Несветлое будущее: есть ли шанс на рост инвестпривлекательности Украины в 2010 году?

11 березня 2010
Олег Морква, Алексей Олейников, "Контракты.Uа", 10.03.2010

http://kontrakty.ua/2009-10-22-11-16-42/14699-nesvetloe-budushhee-est-li-shans-na-uvelichenie-investprivlekatelnosti-ukrainy-v-2010-godu

Какие возможности для развития и роста существуют в Украине? Возможен ли экономический прорыв, обеспечивающий попадание страны если не в «золотой миллиард», то хотя бы в тридцатку крупнейших экономик мира? Анализ макроэкономической ситуации, сложившийся в Украине на данный момент, позволяет оценить, насколько возможно реальное привлечение инвестиций в экономику страны.

Упущенные возможности

С начала независимости Украина прошла непростой, тернистый путь. Основными негативными факторами для конкурентного развития национальной экономики стали неразвитость государственных институций и гражданского общества, фрагментарный, бессистемный и долгоиграющий характер проводимых реформ, макроэкономическая нестабильность, высокая коррупция в государственной и судебной системе, в связке с размытой ответственностью и правовым нигилизмом политиков и госчиновников, а также значительный дефицит инвестиционных ресурсов.

Уникальной для мировой реформаторской практики стала невозможность со стороны украинского руководства проведения оперативных реформ, что, в конечном счете, отразилось не только на их стоимости  и эффективности, но в значительной степени сдержало интерес со стороны международных инвесторов. Инвесторы избегали инвестировать в нашу страну серьезные инвестиции, несмотря на  существующие возможности и потенциал для развития.

Несмотря на острейший финансовый кризис в 2008 году, рекапитализация украинских банков началась с задержкой более чем в полгода, что  окончательно подорвало доверие к украинским властям как со стороны населения, так и со стороны зарубежных партнеров. Это в значительно мере усугубило ситуацию в финансовой системе страны и в целом в экономике.

Именно неумение и нежелание договариваться по ключевым вопросам и в адекватные сроки принимать необходимые  в  национальных интересах решения  стало той фундаментальной причиной, которая заложила основу практически под все кризисы, регулярно потрясающие страну и обрекающие ее на многолетний инвестиционный голод.

Возможные перспективы

Какие возможности для развития и роста существуют в Украине? Возможен ли потенциально экономический прорыв, обеспечивающий попадание страны если не в «золотой миллиард», то хотя бы в тридцатку крупнейших экономик мира?

Потенциал экономического развития страны в посткризисный период оценивается весьма пессимистично как независимыми  экспертами, так и международными организациям. В частности, по перспективному прогнозу МВФ, украинский ВВП сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2014 года, когда он ожидается в размере $175,95 млрд. Причем восстановление украинской экономики будет гораздо менее успешным, чем у большинства ее соседей.

Так, российская экономика на свой докризисный уровень выйдет спустя три года после начала кризиса - в 2012 году, а уже в 2014 году российский ВВП превысит украинский в 12 раз. В 2008 году эта разница была меньше, составляя для Украины только 9-кратное отставание. Румыния к 2015 году по своему ВВП  в полтора раза превысит экономику нашей страны, несмотря на то, что  в докризисный период экономики наших стран были вполне сопоставимыми.

Однако настоящий экономический рывок сделает ориентированный в будущем не на свою сырьевую мощь, а на перспективное технологическое развитие и внешние инвестиции Казахстан, который  уже в 2010 году сможет обойти Украину по размерам ВВП, хотя еще в 2008 году экономика Казахстана  была  почти на четверть меньше украинской. Власти Казахстана в кризисный 2009 год  достаточно успешно справлялись со всеми финансовыми и социально-экономическими вызовами. В течение года правительство  Казахстан закачало в экономику и финансовую систему страны $19 млрд. государственных средств. В 2009 г. в стране создано 400 тыс. новых рабочих мест. Валютные резервы Казахстана достигли $52 млрд., а рост ВВП по итогам года ожидается  на уровне 1,5%. Казахстан намерен отойти от ориентации свой  экономики преимущественно на сырьевой сектор и призывает  иностранных инвесторов помочь диверсифицировать структуру экономики страны. Правительство страны завершает работу над проектом пятилетней программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны, к реализации которой намерено приступить в 2010 г.

В рамках программы определены приоритетные направления развития экономики и промышленности. По предварительным расчетам, эффект от реализации программы составит за 5 лет свыше 7 трлн. тенге ($47 млрд.). Для индустриального и инновационного развития экономики будет предложено 83 крупных проекта стоимостью более $42 млрд., а успешная реализация данной программы уже через пять лет позволит  в полтора раза увеличить ВВП страны.  

