НПФы стали стратегическими инвесторами

27 липня 2016
Вероніка Іванова, РБК, червень 2016 року

http://www.rcb.ru/rcb/2016-05/295634/

Фонды стали крупными институциональными инвесторами. Для более полной реализации их инвестиционного потенциала важно сохранить сформировавшуюся систему пенсионных накоплений, стимулировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), а также создать качественные инфраструктурные проекты.

К концу 2015 г. объем рынка НПФов достиг 2,7 трлн руб., что сопоставимо с 20% всех инвестиций в основной капитал в России за 2015 г. Существенная часть пенсионных средств направлена в корпоративные облигации и акции российских компаний. К концу 2015 г. на эти инструменты приходилось 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов, или более 1,4 трлн руб. При этом в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014—2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн руб. Предложения ряда ведомств по очередной модернизации системы и ее перехода на добровольный принцип накоплений могут окончательно подорвать инвестиционный потенциал пенсионного рынка.
Чтобы этого избежать, необходимо сохранить обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) и стимулировать негосударственное пенсионное обеспечение. Первостепенной мерой по развитию НПО может стать запуск системы досрочного НПО, что в ближайшее время может обеспечить отрасли приток дополнительных 600—700 млрд руб. до 2025 г.

Кроме того, реализации инвестиционного потенциала фондов препятствует нехватка качественных активов для инвестирования пенсионных накоплений. Сами фонды считают, что наиболее привлекательной отраслью для инвестирования пенсионных накоплений в условиях высокой инфляции являются инфраструктурные проекты. При этом в последние годы НПФы часто выступали единственными покупателями «длинных» инфраструктурных бумаг. Тем не менее проектов, в которые фонды могут вложиться с учетом существующих жестких регуляторных ограничений, крайне мало. Поэтому необходимо более активное взаимодействие эмитентов и государства по разработке и выводу на биржу качественных инструментов вложений в инфраструктуру и ГЧП.

Люди выбирают НПФы


Пенсионная реформа 2013—2015 гг. была направлена на повышение надежности и прозрачности рынка НПФов. К концу 2015 г. фонды с лицензией по ОПС должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь — крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 39 НПФов (в начале 2016 г. АО «НПФ “СтальФонд”» выбыло из системы из-за прекращения деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к АО «НПФ “Будущее”»).

В результате размораживания взносов за второе полугодие 2013 г. и накоплений по переходным кампаниям 2013—2014 гг. в фонды, вступившие в систему гарантирования, поступило порядка 600 млрд руб. К концу 2015 г. объем пенсионных накоплений НПФов увеличился в 1,5 раза и достиг 1,7 трлн руб.

За 2015 г. застрахованных лиц — клиентов НПФов стало больше на 19%: на 31 декабря 2015 г. их было 26,3 млн, или 33,5% от всех занятых (рис. 1). По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФах, составило 30 млн. По оценкам RAEX (Эксперт РА), объем пенсионных накоплений по итогам 2016 г. приблизится к 2,2—2,4 трлн руб. (рис. 2).

Весной 2016 г. в фонды поступили средства по переходной кампании 2015 г. В результате пенсионные накопления НПФов выросли на 260 млрд руб. — до 2 трлн руб. Количество застрахованных лиц, «проголосовавших» за пенсионные накопления резко возросло. Выбор застрахованных лиц в пользу НПФов вполне оправдан: накопления застрахованы системой гарантирования, а фонды показывают доходность выше инфляции или на ее уровне. По итогам 2016 г. объем рынка НПФов достигнет 3,3—3,5 трлн руб., из них 2,2—2,4 трлн руб. придется на пенсионные накопления.

НПФы превращаются в «стратегов»

Год 2016-й стал уже третьим годом подряд, когда из накопительной системы изымаются взносы в размере 6% по застрахованным лицам — клиентам НПФов в распределительную систему. Из-за этого за 2014—2015 гг. фонды не получили около 600 млрд руб. По предварительной оценке, в 2016 г. они недосчитаются почти 400 млрд руб. Между тем такое решение лишает не только застрахованных лиц части будущей накопительной пенсии, но и экономику страны важного ресурса «длинных» инвестиций.

На 31 декабря 2015 г. активы пенсионных накоплений составляли 2,1% в ВВП страны (рис. 3). За период с 31 декабря 2008 г. по 31 декабря 2015 г. доля пенсионных накоплений и резервов в ВВП увеличилась с 1,2 до 3,4%. При отсутствии практики изъятия пенсионных накоплений в распределительную систему доля пенсионных средств НПФов в структуре ВВП была бы 4,2%, доля пенсионных накоплений в структуре ВВП — 2,9%.

