Объективных причин для быстрого восстановления украинской экономики в 2010 году - нет
http://investfunds.com.ua/news/27007
К началу итогового квартала 2009 года текущее состояние украинской экономики можно охарактеризовать как хрупкое и нестабильное, причем весомых аргументов, как для среднесрочного, так и долгосрочного оптимизма существует немного.
Для таких пессимистичных оценок существует целый ряд объективных причин, основными из которых являются - отсутствие системных антикризисных реформ и крайне энергоемкое производство, в результате чего большинство предприятий производственного сектора столкнутся с проблемой высокой стоимости природного газа уже в 2010-2011 годах.
Отсутствие серьезных программ энергосбережения, устаревшие технологии и дорогой газ делают украинское производство неконкурентоспособным.
Украина, которая в 1980-х опережала Польшу по всем макроэкономическим показателям, сегодня имеет в три раза меньший ВВП, чем у Польши, и при этом потребляет в несколько раз больше газа.
Никакая цена на газ не волновала бы нас в настоящее время, если бы Украина еще 10-15 лет назад начала внедрять масштабные программы энергосбережения, как все это время делал практически весь цивилизованный мир.
Из нынешнего кризиса большинство стран выйдут с новым технологическим укладом и новой конкурентной экономикой, тогда как Украина будет вынуждена пойти на банкротство большинства промышленных предприятий, которые создавались еще в 50-80-е годы прошлого века и характеризуются устаревшим производством третьего уклада, и в будущем станет ориентироваться в основном на развитие агропромышленного комплекса.
На протяжении всего кризисного периода (а это уже более года) украинские банки с одной стороны не в состоянии, а с другой стороны и не желают в необходимых объемах кредитовать реальный сектор экономики, что не дает украинским товаропроизводителям достаточных ресурсных возможностей для нормальной модернизации и провоцирует дальнейшую макроэкономическую нестабильность в стране.
Ситуация в украинской экономики усугубляется отчасти и из-за того, что по объективным и субъективным причинам профильные государственные институции продолжают откладывать решение накопившихся проблем системного характера либо до окончания проведения очередных президентских выборов, либо вообще на после кризисный период.
Для продолжения сотрудничества с МВФ и получения очередного валютного транша в ноябре месяце, правительству и Национальному банку придется продолжать осуществлять реформы, предусмотренные программой сотрудничества с МВФ, что в преддверье президентских выборов в Украине, премьер-министр по понятным причинам осуществлять не торопится.
Чтобы пессимистические прогнозы, о которых так много говорят экономические эксперты, не оправдались необходимо, как минимум обеспечить производственный сектор экономики относительно недорогими и длинными кредитными ресурсами, цивилизованным способом стимулировать производственный и потребительский спрос на украинскую продукцию и обязательно добиться в Украине хотя бы среднесрочной макроэкономической стабильности.
В противном случае украинская экономика, находясь уже несколько кварталов в депрессивном состоянии, в 2010 году сможет показать совсем незначительные позитивные сдвиги, и в ближайшие три-четыре года будет иметь очень слабый потенциал, чтобы выйти на уровень прежних докризисных темпов своего развития.
Несмотря на сокращение в первом полугодии украинского ВВП почти на 20% и ежемесячного роста бюджетного дефицита, который к концу года составит не менее 50 млрд.грн. (а с учетом финансирования Евро-2012, возврата депозитов по национализированным государством банкам, дополнительных средств, предполагаемых для выделения на рекапитализацию банковского сектора, может оказаться значительно большим), правительство отказывается пересмотреть не только госбюджет на текущий год, сбалансировав доходную и расходную часть, учитывая существующие экономические реалии, но и предлагает нереальный и несбалансированный госбюджет на 2010 год.
При падении производства на 30%, уже согласованном между правительством и МВФ прогнозе сокращения ВВП в 2009 на уровне 14%, росте теневой экономике с 31% на начало года до 40% ВВП к его окончанию (по официальной методике Минэкономики) и свыше 50% - по экспертным оценкам, присутствуют объективные причины сокращения налоговых поступлений.
Тем не менее, правительство отказывается идти на сокращение социально-бюджетных расходов и влезает в новые долги, более того "стимулирует" Нацбанк печатать необеспеченную гривну, что ведет к ее объективной девальвации.
