Объективных причин для быстрого восстановления украинской экономики в 2010 году - нет

13 жовтня 2009
Олег Морква, Investfunds, 09.10.2009

http://investfunds.com.ua/news/27007

К началу итогового квартала 2009 года текущее состояние украинской экономики можно охарактеризовать как хрупкое и нестабильное, причем весомых аргументов, как для среднесрочного, так и долгосрочного оптимизма существует немного.

Для таких пессимистичных оценок существует целый ряд объективных причин, основными из которых являются - отсутствие системных антикризисных реформ и крайне энергоемкое производство, в результате чего большинство предприятий производственного сектора столкнутся с проблемой высокой стоимости природного газа уже в 2010-2011 годах.

Отсутствие серьезных программ энергосбережения, устаревшие технологии и дорогой газ делают украинское производство неконкурентоспособным.

Украина, которая в 1980-х опережала Польшу по всем макроэкономическим показателям, сегодня имеет в три раза меньший ВВП, чем у Польши, и при этом потребляет в несколько раз больше газа.

Никакая цена на газ не волновала бы нас в настоящее время, если бы Украина еще 10-15 лет назад начала внедрять масштабные программы энергосбережения, как все это время делал практически весь цивилизованный мир.

Из нынешнего кризиса большинство стран выйдут с новым технологическим укладом и новой конкурентной экономикой, тогда как Украина будет вынуждена пойти на банкротство большинства промышленных предприятий, которые создавались еще в 50-80-е годы прошлого века и характеризуются устаревшим производством третьего уклада, и в будущем станет ориентироваться в основном на развитие агропромышленного комплекса.

На протяжении всего кризисного периода (а это уже более года) украинские банки с одной стороны не в состоянии, а с другой стороны и не желают в необходимых объемах кредитовать реальный сектор экономики, что не дает украинским товаропроизводителям достаточных ресурсных возможностей для нормальной модернизации и провоцирует дальнейшую макроэкономическую нестабильность в стране.

Ситуация в украинской экономики усугубляется отчасти и из-за того, что по объективным и субъективным причинам профильные государственные институции продолжают откладывать решение накопившихся проблем системного характера либо до окончания проведения очередных президентских выборов, либо вообще на после кризисный период.

Для продолжения сотрудничества с МВФ и получения очередного валютного транша в ноябре месяце, правительству и Национальному банку придется продолжать осуществлять реформы, предусмотренные программой сотрудничества с МВФ, что в преддверье президентских выборов в Украине, премьер-министр по понятным причинам осуществлять не торопится.

Чтобы пессимистические прогнозы, о которых так много говорят экономические эксперты, не оправдались необходимо, как минимум обеспечить производственный сектор экономики относительно недорогими и длинными кредитными ресурсами, цивилизованным способом стимулировать производственный и потребительский спрос на украинскую продукцию и обязательно добиться в Украине хотя бы среднесрочной макроэкономической стабильности.

В противном случае украинская экономика, находясь уже несколько кварталов в депрессивном состоянии, в 2010 году сможет показать совсем незначительные позитивные сдвиги, и в ближайшие три-четыре года будет иметь очень слабый потенциал, чтобы выйти на уровень прежних докризисных темпов своего развития.

Несмотря на сокращение в первом полугодии украинского ВВП почти на 20% и ежемесячного роста бюджетного дефицита, который к концу года составит не менее 50 млрд.грн. (а с учетом финансирования Евро-2012, возврата депозитов по национализированным государством банкам, дополнительных средств, предполагаемых для выделения на рекапитализацию банковского сектора, может оказаться значительно большим), правительство отказывается пересмотреть не только госбюджет на текущий год, сбалансировав доходную и расходную часть, учитывая существующие экономические реалии, но и предлагает нереальный и несбалансированный госбюджет на 2010 год.

При падении производства на 30%, уже согласованном между правительством и МВФ прогнозе сокращения ВВП в 2009 на уровне 14%, росте теневой экономике с 31% на начало года до 40% ВВП к его окончанию (по официальной методике Минэкономики) и свыше 50% - по экспертным оценкам, присутствуют объективные причины сокращения налоговых поступлений.

Тем не менее, правительство отказывается идти на сокращение социально-бюджетных расходов и влезает в новые долги, более того "стимулирует" Нацбанк печатать необеспеченную гривну, что ведет к ее объективной девальвации.

