные советы.
  2. Рыночный сбор и сбор за парковку автомобилей, которые планировалось взимать до 31.12.13 г., стали постоянными.
  3. Зафиксирован запрет на обследование контролирующими органами жилья граждан.
  4. Сокращен перечень оснований для обращения контролирующих органов в суд относительно остановки расходных операций по счетам налогоплательщиков.
  5. При применении обычных цен обязанность доказывания того, что цена договора не соответствует рыночной, возложена на контролирующий орган (ранее — на налогоплательщика).

Основные изменения в администрировании налогов, сборов (обязательных платежей)

  1. Отменен приоритет права взыскания налогового долга за счет имущества плательщика перед правами обращения взыскания на это имущество других кредиторов.
  2. Сотрудникам налоговой милиции запрещено принимать непосредственное участие в проведении проверок.
  3. Невыездная документальная проверка может проводиться только на основании решения руководителя налогового органа (ранее — без него).
  4. Сокращен перечень оснований (с 16 до 14) для проведения внеплановой документальной выездной проверки.
  5. Сокращен (за счет хронометража осуществления финансово-хозяйственных операций, наблюдения за ними) перечень форм проведения контрольных проверок.
  6. Плательщику предоставлено право подавать заверенные копии первичных документов вместо их оригиналов (за исключением изъятия документов по решению суда).
  7. Предусмотрена процедура обжалования акта проверки.
  8. Взыскание налоговых обязательств, рассчитанных косвенным методом, в случае несогласия налогоплательщика осуществляется через суд.
  9. Налогоплательщикам отказано в возможности оплаты денежных обязательств или погашения налогового долга путем зачета встречных обязательств с бюджетом.
  10. Контролирующим органам отказано в праве безакцептного списания налогового долга налогоплательщика.
    Немного уменьшены размеры штрафных санкций за различные нарушения.

Основные изменения в налогообложении прибыли

  1. Появился механизм расчета налогооблагаемой прибыли банковских учреждений.
  2. В проект перенесена действующая норма о включении в состав расходов платежей, направленных на благотворительность.
  3. Вместо минимально допустимых сроков полезного использования групп основных средств утверждены максимально допустимые.
  4. Предусмотрены пять методов амортизации основных средств вместо предлагавшихся двух.
  5. Предусмотрено поэтапное снижение ставки налога до 20% к 2014 г.
  6. Предусмотрены 5-летние налоговые каникулы для новосозданных предприятий.
Основні цифри
Всього компаній-членів283на 06.10.24
Кількість КУА278на 06.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 06.10.24
Кількість ІСІ1815на 06.10.24
Кількість НПФ*53на 06.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24