Украинские чиновники в последнее время все уверенней заявляют, что национальная экономика успешно справляется с кризисом и уже в следующем году сможет показать позитивную динамику как по экономическому росту, так и по улучшению основных макроэкономических показателей (инфляция менее 10%, рост ВВП близкий к 4%, бюджетный дефицит не более 5%). При этом ситуация на валютном рынке будет стабилизирована, а курс доллара будет снижен до среднегодового уровня в 7,5 грн./$.
Такие заявления, необходимо оценивать достаточно сдержано, поскольку такой вариант развития экономической ситуации в Украине в 2010 году с точки зрения вероятностного подхода больше подходит не для реалистического, а для оптимистического сценария, вероятность которого составляет около 30% и вполне может не реализоваться, также как и правительственный прогноз на 2009 году, когда ожидался рост ВВП на 0,4%, при инфляции в 9,5%.
Более реалистичным, выглядит экономический прогноз, при котором в следующем году среднегодовой курс доллара окажется в диапазоне 8-8,5 грн./1$.
Рост ВВП в Украине действительно возможен в 3-5%, но не благодаря каким-то системным долгосрочным антикризисным мероприятиям, а из-за чрезвычайно низкой базы сравнения.
Кроме того, в случае проведения сдержанной эмиссионной и долговой политики украинским правительством, реальный бюджетный дефицит к концу 2010 году окажется на уровне 6-7%, а годовая инфляция вряд ли будет менее 12%.
Причем все это будет возможно, только в случае, если в Украине сохранится относительно стабильная как макроэкономическая, так и политическая обстановка, в том числе Национальный банк сохранит свою независимость, платежный баланс будет позитивным, а прямые иностранные инвестиции будут иметь тенденцию к росту.
Если же для украинского правительства в бюджетном процессе приоритетным останется популистский подход, национальную экономику в следующем году также ожидает тяжелое испытание и годовой 3-5% рост ВВП будет обеспечен, не из-за улучшения ситуации в производстве, строительстве или торговли, а главным образом, за счет высокой инфляции, которая превысит 15%.
При этом реальный бюджетный дефицит составит не менее 10%.
В следующем году очень большое давление как на валютный курс, так и в целом на макроэкономическую стабильность будет оказывать реализация договоренностей с МВФ по росту коммунальных платежей для населения (прежде всего на газ, которые к концу 2010 года должны вырасти как минимум в 2-2,5 раза от текущего уровня), проведения пенсионной, социальной и налоговой реформы.
В текущем году вплоть до мая месяца, правительство в лице Минэкономики заявляло, что украинская экономика развивается в штатном режиме и в стране существуют необходимые предпосылки для выполнения базовых показателей бюджета 2009 года, в частности рост ВВП на уровне 0,4%, инфляция меньше 10%, а сбор налогов и сборов в госказну перевыполняется.
Несмотря на то, что большинство экспертов настаивали еще в начале года, что оптимистического сценария в Украине в 2009 году не будет и уже по итогам первого квартала объективно присутствует огромное противоречие между бюджетными параметрами и реальным состоянием экономики, профильные экономические министерства (Минэкономики и Минфин) отказывались пересматривать макроэкономические и бюджетные показатели.
Более того после того как экономика в первом квартале «сжалась» больше чем на 20%, правительством было принято решение бюджетную и статистическую информацию просто закрыть, чтобы о реальном экономическом положении дел в стране не знали, а значит и как можно меньше об этом говорили. Но отсутствие достоверной информации приводит к неправильным решениям, прежде всего со стороны хозяйствующих субъектов. А хозяйствующие субъекты – это тот базис, который формирует стабильность в экономике и обеспечивает выполнение бюджета. И если хозяйствующие субъекты не обладают объективной информацией, тогда принимаются неправильные решения, предприятия проводят неэффективную операционную деятельность, становятся убыточными, а значит и не смогут наполнить бюджет запланированными тем же правительством, налогами.
В 2010 году как бы действующему правительству не хотелось, не удастся собрать налогов больше, чем в 2009 году, поскольку фискальное ведомство уже практически исчерпало все имеющиеся законные возможности по «выдавливанию» налогов.
Продолжение же политики усиления налогового пресса со стороны украинских властей, наряду с существующими большими финансовыми проблемами на отечественных предприятиях и нестабильной ситуацией на товарных и сырьевых рынках, может довести экономику страны до коллапса.