Потери для экономики выглядят еще масштабнее, если сравнивать объемы рынка НПФов с совокупными инвестициями в основной капитал в России за 2015 г. На 31 декабря 2015 г. отношение пенсионных накоплений к инвестициям в основной капитал за год составило 12,3%, отношение пенсионных накоплений и резервов — 19,4% (табл. 1). За 2015 г. объем пенсионных средств НПФов составил пятую часть инвестиций в основной капитал.

Главным направлением инвестирования пенсионных средств являются корпоративные облигации. На 31 декабря 2015 г. на них приходилось 47,0% пенсионных накоплений и 33,9% пенсионных резервов. Вторым по доле направлением выступают банковские депозиты: на конец 2015 г. — 19,3% пенсионных накоплений и 29,8% резервов. По акциям — лишь 12,9% накоплений и 4,8% резервов (табл. 2).

Несмотря на незначительную долю акций в портфелях пенсионных средств, за 2015 г. абсолютный объем пенсионных накоплений, которые были инвестированы в этот инструмент, увеличился в 3,3 раза — с 68,1 до 224,2 млрд руб. Абсолютный объем пенсионных накоплений, инвестированных в корпоративные облигации, вырос почти вдвое — с 434,4 до 816,4 млрд руб. (рис. 4).

Однако если учесть отраслевую структуру инвестирования пенсионных средств в корпоративные облигации и акции, становится понятным, что основным направлением инвестирования этих средств является банковский сектор. Так, на конец 2015 г. на банковские инструменты (акции, облигации и депозиты) приходилось 40% пенсионных накоплений (почти 700 млрд руб.) и около 48% пенсионных резервов (порядка 500 млрд руб.) — рис. 5, 6. В совокупности в банковский сектор было направлено пенсионных средств в размере 8—9% от всех инвестиций в основной капитал за 2015 г. С одной стороны, банки, в том числе за счет этих денег, осуществляют финансирование реального сектора, а с другой — их участие повышает стоимость этих инвестиций для экономики и снижает эффективность НПФов как стратегических инвесторов.

Объем инвестиций НПФов в корпоративные облигации и акции составляет около 10% (из них пенсионные накопления — 7,3%) от инвестиций в основной капитал за 2015 г.
В 2015 г. на пенсионные накопления, перечисленные в фонды в мае 2015 г. (почти 600 млрд руб.), были приобретены ценные бумаги таких эмитентов, как ПАО «РусГидро» (25-е место в рейтинге крупнейших компаний России по реализации продукции RAEX-600), ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс», ПАО «Россети», ПАО «ОВК», ОАО АК «Транснефть» (9-е место), ОАО «Магнит» (10-е место), ПАО АНК «Башнефть» (19-е место), ПАО «НЛМК» (20-е место), ПАО «Ростелеком» (30-е место), ООО «Магистраль двух столиц» и др.

Пенсионные накопления также являются важным ресурсом для инфраструктурных программ естественных монополий. Так, в облигации ОАО «РЖД» инвестировано около 150 млрд руб. пенсионных накоплений, в облигации ПАО «Газпром» — до 30 млрд руб., в облигации ПАО «ФСК ЕЭС» — до 26 млрд руб.

За счет пенсионных накоплений НПФов осуществляется финансирование объектов инфраструктуры. На средства пенсионных накоплений были построены основной участок автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, участок трассы Москва — Минск в обход г. Одинцово, три физкультурно-оздоровительных комплекса, объекты для переработки твердых бытовых отходов в Нижегородской области, ледовый дворец в Ульяновске и др. Причем выручка проектов и условия обслуживания долга, как правило, привязаны к инфляции, что делает эти инвестиции интересными для НПФов с точки зрения показателей доходности. Надежность вложений гарантируется государством за счет обеспечения достаточного объема доходов у объектов инфраструктуры, необходимых для обслуживания долга.

Более того, опрошенные агентством фонды второй год подряд выбирают инфраструктурные инвестиции как наиболее привлекательную отрасль для вложения пенсионных накоплений (рис. 7). Причем НПФам интересны инвестиции в долгосрочные выпуски бумаг до погашения, что отвечает и инвестиционным потребностям эмитентов этих бумаг, и структуре обязательств фондов. «Нам нужны подходящие инструменты, отвечающие нашим требованиям с точки зрения соотношения риск/доходность, наличия гарантий возвратности и т. д. Мы не видим в реальном секторе коммерчески интересных проектов и ждем их появления. В 2015 г. фонды уже продемонстрировали свою эффективность в экономике, заключив ряд знаковых сделок. Но их — единицы, и для того чтобы пенсионные накопления действительно работали как “длинные” деньги в экономике, нам нужны последующие системные и долгосрочные решения», — отмечает Николай Сидоров, генеральный директор АО «НПФ “БУДУЩЕЕ”».