Украинские чиновники в последнее время все уверенней заявляют, что национальная экономика успешно справляется с кризисом и уже в следующем году сможет показать позитивную динамику как по экономическому росту, так и по улучшению основных макроэкономических показателей (инфляция менее 10%, рост ВВП близкий к 4%, бюджетный дефицит не более 5%). При этом ситуация на валютном рынке будет стабилизирована, а курс доллара будет снижен до среднегодового уровня в 7,5 грн./$.

Такие заявления, необходимо оценивать достаточно сдержано, поскольку такой вариант развития экономической ситуации в Украине в 2010 году с точки зрения вероятностного подхода больше подходит не для реалистического, а для оптимистического сценария, вероятность которого составляет около 30% и вполне может не реализоваться, также как и правительственный прогноз на 2009 году, когда ожидался рост ВВП на 0,4%, при инфляции в 9,5%.

Более реалистичным, выглядит экономический прогноз, при котором в следующем году среднегодовой курс доллара окажется в диапазоне 8-8,5 грн./1$.

Рост ВВП в Украине действительно возможен в 3-5%, но не благодаря каким-то системным долгосрочным антикризисным мероприятиям, а из-за чрезвычайно низкой базы сравнения.

Кроме того, в случае проведения сдержанной эмиссионной и долговой политики украинским правительством, реальный бюджетный дефицит к концу 2010 году окажется на уровне 6-7%, а годовая инфляция вряд ли будет менее 12%.

Причем все это будет возможно, только в случае, если в Украине сохранится относительно стабильная как макроэкономическая, так и политическая обстановка, в том числе Национальный банк сохранит свою независимость, платежный баланс будет позитивным, а прямые иностранные инвестиции будут иметь тенденцию к росту.

Если же для украинского правительства в бюджетном процессе приоритетным останется популистский подход, национальную экономику в следующем году также ожидает тяжелое испытание и годовой 3-5% рост ВВП будет обеспечен, не из-за улучшения ситуации в производстве, строительстве или торговли, а главным образом, за счет высокой инфляции, которая превысит 15%.

При этом реальный бюджетный дефицит составит не менее 10%.

В следующем году очень большое давление как на валютный курс, так и в целом на макроэкономическую стабильность будет оказывать реализация договоренностей с МВФ по росту коммунальных платежей для населения (прежде всего на газ, которые к концу 2010 года должны вырасти как минимум в 2-2,5 раза от текущего уровня), проведения пенсионной, социальной и налоговой реформы.

В текущем году вплоть до мая месяца, правительство в лице Минэкономики заявляло, что украинская экономика развивается в штатном режиме и в стране существуют необходимые предпосылки для выполнения базовых показателей бюджета 2009 года, в частности рост ВВП на уровне 0,4%, инфляция меньше 10%, а сбор налогов и сборов в госказну перевыполняется.

Несмотря на то, что большинство экспертов настаивали еще в начале года, что оптимистического сценария в Украине в 2009 году не будет и уже по итогам первого квартала объективно присутствует огромное противоречие между бюджетными параметрами и реальным состоянием экономики, профильные экономические министерства (Минэкономики и Минфин) отказывались пересматривать макроэкономические и бюджетные показатели.

Более того после того как экономика в первом квартале «сжалась» больше чем на 20%, правительством было принято решение бюджетную и статистическую информацию просто закрыть, чтобы о реальном экономическом положении дел в стране не знали, а значит и как можно меньше об этом говорили. Но отсутствие достоверной информации приводит к неправильным решениям, прежде всего со стороны хозяйствующих субъектов. А хозяйствующие субъекты – это тот базис, который формирует стабильность в экономике и обеспечивает выполнение бюджета. И если хозяйствующие субъекты не обладают объективной информацией, тогда принимаются неправильные решения, предприятия проводят неэффективную операционную деятельность, становятся убыточными, а значит и не смогут наполнить бюджет запланированными тем же правительством, налогами.

В 2010 году как бы действующему правительству не хотелось, не удастся собрать налогов больше, чем в 2009 году, поскольку фискальное ведомство уже практически исчерпало все имеющиеся законные возможности по «выдавливанию» налогов.

Продолжение же политики усиления налогового пресса со стороны украинских властей, наряду с существующими большими финансовыми проблемами на отечественных предприятиях и нестабильной ситуацией на товарных и сырьевых рынках, может довести экономику страны до коллапса.