В итоге Украина может оказаться в состоянии экономической разрухи, когда денег можно будет напечатать сколько угодно много, но они уже не будут представлять никакой ценности для реальной экономики.
Стоимость ресурсов – даже в гривне - в Украине остается неоправданно высокой на уровне 30% в год, что по меркам цивилизованного мира является ненормальной ставкой для успешного ведения бизнеса.
Парадоксальным в данной ситуации является то, что правительство практически не стремится снизить стоимость ресурсов в стране.
Напротив, Минфин активно занимает ресурсы на внутреннем рынке страны по ставке 20-25% годовых и даже выше, что вполне устраивает банки, которые при минимальных рисках охотно покупают ОВГЗ и совершенно не готовы кредитовать реальную экономику меньше, чем за 30% в год.
За рубежом кредитные ставки на порядок ниже, что позволяет стимулировать как производство, так и потребление, обеспечивая экономический рост и благосостояние на долгосрочный период времени.
Отсутствие же доступных по цене инвестиционных и кредитных средств в реальном сегменте экономике обрекает украинских товаропроизводителей терять свои рынки в конкурентной борьбе за потребителя.
Украина, все годы независимости, стремясь быть экспортоориентированной страной, в последнее время все больше становится импортозависимой.
Несмотря на вполне объективную критику чрезмерной валютизации нашей экономики, Украина из года в год отказываясь от масштабных отраслевых реформ, уже пришла к такому состоянию, что просто не может обходиться без импорта, поскольку не в состоянии производить необходимое количество качественной и конкурентной по сравнению с иностранными товарами, продукции.
Печальней всего то, что в последние годы мы даже накормить себя самостоятельно не можем, хотя исторически считается, что Украина – страна с сильными аграрными ресурсами, способными прокормить не только своих граждан, но и всю Европу.
На сегодняшний же день мы покупаем мясо в Польше, сахар и масло – в Беларуси, а фрукты и овощи, которые могли бы вполне производить и сами, завозим из Турции.
Таким образом, Украина, ежегодно теряя свой производственный и конкурентный потенциал, постепенно становится внутренним рынком сбыта для сопредельных государств.
Конечно, есть статьи критического импорта, без которых страна объективно не сможет обойтись в перспективе ближайших нескольких лет - такие как ядерное топливо, медикаменты, высокотехнологическое оборудование и т.д.
Чтобы от этого отказаться, нужно либо направить собственные финансовые средства на организацию отечественного производства, либо создать все условия для инвесторов, чтобы они приходили в Украину со своими ресурсами и технологиями, а не бежали из нее. Однако для этого необходимо провести непопулярные структурные реформы не только в бюджетной среде и экономике, но прежде всего в государственном управлении, значительно снизив уровень коррупции в стране, тем самым создав хороший базис для значительного улучшения инвестиционного климат, ведь пока по привлекательности у инвесторов Украина остается в самом конце инвестиционного списка.
В ближайшее время таких структурных изменений ожидать вряд ли стоит, поскольку они не проводились у нас даже в более успешные годы – когда производство и потребление росло, внешнеторговый баланс был позитивным, общественность была настроена на гражданские перемены, а инвесторы проявляли повышенную активность и были готовы развивать масштабные проекты у нас в стране.
В ближайшие два года большинство государственных средств будут направлены на подготовку к проведению в Украине Евро-2012.
Поэтому ни коммунальной, ни энергетической серьезной реформы в ближайших несколько лет не будет.
Кроме того, у нас перманентные выборы, нам нужно понравиться избирателям. К сожалению, в последние годы в Украине главенствует демагогия, популизм, и те цифры, которые часто презентуют чиновники обществу, являются некорректными и неадекватными, что приводит к падению инвестиционной привлекательности страны, к растущему недоверию к представителям украинской власти как внутри страны, так и за рубежом и продуцируют другие серьезные проблемы общесистемного характера.
На валютном рынке до конца года маловероятно, что курс на валютную пару гривня/доллар опустится ниже 7,5 грн./$. Вместе с тем, украинская экономика вряд ли сможет выдержать и валютный уровень свыше 9,5-10 грн./$ (большинство украинских заемщиков просто не смогут обслуживать свои валютные кредиты, если курс уйдет на уровень 9,5 грн./$ или выше).
