Новый уровень защиты

16 квітня 2014
Наталья Гудыма, Корреспондент, 10.04.2014

http://blogs.korrespondent.net/blog/business/3347119/

В XV веке в Австрии продавец прокисшего молока в наказание должен был выпить все некачественное молоко.

Во  Франции в XVI веке покупатели протухших яиц на полном основании могли   закидать ими того, кто эти  яйца продал. А могли пожаловаться рыночному инспектору, который разбирался с жалобами на торговцев.  Такие инспекторы были в  Европе лет 500 назад. Хотя на Востоке они появились еще раньше.   Я где-то прочитала, что в древнем Китае эту должность занимал даже философ Конфуций.

В современном мире защитой прав потребителей во многих странах занимаются специальные государственные органы. Например, в Великобритании  - Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей и орган, защищающий интересы потребителей на уровне центральной и местной власти, - Национальный потребительский совет. И  многочисленные общественные организации. В этой стране действуют законы,  обеспечивающие права потребителей товаров и услуг. Например, закон о  финансовых услугах, принятый в Великобритании в 1986 году.

В Украине тоже есть госорганы по защите прав потребителей.  Но будем откровенны. Когда нарушаются права потребителей небанковских финансовых услуг, куда людям советуют чаще всего обращаться с жалобами? Правильно – в Национальную комиссию, осуществляющую регулирование рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг).

И  комиссия, призванная стратегически развивать финансовый рынок,  должна разбираться с частными случаями  и наказывать  структуры, на которые жалуются клиенты. Даже если у этих структур нет проблем с платежеспособностью и отчетностью. А ведь при таком подходе, согласитесь,  нетрудно организовать «жалобы потребителей» на финансовые организации, которые чиновникам очень хочется наказать, но не за что. Я никого не обвиняю, а всего лишь допускаю такую возможность.

Глава Национального банка Украины Степан Кубив недавно сказал, что  НБУ  - это финансовый регулятор, главной задачей которого является развитие финансовой системы страны и поддержка ее участников. Я разделяю эту позицию. Более того, считаю, что Нацкомфинуслуг – такой же финрегулятор, как НБУ. Поэтому комиссия должна  стратегически развивать небанковские  финансовые рынки: совершенствовать законодательство,  разрешительную систему, пруденциальный надзор. Для этого нужно, чтобы в команду регулятора входили профессионалы с опытом работы в финансовом секторе. Лоббисты (в хорошем смысле этого слова) подконтрольных комиссии рынков. Тогда страна получит социально ориентированное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, кредитные союзы и так далее.  Бизнес выйдет из тени и будет намного больше инвестировать в украинскую экономику.

А работу с жалобами и пожеланиями потребителей финансовых услуг лучше поручить другому,  автономному  госоргану, обеспечив его широкими полномочиями и поддержкой государства. Пусть это будет инспекция по защите прав покупателей финансовых услуг или финансовый омбудсмен.  Защита клиентов в их исполнении будет намного эффективнее сегодняшней.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24