В итоге Украина может оказаться в состоянии экономической разрухи, когда денег можно будет напечатать сколько угодно много, но они уже не будут представлять никакой ценности для реальной экономики.

Стоимость ресурсов – даже в гривне - в Украине остается неоправданно высокой на уровне 30% в год, что по меркам цивилизованного мира является ненормальной ставкой для успешного ведения бизнеса.

Парадоксальным в данной ситуации является то, что правительство практически не стремится снизить стоимость ресурсов в стране.

Напротив, Минфин активно занимает ресурсы на внутреннем рынке страны по ставке 20-25% годовых и даже выше, что вполне устраивает банки, которые при минимальных рисках охотно покупают ОВГЗ и совершенно не готовы кредитовать реальную экономику меньше, чем за 30% в год.

За рубежом кредитные ставки на порядок ниже, что позволяет стимулировать как производство, так и потребление, обеспечивая экономический рост и благосостояние на долгосрочный период времени.

Отсутствие же доступных по цене инвестиционных и кредитных средств в реальном сегменте экономике обрекает украинских товаропроизводителей терять свои рынки в конкурентной борьбе за потребителя.

Украина, все годы независимости, стремясь быть экспортоориентированной страной, в последнее время все больше становится импортозависимой.

Несмотря на вполне объективную критику чрезмерной валютизации нашей экономики, Украина из года в год отказываясь от масштабных отраслевых реформ, уже пришла к такому состоянию, что просто не может обходиться без импорта, поскольку не в состоянии производить необходимое количество качественной и конкурентной по сравнению с иностранными товарами, продукции.

Печальней всего то, что в последние годы мы даже накормить себя самостоятельно не можем, хотя исторически считается, что Украина – страна с сильными аграрными ресурсами, способными прокормить не только своих граждан, но и всю Европу.

На сегодняшний же день мы покупаем мясо в Польше, сахар и масло – в Беларуси, а фрукты и овощи, которые могли бы вполне производить и сами, завозим из Турции.

Таким образом, Украина, ежегодно теряя свой производственный и конкурентный потенциал, постепенно становится внутренним рынком сбыта для сопредельных государств.

Конечно, есть статьи критического импорта, без которых страна объективно не сможет обойтись в перспективе ближайших нескольких лет - такие как ядерное топливо, медикаменты, высокотехнологическое оборудование и т.д.

Чтобы от этого отказаться, нужно либо направить собственные финансовые средства на организацию отечественного производства, либо создать все условия для инвесторов, чтобы они приходили в Украину со своими ресурсами и технологиями, а не бежали из нее. Однако для этого необходимо провести непопулярные структурные реформы не только в бюджетной среде и экономике, но прежде всего в государственном управлении, значительно снизив уровень коррупции в стране, тем самым создав хороший базис для значительного улучшения инвестиционного климат, ведь пока по привлекательности у инвесторов Украина остается в самом конце инвестиционного списка.

В ближайшее время таких структурных изменений ожидать вряд ли стоит, поскольку они не проводились у нас даже в более успешные годы – когда производство и потребление росло, внешнеторговый баланс был позитивным, общественность была настроена на гражданские перемены, а инвесторы проявляли повышенную активность и были готовы развивать масштабные проекты у нас в стране.

В ближайшие два года большинство государственных средств будут направлены на подготовку к проведению в Украине Евро-2012.

Поэтому ни коммунальной, ни энергетической серьезной реформы в ближайших несколько лет не будет.

Кроме того, у нас перманентные выборы, нам нужно понравиться избирателям. К сожалению, в последние годы в Украине главенствует демагогия, популизм, и те цифры, которые часто презентуют чиновники обществу, являются некорректными и неадекватными, что приводит к падению инвестиционной привлекательности страны, к растущему недоверию к представителям украинской власти как внутри страны, так и за рубежом и продуцируют другие серьезные проблемы общесистемного характера.

На валютном рынке до конца года маловероятно, что курс на валютную пару гривня/доллар опустится ниже 7,5 грн./$. Вместе с тем, украинская экономика вряд ли сможет выдержать и валютный уровень свыше 9,5-10 грн./$ (большинство украинских заемщиков просто не смогут обслуживать свои валютные кредиты, если курс уйдет на уровень 9,5 грн./$ или выше).

Поэтому наиболее реалистичный сценарий после прошедшей в начале сентября пассивной девальвации гривни до уровня 9 грн./$, будет следующим:

Национальный банк - вплоть до очередного транша МВФ, который планируется 15 ноября - будет проводить более активную регуляторную и интервенционную политику, чтобы удерживать курсовой диапазон в пределах 8,5-9,5 грн./$. или даже чуть ниже на уровне 8,0-9,0 грн./$.

Если четвертый транш от МВФ Украина получит вовремя, то вероятнее всего до конца года гривня стабилизируется на уровне 8,5 грн./$ («плюс»/«минус» 20-30 копеек).

Если же МВФ проявит характер и будет настаивать на реализации правительством Украины большинства договоренностей, предусмотренных Меморандумом взаимодействия еще в текущем году (в частности, подорожание газа для населения на 20%), а правительство Ю.Тимошенко откажется проводить социально-бюджетную реформу до выборов, тогда гривня продолжит девальвировать.

При этом ее уценка будет зависеть не только от текущего состояния платежного баланса, но и успешности реализуемых к окончанию года антикризисных и антиинфляционных шагов правительства, а также девальвационных ожиданий населения и хозяйствующих субъектов.

В случае, если кредитный транш от МВФ не поступит до конца текущего года, гривня под давлением объективных и субъективных причин действительно может подешеветь до двузначных чисел, но скорей всего, до такого положения дел финансовую ситуацию, постараются не доводить ни украинские власти, ни МВФ, и гривня до конца года вряд ли превысит рубеж 10 грн./$.

Кроме внутренних и внешних экономических девальвационных факторов на возможность существенного обесценивания гривни в среднесрочной перспективе влияет и внешнеполитический фактор.

В начале текущего года между правительствами Украины и России был подписан десятилетний контракт, в соответствие с которым, украинская сторона взяла на себя обязательства ежегодно выкупать у Газпрома не менее 40 млрд. кубометров природного газа.

В нынешнем году по сделанным уже заявлениям главы украинского правительства Ю. Тимошенко, наша страна сможет выкупить у России не более 33 млрд. кубометров газа.

В такой ситуации Украина находится перед лицом достаточно серьезной и постоянной угрозы, что в случае каких-либо нелояльных действий со стороны украинских властей в отношении российской стороны, на повестку украино-российских отношений в очередной раз станут газовые противоречия, которые могут привести в том числе и к существенной девальвации гривни.

Несмотря на то, что по заявлению украинского премьера, глава правительства Российской Федерации В. Путин пообещал не предъявлять официальные претензии, а следовательно и штрафные санкции, которые согласно с условиями базового контракта составляют 300% от суммы невыбранного Украиной газа, президент России Д. Медведев продолжает настаивать, чтобы «Газпром» неукоснительно исполнял условия подписанного в январе 2009 года газового контракта.

Только по итогам текущего года недобор 7 млрд. кубометров газа даже без учета штрафных санкций со стороны России может обойтись украинскому бюджету примерно в $2 млрд. (свыше 17 млрд. грн.), а в случае применения штрафных санкций превысит $5 млрд. (составит 40-50 млрд. гривен).

Новый виток «газовой войны» может войти в практическую плоскость и перейти уже на экономический уровень, что приведет к катастрофическому бюджетному дефициту, который с учетом его существующей несбалансированности достигнет 100 млрд., а возможно и больше.

Прагматический подход российской администрации в реализации своих политических и экономических интересов в Украине будет вынуждать украинские власти расплачиваться за импортируемый газ расходуя золотовалютный резервы страны, которые и так изрядно истощены за последние два года и находятся под постоянным и пристальным контролем МВФ, который в том числе под условие их дальнейшей сохранности в во многом и согласился выдать Украине кредит в $16,5 млрд.

Если же валютные резервы страны правительство не захочет или не сможет использовать и будет дана команда включить печатный станок, украинская гривня по объективным причинам продолжит обесцениваться и вполне вероятно достаточно легко преодолеет психологический и одновременно критический для экономики рубеж в 10 грн./$, в частности если к эмиссионным факторам подключатся те же психологические девальвационные ожидания со стороны хозяйствующих субъектов и населения.

Поэтому в среднесрочной перспективе (на период ближайшего года) говорить о каких либо серьезных предпосылках к существенному укреплению гривни (ниже уровня в 7,5 грн./$), достаточно оптимистично.

В случае если среднегодовой курс в 2010 году будет находиться, даже на уровне 8-8,5 грн./$, а валютный рынок избежит резких курсовых всплесков в течение всего года, это уже станет очень существенным вкладом в нормализацию экономических процессов у нас в стране и создаст определенный базис для относительной среднесрочной макроэкономической стабильности, в том числе и производственного роста на перспективу.

В сентябре на биржевом рынке Украины наблюдался активный ценовой рост, составив в среднем только по «голубым фишкам» около 20%.

За период полугодичного роста цен на биржевые бумаги с марта текущего года украинские акции стали абсолютными мировыми лидерами по доходности, обеспечив рост индекса ПФТС с минимальных значений в марте к окончанию сентября почти на 188%, а индекса «Украинской биржи» - более чем на 212%.

Тем не менее, волатильность на украинском биржевом рынке остается на очень высоком уровне и до конца года у ликвидных украинских акций существуют практически равнозначные шансы измениться от текущих ценовых значений, как вверх, так и вниз на 20-50%, а фондовым индикатором еще прибавить или уже потерять 15-30%.

Сценарий по кардинальному изменению украинского ценового тренда в направлении падения станет особенно реальным, если на мировых биржевых рынках усилятся пессимистичные настроения, спекулянты начнут фиксировать прибыль, а фондовые индикаторы устремятся вниз.

Оценивая возможности того или иного варианта развития событий можно предположить, что с 30% вероятностью ценовой рост на украинские ценные бумаги продолжится и в итоговый квартал года, в таком случае к окончанию 2009 года индекс ПФТС может превысить 700 индексных пункта, а индекс «Украинской биржи» будет находиться выше 1700 индексных пункта.

С вероятностью в 30-40% возможна стабилизация цен на украинские бумаги на уже достигнутых уровнях.

В таком случае фондовые индексы уйдут в ближайшие два-три месяца в боковой тренд внутри индексного диапазона по индексу ПФТС в 500-650 индексных пункта, а по индексу «Украинской биржи» - 1200-1600 индексных пункта.

При возможной нисходящей коррекции мировых фондовых индикаторов индексная корзина ПФТС в зависимости от степени пессимизма и интенсивности продаж будет стремиться к значениям в 400-450 индексных пункта, а по индексу «Украинской биржи» уйдет на уровень поддержки в районе 1000 индексных пункта.

В целом до конца года я не ожидаю какого-то существенного роста торгового оборота на украинских биржах, и вряд ли среднедневные торги акциями совокупно по обеим биржам будут превышать 100 млн. грн.

Морква Олег. Генеральный директор КУА «ИНЭКО-ИНВЕСТ» http://ineko-invest.com



P.S. "Парадокс Стокдейла", фрагмент из книги Джима Колинза "От хорошего к великому" (JIM COLLINS. "Good to Great")

Адмирал Джим Стокдейл был старшим по званию среди американ­ских военнопленных в «Ханой-Хилтоне» - лагере для военнопленных во время войны во Вьетнаме. Его пытали более двадцати раз за восемь лет его пребывания в лагере (с 1965 по 1973), он не пользовался никаки­ми правами военнопленного, не знал своего срока освобождения, не знал, увидит ли когда-нибудь снова свою семью. Но он оставался командиром, делая все возможное, чтобы другие военнопленные, несмотря на пытки, вышли из испытаний несломленными и могли противостоять попыт­кам использовать их в пропагандистских целях. Однажды он ударил себя табуретом и порезал бритвой, преднамеренно изуродовав, чтобы его не смогли заснять на видео как пример пленного, с которым хорошо обращаются. В письмах к жене он сообщал секретную разведыватель­ную информацию, зная, что если это обнаружится, его снова будут пы­тать и, возможно, убьют.

Он придумывал приемы, которые помогали людям переносить пыт­ки (никто не может сопротивляться пытке бесконечно, поэтому он раз­работал пошаговую систему - после X минут вы рассказываете немного, потом еще немного, так у солдат появлялись ориентиры, за которые они цеплялись, и это помогало им переносить боль).