Поэтому наиболее реалистичный сценарий после прошедшей в начале сентября пассивной девальвации гривни до уровня 9 грн./$, будет следующим:
Национальный банк - вплоть до очередного транша МВФ, который планируется 15 ноября - будет проводить более активную регуляторную и интервенционную политику, чтобы удерживать курсовой диапазон в пределах 8,5-9,5 грн./$. или даже чуть ниже на уровне 8,0-9,0 грн./$.
Если четвертый транш от МВФ Украина получит вовремя, то вероятнее всего до конца года гривня стабилизируется на уровне 8,5 грн./$ («плюс»/«минус» 20-30 копеек).
Если же МВФ проявит характер и будет настаивать на реализации правительством Украины большинства договоренностей, предусмотренных Меморандумом взаимодействия еще в текущем году (в частности, подорожание газа для населения на 20%), а правительство Ю.Тимошенко откажется проводить социально-бюджетную реформу до выборов, тогда гривня продолжит девальвировать.
При этом ее уценка будет зависеть не только от текущего состояния платежного баланса, но и успешности реализуемых к окончанию года антикризисных и антиинфляционных шагов правительства, а также девальвационных ожиданий населения и хозяйствующих субъектов.
В случае, если кредитный транш от МВФ не поступит до конца текущего года, гривня под давлением объективных и субъективных причин действительно может подешеветь до двузначных чисел, но скорей всего, до такого положения дел финансовую ситуацию, постараются не доводить ни украинские власти, ни МВФ, и гривня до конца года вряд ли превысит рубеж 10 грн./$.
Кроме внутренних и внешних экономических девальвационных факторов на возможность существенного обесценивания гривни в среднесрочной перспективе влияет и внешнеполитический фактор.
В начале текущего года между правительствами Украины и России был подписан десятилетний контракт, в соответствие с которым, украинская сторона взяла на себя обязательства ежегодно выкупать у Газпрома не менее 40 млрд. кубометров природного газа.
В нынешнем году по сделанным уже заявлениям главы украинского правительства Ю. Тимошенко, наша страна сможет выкупить у России не более 33 млрд. кубометров газа.
В такой ситуации Украина находится перед лицом достаточно серьезной и постоянной угрозы, что в случае каких-либо нелояльных действий со стороны украинских властей в отношении российской стороны, на повестку украино-российских отношений в очередной раз станут газовые противоречия, которые могут привести в том числе и к существенной девальвации гривни.
Несмотря на то, что по заявлению украинского премьера, глава правительства Российской Федерации В. Путин пообещал не предъявлять официальные претензии, а следовательно и штрафные санкции, которые согласно с условиями базового контракта составляют 300% от суммы невыбранного Украиной газа, президент России Д. Медведев продолжает настаивать, чтобы «Газпром» неукоснительно исполнял условия подписанного в январе 2009 года газового контракта.
Только по итогам текущего года недобор 7 млрд. кубометров газа даже без учета штрафных санкций со стороны России может обойтись украинскому бюджету примерно в $2 млрд. (свыше 17 млрд. грн.), а в случае применения штрафных санкций превысит $5 млрд. (составит 40-50 млрд. гривен).
Новый виток «газовой войны» может войти в практическую плоскость и перейти уже на экономический уровень, что приведет к катастрофическому бюджетному дефициту, который с учетом его существующей несбалансированности достигнет 100 млрд., а возможно и больше.
Прагматический подход российской администрации в реализации своих политических и экономических интересов в Украине будет вынуждать украинские власти расплачиваться за импортируемый газ расходуя золотовалютный резервы страны, которые и так изрядно истощены за последние два года и находятся под постоянным и пристальным контролем МВФ, который в том числе под условие их дальнейшей сохранности в во многом и согласился выдать Украине кредит в $16,5 млрд.
Если же валютные резервы страны правительство не захочет или не сможет использовать и будет дана команда включить печатный станок, украинская гривня по объективным причинам продолжит обесцениваться и вполне вероятно достаточно легко преодолеет психологический и одновременно критический для экономики рубеж в 10 грн./$, в частности если к эмиссионным факторам подключатся те же психологические девальвационные ожидания со стороны хозяйствующих субъектов и населения.
