Новая жизнь

04 жовтня 2011
Юрий Гусев, "Бизнес", №40, 2011

http://www.business.ua/articles/trends/Novaya_zhizn-20578/

Эксперты ожидают, что по итогам 2011 г. рынок страхования жизни сможет собрать около 1,2 млрд грн. страховых премий (см. “Премии...”). Если прогнозы оправдаются, то “лайфовые” страховые компании (СК) смогут превысить результат 2008 г., на который не успел повлиять разразившийся финансовый кризис.

По словам заместителя председателя Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; с 1992 г.; объединяет более 100 СК) Александра Залетова, наибольшие темпы роста показывают объемы премий по рисковому страхованию жизни: “Рост рискового страхования жизни связан с увеличением объемов потребительского кредитования. В накопительном страховании активизация не столь стремительна”.

Снова в рост

Участники рынка полагают, что восстановление интереса к “лайфовому” страхованию связано не только с необходимостью покупки рискового годового полиса в рамках получения банковского кредита.

Рост накопительного страхования жизни в основном объясняется тем, что пенсионная реформа проводится медленно и неэффективно, и, соответственно, граждане сомневаются в качественном пенсионном обеспечении.

Также отмечается, что люди стремятся диверсифицировать свои вложения, не очень-то доверяя долгосрочным инвестициям в банковские депозиты и металлы, а также различные валюты. А это огромный ресурс для рынка небанковских финансовых услуг.

“На руках у населения около $65 млрд, и их нужно куда-то вкладывать. Сказывается активная работа агентов, финансовых консультантов”, — говорит Александр Залетов.

По оценкам опрошенных БИЗНЕСом экспертов, в первом полугодии 2011 г. объем премий по рисковым договорам страхования жизни вырос в целом более чем в 2,5 раза, тогда как объемы премий по долгосрочному страхованию — чуть более чем на 35%. При этом все еще преобладают премии по накопительным договорам, объем которых за первое полугодие достиг 374 млн грн.

За этот же период по рисковым договорам сборы составили 162 млн грн. Отметим, что за январь — июнь 2011 г. совокупный объем премий на рынке страхования жизни увеличился на 60%, до 536 млн грн.

Прибавляют и другие показатели рынка. В частности, резервы “лайфовых” СК на 30 июня 2011 г. выросли на 27%, до 2,4 млрд грн.; объемы выплат — на 34,2%, до 30,2 млн грн. При этом средний размер выплат составил около 6 тыс.грн.

Вялый корпоратив

Тем не менее нельзя сказать, что “лайфовые” СК не испытывают проблем. Участники рынка отмечают, что в результате проведения налоговой реформы корпоративные клиенты потеряли интерес к заключению договоров страхования жизни сотрудников.

Дело в том, что Налоговым кодексом предусмотрена налоговая льгота для долгосрочных накопительных страховых программ. Однако введенный единый социальный взнос сводит на нет эффект от льготного режима налогообложения в сфере страхования жизни.

“К сожалению, тот рост, который ожидался в корпоративном секторе с принятием Налогового кодекса, пока еще сдерживается. Тому виной — изменения в законодательстве, а именно введение единого социального взноса, попросту говоря, двойное налогообложение предприятий”, — уверена Светлана Кандыба, член правления СК Fidem Life (см. также “Страховщики...” ). — Непродуманные шаги различных ведомств привели к нивелированию заинтересованности корпораций в создании рынка “длинных” денег, который ценен для нашей экономики”.

Сложившуюся ситуацию подтверждают и результаты работы рынка в первом полугодии. По данным ЛСОУ, около 85% рынка страхования жизни приходится на розничных клиентов и только 15% — на корпоративный сектор.

На рынке отмечается также увеличение объемов выкупных сумм, которые клиенты забирают при расторжении накопительных договоров. В частности, за первое полугодие 2011 г. клиенты “лайфовых” СК расторгли договоры почти на 44 млн грн., что практически на 30% превышает показатель аналогичного периода 2010 г. Тем не менее представители ЛСОУ отмечают, что качественно изменились причины досрочного расторжения договоров.

“Если ранее выкупные суммы забирали для того, чтобы зафиксировать доход от изменения валютного курса либо из страха перед финансовым кризисом, то теперь клиенты желают получить средства раньше срока для того, чтобы вложить их в другие отрасли”, — рассказывает г-н Залетов.

По словам страховщиков, в период кризиса из компаний ушли клиенты, разочаровавшиеся в страховании жизни. При этом некоторые лояльные клиенты начали приобретать полисы страхования жизни еще и для кого-либо из членов своей семьи.

Сложности продажи

Отметим, что одна из причин расторжения накопительных договоров в том, что в период бурного роста многие страховщики мало внимания уделяли качеству работы продавцов и страховых агентов.

Многие клиенты, подписывая долгосрочный накопительный договор страхования жизни, до конца не понимали, какую услугу покупают, и теперь легко отказываются от уплаты дальнейших страховых взносов. Агентов и брокеров же больше интересовали валовые продажи и комиссионные вознаграждения на растущем рынке.

“С рынка ушли многие агенты, которые работали в расчете на быстрые деньги. Теперь нужно потрудиться, чтобы получить нового клиента”, — уверяет Александр Залетов.

Главная же опасность для рынка кроется в изменчивом потребительском настроении клиентов. Операторы не скрывают, что во многом результат работы компаний в 2011 г. будет зависеть от восприимчивости потенциальных клиентов к панике вокруг широко обсуждаемой второй волны мирового финансового кризиса.

В такой ситуации людям трудно принимать решения о заключении договоров сроком на 5-10 лет, тем более заранее определять валюту, в которой будут номинированы обязательства сторон, а также размер и объем желаемых накоплений.  

Страховщики — о причинах роста

Светлана Кандыба,член правления СК Fidem Life (г.Киев; с 2003 г.: ранее — “Фортис Страхование жизни Украина”; объем страховых премий за первое полугодие 2011 г. — 22,96 млн грн.):

— Если решится вопрос с двойным налогообложением (введением единого социального взноса.Ред.) и будет изменено законодательство, а также учтен интерес корпораций в формировании рынка “длинных” денег, это послужит мощным толчком к развитию корпоративного сегмента страхования жизни.

Я сдержанна в прогнозах и остановилась бы на цифре не более 40% роста рынка за год. Хотя опять-таки важно понимать, что рынок страхования жизни зависит от законодательной базы, экономического состояния страны.

Собственно говоря, мы видим активный рост интереса к страховым продуктам, но вместе с тем присутствует и сдержанность в заключении таких договоров. Что касается типов полисов, то на фоне постоянного интереса к долгосрочным полисам страхования наблюдается всплеск интереса к рисковым договорам страхования.

Если говорить более конкретно по каждому каналу реализации, то для всех были приятной неожиданностью хорошие темпы роста банковского страхования, которое достаточно тяжело выходило из пике кризиса. На фоне постоянно растущего недоверия населения к банковским услугам рынок страхования жизни становится все более привлекательным для обычного потребителя.

Татьяна Тымченко (45), президент ПАО СК “Лемма-Вите” (г.Харьков; с 1999 г.; 10 чел.; объем страховых премий за первое полугодие 2011 г. — 15,94 млн грн.):

— Причиной роста рынка можно считать постепенное восстановление доверия к финансовым учреждениям, вызванное стабилизационными процессами в экономике, повышением заработных плат, а также возобновлением работы компаний с существующими корпоративными клиентами, что привело к увеличению общих относительных показателей по рынку по сравнению с предыдущим годом.

По нашим прогнозам, рост рынка в 2011 г. составит 30-40%. При этом каждая компания ищет свой ключ к успеху: кто-то практикует сетевые продажи, кто-то — банковское страхование или корпоративные продажи. Наибольшие объемы сборов показывает сетевой маркетинг, но этот инструмент является и наиболее затратным для страховщиков.

Более половины платежей, собранных компаниями за первое полугодие, приходится на программы накопительного страхования, около 37% — на рисковое страхование жизни. В отношении каждой конкретной компании преобладание того или иного вида в портфеле зависит от канала сбыта: банки реализуют рисковое страхование, сетевой маркетинг — накопительное, компании, специализирующиеся на корпоративных продажах, — оба вида.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24