Он придумал систему передачи информации, чтобы уменьшить ощущение изоляции, которую пытались установить тюремщики; это была настоящая азбука Морзе: чередования 5 стуков кодировали буквы алфавита (тук-тук - «а», тук-пауза-тук-тук - «б», тук-тук-пауза-тук - «ф» и так далее для 25 букв, двойное «с» значило «к»). Однажды, когда долж­на была царить тишина, заключенные заполнили центральный барак стуком, отбивая «Мы любим тебя» Стокдейлу и отмечая так третью го­довщину с того дня, когда он был сбит.

После освобождения Стокдейл стал первым в истории военного флота трехзвездным офицером, получившим дважды награду летчиков и медаль «За отвагу», присуждаемую Конгрессом США. Можете по­нять, почему я был так взволнован в ожидании встречи со Стокдейлом. Один из моих студентов, которому случилось изучать философов-сто­иков в Гуверовском институте, прямо через дорогу от моего офиса, на­писал работу о Стокдейле, и Стокдейл пригласил нас обоих на ланч. Готовясь к встрече, я прочитал «В любви и на войне» - книгу, которую написали Стокдейл и его жена, главы чередовались: его записки, ее за­писки, и так обо всех этих восьми годах.

Читая, я все больше чувствовал себя подавленным. Все казалось на­столько мрачным - неопределенность его судьбы, жестокость его тю­ремщиков, и так далее. Но затем я одернул себя: «Вот я сижу в своем теплом и уютном кабинете, смотрю на замечательный университетский городок Стенфорда, за окном чудесный субботний полдень. И я подав­лен, хотя знаю, чем все закончилось! Я знаю, что он был освобожден, вернулся к своей семье, стал национальным героем и провел остаток своей жизни, изучая философию в этом же университете. Если это по­давляет меня, то, ради всего святого, что же чувствовал он, когда был там и не знал, чем все это кончится?.»

- Я никогда не терял веры, - ответил он на мой вопрос. - Я никогда не сомневался не только в том, что выйду, но и в том, что останусь победите­лем, и то, что я пережил - это опыт, определивший всю мою дальней­шую жизнь, и я ни на что бы его не променял.

Некоторое время мы молчали, продолжая медленно идти по направ­лению к факультетскому клубу, Стокдейл прихрамывал и волочил ногу, которая так полностью и не зажила после пыток. Когда мы прошли око­ло 100 метров, я спросил:

- А кто не выживал?

- О, это простой вопрос, - ответил он. - Оптимисты.

- Оптимисты? Не понимаю, - я был совершенно сбит с толку.

- Оптимисты. Это те, кто говорил: «Мы выйдем отсюда к Рожде­ству». Рождество приходило и уходило. Тогда они говорили: «Мы вый­дем отсюда к Пасхе». И Пасха приходила и уходила. Затем День Благода­рения и снова Рождество. И они умирали. Не выдерживали.

Мы продолжали идти молча. Затем он повернулся ко мне и сказал:

- Вот один очень важный урок: никогда не путайте веру в то, что вы победите (а вы не можете позволить себе потерять эту веру) с суровой необходимостью трезво смотреть фактам в лицо, как бы ужасны они ни были.

По сей день я храню в памяти образ Стокдейла, убеждающего опти­мистов: «Имейте в виду, мы не выйдем отсюда к Рождеству».

Этот разговор с адмиралом Стокдейлом запомнился мне и на самом деле оказал огромное влияние на мое собственное развитие. Жизнь не­справедлива, мы то теряем, то выигрываем. Мы все испытываем разоча­рования, переживаем трагедии, неудачи, для которых нет объективной причины и некого винить. Это может быть болезнь, травма, потеря близкого человека, потеря места в результате политических перестановок, это может быть сбитый над Вьетнамом самолет и восемь лет в лагере для военнопленных. Отличает людей не то, сталкиваются ли они с трудно­стями, а то, как они справляются с неизбежными трудностями, уготован­ными им судьбой. В борьбе с невзгодами «парадокс Стокдейла» (сохра­няйте веру и в конце вы победите, но также смотрите в глаза самой суровой правде жизни) является действенным принципом, который позволит выйти из борьбы более сильным. Я думаю, это урок не только для меня, но для всех, кто примет и будет использовать этот принцип."

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 27.11.24
Кількість КУА278на 27.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.11.24
Кількість ІСІ1819на 27.11.24
Кількість НПФ*53на 27.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24