Поэтому в среднесрочной перспективе (на период ближайшего года) говорить о каких либо серьезных предпосылках к существенному укреплению гривни (ниже уровня в 7,5 грн./$), достаточно оптимистично.
В случае если среднегодовой курс в 2010 году будет находиться, даже на уровне 8-8,5 грн./$, а валютный рынок избежит резких курсовых всплесков в течение всего года, это уже станет очень существенным вкладом в нормализацию экономических процессов у нас в стране и создаст определенный базис для относительной среднесрочной макроэкономической стабильности, в том числе и производственного роста на перспективу.
В сентябре на биржевом рынке Украины наблюдался активный ценовой рост, составив в среднем только по «голубым фишкам» около 20%.
За период полугодичного роста цен на биржевые бумаги с марта текущего года украинские акции стали абсолютными мировыми лидерами по доходности, обеспечив рост индекса ПФТС с минимальных значений в марте к окончанию сентября почти на 188%, а индекса «Украинской биржи» - более чем на 212%.
Тем не менее, волатильность на украинском биржевом рынке остается на очень высоком уровне и до конца года у ликвидных украинских акций существуют практически равнозначные шансы измениться от текущих ценовых значений, как вверх, так и вниз на 20-50%, а фондовым индикатором еще прибавить или уже потерять 15-30%.
Сценарий по кардинальному изменению украинского ценового тренда в направлении падения станет особенно реальным, если на мировых биржевых рынках усилятся пессимистичные настроения, спекулянты начнут фиксировать прибыль, а фондовые индикаторы устремятся вниз.
Оценивая возможности того или иного варианта развития событий можно предположить, что с 30% вероятностью ценовой рост на украинские ценные бумаги продолжится и в итоговый квартал года, в таком случае к окончанию 2009 года индекс ПФТС может превысить 700 индексных пункта, а индекс «Украинской биржи» будет находиться выше 1700 индексных пункта.
С вероятностью в 30-40% возможна стабилизация цен на украинские бумаги на уже достигнутых уровнях.
В таком случае фондовые индексы уйдут в ближайшие два-три месяца в боковой тренд внутри индексного диапазона по индексу ПФТС в 500-650 индексных пункта, а по индексу «Украинской биржи» - 1200-1600 индексных пункта.
При возможной нисходящей коррекции мировых фондовых индикаторов индексная корзина ПФТС в зависимости от степени пессимизма и интенсивности продаж будет стремиться к значениям в 400-450 индексных пункта, а по индексу «Украинской биржи» уйдет на уровень поддержки в районе 1000 индексных пункта.
В целом до конца года я не ожидаю какого-то существенного роста торгового оборота на украинских биржах, и вряд ли среднедневные торги акциями совокупно по обеим биржам будут превышать 100 млн. грн.
Морква Олег. Генеральный директор КУА «ИНЭКО-ИНВЕСТ» http://ineko-invest.com
P.S. "Парадокс Стокдейла", фрагмент из книги Джима Колинза "От хорошего к великому" (JIM COLLINS. "Good to Great")
Адмирал Джим Стокдейл был старшим по званию среди американских военнопленных в «Ханой-Хилтоне» - лагере для военнопленных во время войны во Вьетнаме. Его пытали более двадцати раз за восемь лет его пребывания в лагере (с 1965 по 1973), он не пользовался никакими правами военнопленного, не знал своего срока освобождения, не знал, увидит ли когда-нибудь снова свою семью. Но он оставался командиром, делая все возможное, чтобы другие военнопленные, несмотря на пытки, вышли из испытаний несломленными и могли противостоять попыткам использовать их в пропагандистских целях. Однажды он ударил себя табуретом и порезал бритвой, преднамеренно изуродовав, чтобы его не смогли заснять на видео как пример пленного, с которым хорошо обращаются. В письмах к жене он сообщал секретную разведывательную информацию, зная, что если это обнаружится, его снова будут пытать и, возможно, убьют.
Он придумывал приемы, которые помогали людям переносить пытки (никто не может сопротивляться пытке бесконечно, поэтому он разработал пошаговую систему - после X минут вы рассказываете немного, потом еще немного, так у солдат появлялись ориентиры, за которые они цеплялись, и это помогало им переносить боль).