Помимо этого в 2015 г. вырос интерес фондов к участию в концессионных программах при поддержке региональных властей, которые обеспечивают надежность таких инвестиций. По оценкам RAEX (Эксперт РА), наиболее активно концессионные программы с участием НПФов реализуются в сфере ЖКХ. В настоящее время есть несколько инвестиционных проектов высокой степени проработанности, в том числе с оценками по доходности. RAEX (Эксперт РА) отмечает появление на рынке бумаг, обеспеченных правами требования к высоконадежным контрагентам. На наш взгляд, такие бумаги по своей сути соответствуют как требованиям НПФов по инвестированию накоплений в надежные и доходные инструменты, так и задачам по финансированию реального сектора. Возможность фактических инвестиций в подобные инструменты будет зависеть от качества юридического оформления таких сделок секьюритизации.

Кроме того, в настоящее время идет обсуждение вопроса по участию НПФов в приватизации крупнейших государственных компаний. Но как показывает опрос НПФов, лишь 22% респондентов проголосовали за свое участие в приватизации, при этом доля акций приватизируемых компаний составит менее 5% в структуре пенсионных накоплений. Еще 11% НПФов сообщили о том, что участие фондов в приватизации в настоящее время обсуждается руководством. При этом 67% НПФов ответили, что фонд не планирует участвовать в приватизации.
Нежелание абсолютного большинства НПФов участвовать в приватизации может свидетельствовать о недостаточной проработанности вопроса приватизации и невыгодных условиях ее проведения для потенциальных инвесторов.

Еще больше инвестиций для экономики

Расширить участие пенсионных средств в развитии экономики можно, решив несколько фундаментальных задач.

По развитию ОПС
1. Недопущение политической дискуссии по вопросу финансирования бюджета за счет фактически сформированных накоплений.
2. Переход де-факто на 5-летний срок инвестирования, в том числе за счет реализации озвученных рынком и регуляторами инициатив по ограничению перетоков и более качественному уведомлению застрахованных лиц о потерях инвестиционного дохода при досрочной смене фонда.

По инвестиционным ограничениям
1. Содействие разработке и выводу на биржу инструментов, интересных именно НПФам как стратегическим долгосрочным инвесторам.
2. Изменение условий участия НПФов в приватизации с целью повышения интереса фондов к инвестированию пенсионных средств в эти активы.
3. Появление в нормативной базе возможности учета портфеля ценных бумаг до погашения для НПФов.

Стимулирование развития НПО
К концу 2015 г. рынок НПФов аккумулировал почти 1 трлн руб. пенсионных резервов. Однако темпы их прироста сокращаются с 2009 г. (рис. 8).
В 2008—2015 гг. количество участников негосударственных пенсионных программ практически не изменилось и осталось на уровне 6—6,5 млн человек (рис. 9).

Основными мерами для развития НПО в ближайшее время должны стать:
1. Запуск НПО «досрочников» может обеспечить отрасли приток дополнительных 600—700 млрд руб. до 2025 г. При этом необходимо выделение бюджетных средств на софинансирование этой программы.
2. Введение добровольной накопительной системы. Стимулировать НПО необходимо не только для увеличения инвестиций в экономику, но и для будущих пенсионеров, так как в условиях ограничения развития накопительного компонента бюджет не сможет в будущем обеспечить всех пенсионеров достойной пенсией в размере не менее 40% от заработной платы.

По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, если работник не будет участвовать в формировании пенсионных накоплений, то уровень пенсии будет таким, какой он есть сегодня. А нынешний уровень пенсионного обеспечения позволяет иметь среднюю пенсию порядка 12—13 тыс. руб. в месяц.

Риск-профиль рынка

Основным риском фондов остается качество активов в портфелях пенсионных средств. Низкое качество активов было главной причиной отзывов лицензий НПФов в 2015 г. И несмотря на вступление в систему гарантирования, некоторым фондам еще предстоит работа по улучшению качества портфелей пенсионных накоплений за счет вывода активов, которые были куплены еще до введения актуальных требований к качеству и структуре.

Вторым по значимости риском является значительное повышение издержек фондов. В ближайшее время фондам предстоит профинансировать обновление собственной инфраструктуры в соответствии с требованиями регулятора к управлению рисками и контролю инвестпроцесса.

Сильный драйвер расходов НПФов — издержки на сохранение клиентской базы по ОПС. В связи с прекращением возможности выбора обязательной накопительной компоненты фонды столкнулись с большими перетоками застрахованных лиц между НПФами. По итогам переходной кампании 2015 г. 3,1 млн человек подали заявление о досрочном переводе своих накоплений из одного НПФа в другой.

Чтобы ограничить рост издержек акционеров на сохранение клиентской базы по ОПС, отрасль будет лоббировать регулятивные меры, препятствующие значительным перетокам застрахованных лиц.

 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 09.10.24
Кількість КУА278на 09.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 09.10.24
Кількість ІСІ1815на 09.10.24
Кількість НПФ*53на 09.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24