К концу 2009 года власти Казахстана заключили соглашения с правительствами Южной Кореи, Китая, Италии, Франции, Турции, Беларуси по совместным проектам на сумму свыше $25 млрд. По данным Европейского банка реконструкции и развития за годы независимости Казахстан благодаря дружественной инвестиционной политике уже  привлек в свою экономику более $90 млрд. - это почти в 2,5 раза больше ПИИ, привлеченных в экономику Украины.

Что касается Украины, то в среднесрочный посткризисный период при прежнем отношении к инвесторам среднегодовой приток прямых иностранных инвестиций скорей всего сохранится на прежних незначительных уровнях - до  $10 млрд. в год при ежегодной потребности не менее чем в $15-20  млрд. долгосрочных иностранных инвестиционных средств.

Прогнозное изменение ВВП в 2008-2014 гг. (млрд. дол. США) (нажмите для увеличения)

ineco_tabl1

* Рассчитано на основе данных International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2009

По показателю ВВП в расчете на душу населения, который к 2015 году составит в Украине только $4006,55 на одного человека. Украина не только будет оставаться одним из аутсайдеров среди своих соседей и бывших социалистических республик, но и еще более увеличит разрыв в отставании.

Если в 2008 году Украина проигрывала по данному критерию Беларуси в полтора раза, Казахстану в 2 раза, а России в 3 раза, то уже к 2014 году это отставание вырастит по отношению к Беларуси до 2,5 раз, с Казахстаном - до 3 раз, а с Россией - в 3,5 раза.  

Прогнозное изменение ВВП, в расчете на одного человека в 2008-2014 гг. (дол. США) (нажмите для увеличения)

ineco_tabl2
*Рассчитано на основе данных International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2009


По показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций в последнее десятилетие, Украина также является далеко не самой успешной страной и значительно проигрывает своим прямым конкурентам, в частности  странам Центральной и Восточной Европы, РФ и Турции. В перерасчете на душу населения, объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по состоянию на 01.01.2009 г. составил всего лишь 1021 дол. США, что более чем в 11 раз ниже уровня Чехии, более чем в 8 раз уступает Словакии, в 6 раз ниже нежели в Венгрии и Болгарии.

Прямые иностранные инвестиции в экономику стран

Страна

Приток прямых иностранных инвестиций за 1999-2008 гг.

Накопленный объем прямых иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2009, в расчете на душу населения 

Россия

203616

1511

Польша

113069

4235

Турция

81146

945

Чехия

70670

11083

Румыния

54092

3364

Венгрия

47488

6359

Болгария

41598

6060

Украина

39711

1021

Словакия

27076

8506

Хорватия

22981

7023

*Рассчитано на основе данных United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) World Investment Report 2009

Необходимо отметить еще один немаловажный фактор - для того чтобы успешно развиваться в долгосрочной временной перспективе, недостаточно только привлечь инвестиции, куда более важно создать необходимые условия, чтобы инвесторы в последующем в массовом порядке не хотели покинуть страну, а продолжали в долгосрочной перспективе инвестировать свои капиталы в необходимых объемах. Например, в  том же  Китае уже более 10 лет среднегодовой приток ПИИ превышает $40 млрд.

К сожалению, для своей инвестиционной привлекательности Украина делает очень мало. Именно поэтому привлеченные за все годы независимости иностранные инвестиции в нашу страну, пока не дотягивают даже до инвестиционного потока, который получал Китай всего за один год еще в прошлом десятилетии. Если же еще учесть, что около 25% иностранных инвестиций поступило в Украину из оффшорных зон, т.е. практически от наших сограждан, то иностранный инвестиционный интерес к нашей стране будет и совсем уж мизерным. По состоянию на 01.01.2009 в Украину с Кипра поступило 7,7 млрд. дол. США, Виргинские острова направили 1,3 млрд. дол. США.

В 2009 году Украина сможет очень мало  записать себе в актив. Можно отметить не только рекордный спад по показателю ВВП, но и инвестиционное охлаждение со стороны иностранных инвесторов. Несмотря на то, что на спекулятивных технологиях национальный фондовый рынок за уходящий год вырос в среднем более чем на 100%, большинство инвесторов очень негативно воспринимают современную Украину.

В ходе исследования, проведенного SEOLA Group Ideas Factory в октябре 2009 года, руководители ведущих мировых инвестиционных компаний отметили значительное ухудшение инвестиционного климата в Украине и, как следствие, минимальную инвестиционную привлекательность украинской экономики. Согласно результатам опроса 69% опрошенных инвестиционных компаний не собираются в ближайшее время рассматривать вопрос об инвестировании в экономику Украины. При этом 34% иностранных инвестиционных компаний, которые уже работают в Украине, собираются уйти из Украины, а 26% — заморозить текущие проекты. Для сравнения, еще год назад только 13% инвестиционных компаний планировали уйти из Украины.

Среди причин, которые препятствуют существенному увеличению притока иностранных инвестиций в экономику Украины, иностранные компании называют кризис в финансово-экономической системе Украины (98%), отсутствие эффективной модели инвестиционных стимулов (97%), политическую нестабильность (95%), отсутствие реальных государственных гарантий защиты иностранных инвестиций и прав собственности (92%). Следует отметить значительное увеличение роли фактора коррумпированности законодательной, исполнительной и судебной власти: в октябре 2009 года этот фактор стал значимым для 91% компаний, тогда как в 2007 году на нем акцентировали внимание всего 74%.

Также в 2009 году иностранных инвесторов сильно обеспокоили проблемы в финансовом секторе экономики Украины: 91% компаний отмечает слабое развитие и нестабильность этого сектора, тогда как в октябре 2008 года только 69% компаний считали это существенной проблемой.

Что касается секторов экономики Украины, которые наиболее подходят для системных инвестиций, то в 2009 году такими секторами с точки зрения потенциальных инвесторов стали: сельское хозяйство (92%), модернизация национальной инфраструктуры (91%), альтернативная энергетика (90%) и пищевая промышленность (81%). По мнению опрошенных иностранных инвесторов, именно эти сектора идеально подходят для системного инвестирования с учетом текущей ситуации и перспектив дальнейшего развития.

В 2009 году также значительно увеличилось количество иностранных инвесторов, негативно оценивающих действия украинской законодательной и исполнительной власти  по преодолению кризиса в финансово-экономической системе Украины. Так, 85% иностранных инвесторов негативно оценили работу законодательной и исполнительной власти, хотя еще в 2008 году такую оценку дали только 67% опрошенных инвесторов.

Относительно прогноза развития ситуации в финансово-экономической системе Украины в 2010 году, 46% иностранных инвесторов считают, что ситуация не изменится, и только 16% думают, что ситуация изменится к лучшему. Если до кризиса в экономику Украины направлялся преимущественно спекулятивный капитал, который привлекала высокая доходность и быстрая окупаемость проектов, а также относительная макроэкономическая стабильность, то уже в посткризисный период этого будет недостаточно.

Украина расплачивается серьезным падением своей инвестиционной привлекательности за долгие годы пренебрежительного отношения к развитию институтов в таких ключевых направлениях, как защита прав собственности, борьба с коррупцией, создание эффективной модели инвестиционных стимулов, устранение административных барьеров и повышение эффективности государственного управления. К тому же инвестиции (как иностранные, так и внутренние) нужно привлекать под конкретную стратегию развития страны, которой до сих пор нет. Без решения этих базовых проблем очень сложно надеяться не только на быстрое преодоление кризиса, но и на перспективы дальнейшего успешного развития Украины.

В настоящее время Украина в условиях дефицита государственных управленцев, умеющих профессионально отстаивать национальные интересы  и отсутствии необходимых финансовых ресурсов для проведения  эффективных реформ, фактически находится у той черты, когда самостоятельные квалифицированные решения принимать уже не в состоянии. В конце 2008 года получив по программе stand-by от МВФ кредитную линию на два года в размере $16,4 млрд., украинское правительство так и не смогло разработать цельную антикризисную программу по выводу страны из кризиса.

Более того, во многом бессистемные и затянутые решения украинских властей привели к тому, что государственные долги за последние два года выросли в 2  раза до $35 млрд. В свою очередь  бюджетный дефицит к окончанию года увеличился как минимум  в два раза и уже оценивается на уровне 10% ВВП, причем ситуация с бюджетным дефицитом в следующем году скорей всего только ухудшится.

Поскольку, несмотря  на стремительный рост государственных долгов и растущую бюджетную задолженность реальный сектор экономики на протяжении всего года фактически оставался без банковского кредитования и уже в 2010 году потенциально это может спровоцировать очередную волну проблем, как в экономической, так  и в социально- бюджетной сфере.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 30.11.24
Кількість КУА278на 30.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.11.24
Кількість ІСІ1819на 30.11.24
Кількість НПФ*53на 30.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24