Он придумал систему передачи информации, чтобы уменьшить ощущение изоляции, которую пытались установить тюремщики; это была настоящая азбука Морзе: чередования 5 стуков кодировали буквы алфавита (тук-тук - «а», тук-пауза-тук-тук - «б», тук-тук-пауза-тук - «ф» и так далее для 25 букв, двойное «с» значило «к»). Однажды, когда должна была царить тишина, заключенные заполнили центральный барак стуком, отбивая «Мы любим тебя» Стокдейлу и отмечая так третью годовщину с того дня, когда он был сбит.
После освобождения Стокдейл стал первым в истории военного флота трехзвездным офицером, получившим дважды награду летчиков и медаль «За отвагу», присуждаемую Конгрессом США. Можете понять, почему я был так взволнован в ожидании встречи со Стокдейлом. Один из моих студентов, которому случилось изучать философов-стоиков в Гуверовском институте, прямо через дорогу от моего офиса, написал работу о Стокдейле, и Стокдейл пригласил нас обоих на ланч. Готовясь к встрече, я прочитал «В любви и на войне» - книгу, которую написали Стокдейл и его жена, главы чередовались: его записки, ее записки, и так обо всех этих восьми годах.
Читая, я все больше чувствовал себя подавленным. Все казалось настолько мрачным - неопределенность его судьбы, жестокость его тюремщиков, и так далее. Но затем я одернул себя: «Вот я сижу в своем теплом и уютном кабинете, смотрю на замечательный университетский городок Стенфорда, за окном чудесный субботний полдень. И я подавлен, хотя знаю, чем все закончилось! Я знаю, что он был освобожден, вернулся к своей семье, стал национальным героем и провел остаток своей жизни, изучая философию в этом же университете. Если это подавляет меня, то, ради всего святого, что же чувствовал он, когда был там и не знал, чем все это кончится?.»
- Я никогда не терял веры, - ответил он на мой вопрос. - Я никогда не сомневался не только в том, что выйду, но и в том, что останусь победителем, и то, что я пережил - это опыт, определивший всю мою дальнейшую жизнь, и я ни на что бы его не променял.
Некоторое время мы молчали, продолжая медленно идти по направлению к факультетскому клубу, Стокдейл прихрамывал и волочил ногу, которая так полностью и не зажила после пыток. Когда мы прошли около 100 метров, я спросил:
- А кто не выживал?
- О, это простой вопрос, - ответил он. - Оптимисты.
- Оптимисты? Не понимаю, - я был совершенно сбит с толку.
- Оптимисты. Это те, кто говорил: «Мы выйдем отсюда к Рождеству». Рождество приходило и уходило. Тогда они говорили: «Мы выйдем отсюда к Пасхе». И Пасха приходила и уходила. Затем День Благодарения и снова Рождество. И они умирали. Не выдерживали.
Мы продолжали идти молча. Затем он повернулся ко мне и сказал:
- Вот один очень важный урок: никогда не путайте веру в то, что вы победите (а вы не можете позволить себе потерять эту веру) с суровой необходимостью трезво смотреть фактам в лицо, как бы ужасны они ни были.
По сей день я храню в памяти образ Стокдейла, убеждающего оптимистов: «Имейте в виду, мы не выйдем отсюда к Рождеству».
Этот разговор с адмиралом Стокдейлом запомнился мне и на самом деле оказал огромное влияние на мое собственное развитие. Жизнь несправедлива, мы то теряем, то выигрываем. Мы все испытываем разочарования, переживаем трагедии, неудачи, для которых нет объективной причины и некого винить. Это может быть болезнь, травма, потеря близкого человека, потеря места в результате политических перестановок, это может быть сбитый над Вьетнамом самолет и восемь лет в лагере для военнопленных. Отличает людей не то, сталкиваются ли они с трудностями, а то, как они справляются с неизбежными трудностями, уготованными им судьбой. В борьбе с невзгодами «парадокс Стокдейла» (сохраняйте веру и в конце вы победите, но также смотрите в глаза самой суровой правде жизни) является действенным принципом, который позволит выйти из борьбы более сильным. Я думаю, это урок не только для меня, но для всех, кто примет и будет использовать этот принцип."
Всього компаній-членів | 284 | на 27.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 27.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 27.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 27.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 27.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |