Обратная сторона IPO
В условиях экономического кризиса публичные компании должны продолжать вести такую же коммуникационную политику, как и до кризиса
В последнем квартале 2008 года не было проведено ни одного первичного публичного размещения акций компаний из стран СНГ. Впервые это произошло с третьего квартала 2004-го. Как сообщается в отчете консалтинговой компании PBN, в прошлом году компании из нашего региона провели лишь семь IPO на общую сумму 1,7 млрд долларов.
Ступор рынка IPO наряду с обрушением капитализации публичных компаний вынуждает их руководство уделять огромное внимание не только вопросам антикризисного менеджмента, но и усиливать свою коммуникационную политику. О том, что означает нынешний глобальный финансово-экономический кризис для рынка публичных компаний, репутационных рисков и будущих IPO, корреспондент «Эксперта» беседовал с Леонидом Соловьевым, главой представительства компании Financial Dynamics в России и странах СНГ, которая является мировым лидером в области финансовых и бизнес-коммуникаций.
— IPO-бум сменился обвалом котировок. Капитализация компаний, которые провели публичное размещение акций, рухнула в разы. Например, стоимость UkrProduct упала почти втрое, а XXI Century Investments — в 65 раз (их акции обращаются на Альтернативной инвестиционной площадке Лондонской фондовой биржи). Получается, мы все восхищались этими компаниями, когда их акции стремительно росли, а сегодня они выглядят лузерами. Может, IPO — это тоже пузырь?
— Мы должны понимать, что имеющаяся сейчас цена, я имею в виду не конкретную компанию, а цены предприятий и бизнеса вообще, не совсем адекватна. Это нонсенс, когда у девелопера, у которого, по последней независимой оценке, стоимость активов всё еще около миллиарда долларов, капитализация компании — четырнадцать миллионов. С моей точки зрения, сложившаяся на фондовом рынке цена не отражает реальную стоимость.
С другой стороны, есть изменение цен акций сразу после публичного размещения. К сожалению, после многих размещений компаний из стран СНГ динамика котировок оказалась отрицательной. С чем это связано? Причин может быть много. Иногда — с работой инвестиционных банков, консультирующих эмитентов. Когда они заполняли книгу (формировали список желающих купить акции в рамках первичного размещения. — «Эксперт»), то она наполнялась в первую очередь хедж-фондами, заинтересованными в очень быстром движении котировок. Кроме того, рынок был очень сильно перегрет. В 2005–2007 годах инвесторы были готовы бросаться на развивающиеся рынки, особо не разбираясь в активе, насколько он привлекательный.
Еще одним фактором стала жадность самих продающих. Надо понимать, что это игра. При формировании цены размещения в рамках IPO нужно оставлять инвесторам возможность заработать. К сожалению, если посмотреть на сектор недвижимости, то были размещения не просто по верхней объявленной планке ценового диапазона, а по цене выше этой планки. Скажем, если верхний предел устанавливался на уровне двенадцати долларов, то владелец требовал поднимать ее до тринадцати, поскольку видел высокий спрос на бумаги своей компании.
Наконец, ключевая проблема — продающие акционеры воспринимали IPO как некую финальную точку. Мы проведем размещение, мы денег сейчас получим! А что будет дальше, нас пока не интересует.
— Не говорит ли это о том, что советников, в частности PR-советников, не слушали? Или те сами предпочитали клиентам такие вещи не разъяснять, удовлетворяясь жирными комиссионными при самом размещении?
— Советники есть разные. К примеру, инвестиционные банки осуществили сделку и сказали компании «до свидания». Разве что они могут видеть у этого эмитента потенциал вернуться на рынок размещений, теперь уже вторичных публичных размещений (SPO), причем в кратко- или среднесрочной перспективе.
Юристы? Это не дело юридических советников.
Пиарщики? Вы будете удивлены, но если посмотрите на весь список компаний из стран СНГ, которые разместились, то далеко не все из них выходили на рынок с PR-консультантами. И лишь немногие не отказались от услуг этих советников после размещения. По сути, это говорит об их отношении к IPO как возможности привлечь деньги сейчас и здесь.
— После обвала на фондовом рынке мне удалось пообщаться с представителями почти всех украинских компаний, которые провели IPO. Все эмитенты достаточно спокойно отнеслись к падению капитализации, в первую очередь потому, что, как правило, свободно обращается небольшой процент акций, и нет угрозы недружественной скупки предприятия по дешевке…
— …Вдобавок у многих компаний падение котировок произошло на очень маленьких объемах.
— Это так. Так вот, многие эмитенты считают нынешнюю ситуацию подходящей для того, чтобы за небольшие деньги выкупить собственные акции, которые находятся в свободном обращении (free float). Рынок хорошо это воспримет?
— Если компания принимает решение о выкупе, причем не изымает с рынка весь free float, то рынок реагирует положительно. Еще более позитивно он, как правило, реагирует при покупке акций мажоритарным владельцем. Ведь это придает миноритариям уверенность в том, что мажоритарий верит в развитие такого бизнеса.
Совсем другое дело, если компания принимает решение о делистинге. Публичность — далеко не дешевое удовольствие. Прозрачность, отчетность, внешние акционеры, роуд-шоу — всё это стоит денег. В условиях обвала рынка у многих владельцев компаний, прошедших IPO, возникает соблазн отказаться от этих издержек, проведя делистинг, и, по сути, «опрокинуть» миноритариев. Но такой компании (конечно, если она продолжит расти и развиваться) в будущем понадобятся инвестиции, однако имиджевый шлейф останется. Провести новое размещение будет невозможно. В такой бизнес никакой инвестор уже не поверит.
Нужно выждать
— Обвал фондовых котировок стал одним из первых симптомов мирового экономического кризиса. Насколько он может быть затяжным, учитывая, что активы и ресурсы в считанные месяцы подешевели в разы?
— Одна из особенностей нынешнего кризиса состоит в его полной непредсказуемости. Кризис начался в США и тесно связан с ипотечным пузырем. Поэтому существует такая точка зрения, что глобальный кризис закончится только тогда, когда вся недвижимость, построенная за годы строительного бума в Штатах, будет продана. По информации на конец ноября, реализовано только двадцать пять процентов таких объектов. А продавать этот объем можно год, а можно и пять. Очень многое будет зависеть от того, насколько грамотно поведут себя власти каждого государства.
— Американские власти избрали стратегию выдачи дешевых денег при помощи эмиссии, раздули дефицит бюджета. Это правильные шаги?
— Я думаю, что такая помощь в целом еще не дошла до американского рынка недвижимости. Ведь как работает механизм: поддерживаются конкретные предприятия из автомобильного, финансового и других секторов. А дома начнут продаваться только когда эти деньги дойдут до конечного потребителя. Чтобы это произошло, необходимо время.
Реально на пик кризиса еще не вышли ни США, ни Европа, ни Россия. Штаты могут пройти его только через два месяца, когда новая администрация президента Барака Обамы начнет работать и реализовывать свои программы. В Европе, и особенно России, пик кризиса придется позднее. Для нашего региона он будет весьма жестким, поскольку цена на нефть в условиях слабой эффективности картельных соглашений начнет снижаться из-за падения общемирового спроса.
Для российской экономики наступает тот самый момент истины, когда можно проводить структурные реформы и инвестировать государственные деньги в инфраструктурные проекты. За счет по-прежнему сохраняющегося большого внутреннего спроса можно позволить экономике выйти на принципиально новую модель. Ключевой вопрос: как распорядится российская власть этой возможностью? — Что станет тем сигналом, после которого мы поймем, — мировая экономика выходит из кризиса?
— Им станет рост потребительского сектора, прежде всего рост акций котировок американских компаний, производящих или торгующих товарами широкого потребления. Штаты потребляют больше всех в мире, и их экономика держится в первую очередь на внутреннем спросе.
Антикризисная риторика
— Что изменилось в жизни профессиональных PR-консультантов с наступлением кризиса?
— Как это ни странно, у нас стало больше работы. Конечно, почти нет работы, связанной непосредственно с IPO. Но при этом огромный спрос на антикризисные коммуникации. Еще пока не появилась работа, связанная с консолидацией рынка, со слияниями и поглощениями, но она обязательно будет. В условиях кризиса от компании требуется больше коммуникаций, чем, когда на рынке тишь да гладь.
— Действительно, кризисы обычно заканчиваются волной слияний и поглощений. Можно ли говорить о том, что российские предприятия вскоре начнут скупать украинские активы, учитывая, что в Российской Федерации кризис развивается куда мягче, чем у нас?
— Я убежден, что российскому бизнесу сейчас не до этого, им бы со своими внутренними проблемами разобраться. Прежде всего, крупному бизнесу. В ближайшие шесть-восемь месяцев никакой волны слияний и поглощений, инициированных россиянами, не будет. Консолидация сначала произойдет на локальном рынке. В среднесрочной перспективе российский бизнес, конечно, проявит интерес к активам в странах СНГ.
Я бы не недооценивал политические риски в вашей стране. С точки зрения российского бизнеса, Белоруссия сейчас куда более понятна, чем Украина — по крайней мере, ясно, с кем договариваться.
— На наших просторах кризис характеризуется остановкой производств и массовыми увольнениями. Тема корпоративной социальной ответственности закрыта?
— Кризис показал, что издержки в основном снижаются за счет персонала. Но кто-то делает это максимально ответственно, выплачивая уволенному сотруднику всё, что положено по закону, и стараясь расстаться с работником максимально уважительно, но есть и масса примеров, когда ищут предлог для увольнения по статье или отправляют в неоплачиваемые отпуска. Мы по-прежнему находимся в периоде первоначального накопления капитала, в котором, увы, все средства хороши.
— То есть теперь вы учите компании рассказывать, как они правильно увольняют своих работников?
— Нет. В сегодняшних условиях растут репутационные риски. Поэтому роль коммуникаций очень сильно возрастает. Репутация — это как банковский депозит. Когда у тебя всё хорошо, ты регулярно часть своей зарплаты кладешь на депозит. Когда тебе становится сложно, ты используешь эти деньги на свои нужды. Репутацию нельзя заработать моментально, а вот быстро растратить проще простого. Как раз в условиях кризиса роль коммуникаций с сотрудниками, обществом, инвесторами как никогда высока. Поэтому самую большую ошибку, которую может сделать бизнесмен — закрыться. Посмотрите, как ведут себя многие компании из стран СНГ, прошедшие IPO? Они выдали релиз о рекордной прибыли — котировки падают, выдали еще пару релизов с хорошими новостями — всё равно падают. «А зачем тогда это вообще делать, ведь что бы мы ни сказали, рынок всё равно отрицательно отреагирует», — решили в таких компаниях. Это — огромная ошибка. Последовательная информационная политика компании, если в ней всё в порядке, рано или поздно будет замечена. Репутация — это время. Пятьсот тысяч, вложенных в течение года в репутацию, приносят больший эффект, чем миллион за два месяца.
— Видите ли вы различия в поведении транснациональных компаний в условиях кризиса в сравнении с национальными компаниями?
— Важнейший момент при любой кризисной ситуации — не показывать, что ты паникуешь. Не надо создавать дополнительных рисков своим собственным поведением. В том числе это означает — в кризисной ситуации ты должен продолжать делать то, что делал до кризиса. И не предпринимать каких-то резких шагов. С точки зрения коммуникаций многие транснациональные корпорации продолжили делать то, что они делали год, два, десять тому назад. Для многих российских и украинских компаний такая ситуация в новинку. В первые месяцы кризиса была реальная паника — все задавались вопросом «А что нам делать?» Мне звонили клиенты и говорили: «У меня акции упали на двадцать процентов. Надо срочно что-то сказать. Давайте придумаем. Например, заявим, что у нашего акционера нет margin calls (если акции находятся в залоге, а котировки падают ниже определенного уровня, получатель ссуды должен предоставить дополнительное обеспечение по кредиту, либо эти ценные бумаги переходят в собственность кредитора. — «Эксперт») и акции нигде не заложены». Я терпеливо объяснял — раз это сделано единожды, то теперь такие заявления придется делать и в дальнейшем, при любых рыночных условиях. У западных компаний на этот счет давно прописаны процедуры, и они намного более подготовлены к кризису, в том числе и потому, что в своей истории уже проходили через кризис, пусть даже и не такого масштаба.
— Между российским и украинским рынком публичных компаний есть принципиальная разница, помимо той, что компаний из нашей страны, проведших полноценные международные IPO, меньше десятка?
— Отличие — в свободе деловых средств массовой информации, и речь не о свободе слова. В Украине по-прежнему очень мало квалифицированных деловых изданий, которые умеют писать о бизнесе на профессиональном языке, имеют штат, состоящий из хороших специалистов. Здесь по-прежнему значительно больше СМИ, которые можно контролировать при помощи денежных ресурсов. Рынок деловых массмедиа — это не кто больше занесет, то и напечатают.
Всього компаній-членів | 284 | на 25.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 25.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 25.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 25.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 25.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |