Несветлое будущее: есть ли шанс на рост инвестпривлекательности Украины в 2010 году?
Какие возможности для развития и роста существуют в Украине? Возможен ли экономический прорыв, обеспечивающий попадание страны если не в «золотой миллиард», то хотя бы в тридцатку крупнейших экономик мира? Анализ макроэкономической ситуации, сложившийся в Украине на данный момент, позволяет оценить, насколько возможно реальное привлечение инвестиций в экономику страны.
Упущенные возможности
С начала независимости Украина прошла непростой, тернистый путь. Основными негативными факторами для конкурентного развития национальной экономики стали неразвитость государственных институций и гражданского общества, фрагментарный, бессистемный и долгоиграющий характер проводимых реформ, макроэкономическая нестабильность, высокая коррупция в государственной и судебной системе, в связке с размытой ответственностью и правовым нигилизмом политиков и госчиновников, а также значительный дефицит инвестиционных ресурсов.
Уникальной для мировой реформаторской практики стала невозможность со стороны украинского руководства проведения оперативных реформ, что, в конечном счете, отразилось не только на их стоимости и эффективности, но в значительной степени сдержало интерес со стороны международных инвесторов. Инвесторы избегали инвестировать в нашу страну серьезные инвестиции, несмотря на существующие возможности и потенциал для развития.
Несмотря на острейший финансовый кризис в 2008 году, рекапитализация украинских банков началась с задержкой более чем в полгода, что окончательно подорвало доверие к украинским властям как со стороны населения, так и со стороны зарубежных партнеров. Это в значительно мере усугубило ситуацию в финансовой системе страны и в целом в экономике.
Именно неумение и нежелание договариваться по ключевым вопросам и в адекватные сроки принимать необходимые в национальных интересах решения стало той фундаментальной причиной, которая заложила основу практически под все кризисы, регулярно потрясающие страну и обрекающие ее на многолетний инвестиционный голод.
Возможные перспективы
Какие возможности для развития и роста существуют в Украине? Возможен ли потенциально экономический прорыв, обеспечивающий попадание страны если не в «золотой миллиард», то хотя бы в тридцатку крупнейших экономик мира?
Потенциал экономического развития страны в посткризисный период оценивается весьма пессимистично как независимыми экспертами, так и международными организациям. В частности, по перспективному прогнозу МВФ, украинский ВВП сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2014 года, когда он ожидается в размере $175,95 млрд. Причем восстановление украинской экономики будет гораздо менее успешным, чем у большинства ее соседей.
Так, российская экономика на свой докризисный уровень выйдет спустя три года после начала кризиса - в 2012 году, а уже в 2014 году российский ВВП превысит украинский в 12 раз. В 2008 году эта разница была меньше, составляя для Украины только 9-кратное отставание. Румыния к 2015 году по своему ВВП в полтора раза превысит экономику нашей страны, несмотря на то, что в докризисный период экономики наших стран были вполне сопоставимыми.
Однако настоящий экономический рывок сделает ориентированный в будущем не на свою сырьевую мощь, а на перспективное технологическое развитие и внешние инвестиции Казахстан, который уже в 2010 году сможет обойти Украину по размерам ВВП, хотя еще в 2008 году экономика Казахстана была почти на четверть меньше украинской. Власти Казахстана в кризисный 2009 год достаточно успешно справлялись со всеми финансовыми и социально-экономическими вызовами. В течение года правительство Казахстан закачало в экономику и финансовую систему страны $19 млрд. государственных средств. В 2009 г. в стране создано 400 тыс. новых рабочих мест. Валютные резервы Казахстана достигли $52 млрд., а рост ВВП по итогам года ожидается на уровне 1,5%. Казахстан намерен отойти от ориентации свой экономики преимущественно на сырьевой сектор и призывает иностранных инвесторов помочь диверсифицировать структуру экономики страны. Правительство страны завершает работу над проектом пятилетней программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны, к реализации которой намерено приступить в 2010 г.
В рамках программы определены приоритетные направления развития экономики и промышленности. По предварительным расчетам, эффект от реализации программы составит за 5 лет свыше 7 трлн. тенге ($47 млрд.). Для индустриального и инновационного развития экономики будет предложено 83 крупных проекта стоимостью более $42 млрд., а успешная реализация данной программы уже через пять лет позволит в полтора раза увеличить ВВП страны.
К концу 2009 года власти Казахстана заключили соглашения с правительствами Южной Кореи, Китая, Италии, Франции, Турции, Беларуси по совместным проектам на сумму свыше $25 млрд. По данным Европейского банка реконструкции и развития за годы независимости Казахстан благодаря дружественной инвестиционной политике уже привлек в свою экономику более $90 млрд. - это почти в 2,5 раза больше ПИИ, привлеченных в экономику Украины.
Что касается Украины, то в среднесрочный посткризисный период при прежнем отношении к инвесторам среднегодовой приток прямых иностранных инвестиций скорей всего сохранится на прежних незначительных уровнях - до $10 млрд. в год при ежегодной потребности не менее чем в $15-20 млрд. долгосрочных иностранных инвестиционных средств.
Прогнозное изменение ВВП в 2008-2014 гг. (млрд. дол. США) (нажмите для увеличения)
* Рассчитано на основе данных International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2009
По показателю ВВП в расчете на душу населения, который к 2015 году составит в Украине только $4006,55 на одного человека. Украина не только будет оставаться одним из аутсайдеров среди своих соседей и бывших социалистических республик, но и еще более увеличит разрыв в отставании.
Если в 2008 году Украина проигрывала по данному критерию Беларуси в полтора раза, Казахстану в 2 раза, а России в 3 раза, то уже к 2014 году это отставание вырастит по отношению к Беларуси до 2,5 раз, с Казахстаном - до 3 раз, а с Россией - в 3,5 раза.
Прогнозное изменение ВВП, в расчете на одного человека в 2008-2014 гг. (дол. США) (нажмите для увеличения)
*Рассчитано на основе данных International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2009
По показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций в последнее десятилетие, Украина также является далеко не самой успешной страной и значительно проигрывает своим прямым конкурентам, в частности странам Центральной и Восточной Европы, РФ и Турции. В перерасчете на душу населения, объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по состоянию на 01.01.2009 г. составил всего лишь 1021 дол. США, что более чем в 11 раз ниже уровня Чехии, более чем в 8 раз уступает Словакии, в 6 раз ниже нежели в Венгрии и Болгарии.
Страна | Приток прямых иностранных инвестиций за 1999-2008 гг. | Накопленный объем прямых иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2009, в расчете на душу населения |
Россия | 203616 | 1511 |
Польша | 113069 | 4235 |
Турция | 81146 | 945 |
Чехия | 70670 | 11083 |
Румыния | 54092 | 3364 |
Венгрия | 47488 | 6359 |
Болгария | 41598 | 6060 |
Украина | 39711 | 1021 |
Словакия | 27076 | 8506 |
Хорватия | 22981 | 7023 |
*Рассчитано на основе данных United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) World Investment Report 2009
Необходимо отметить еще один немаловажный фактор - для того чтобы успешно развиваться в долгосрочной временной перспективе, недостаточно только привлечь инвестиции, куда более важно создать необходимые условия, чтобы инвесторы в последующем в массовом порядке не хотели покинуть страну, а продолжали в долгосрочной перспективе инвестировать свои капиталы в необходимых объемах. Например, в том же Китае уже более 10 лет среднегодовой приток ПИИ превышает $40 млрд.
К сожалению, для своей инвестиционной привлекательности Украина делает очень мало. Именно поэтому привлеченные за все годы независимости иностранные инвестиции в нашу страну, пока не дотягивают даже до инвестиционного потока, который получал Китай всего за один год еще в прошлом десятилетии. Если же еще учесть, что около 25% иностранных инвестиций поступило в Украину из оффшорных зон, т.е. практически от наших сограждан, то иностранный инвестиционный интерес к нашей стране будет и совсем уж мизерным. По состоянию на 01.01.2009 в Украину с Кипра поступило 7,7 млрд. дол. США, Виргинские острова направили 1,3 млрд. дол. США.
В 2009 году Украина сможет очень мало записать себе в актив. Можно отметить не только рекордный спад по показателю ВВП, но и инвестиционное охлаждение со стороны иностранных инвесторов. Несмотря на то, что на спекулятивных технологиях национальный фондовый рынок за уходящий год вырос в среднем более чем на 100%, большинство инвесторов очень негативно воспринимают современную Украину.
В ходе исследования, проведенного SEOLA Group Ideas Factory в октябре 2009 года, руководители ведущих мировых инвестиционных компаний отметили значительное ухудшение инвестиционного климата в Украине и, как следствие, минимальную инвестиционную привлекательность украинской экономики. Согласно результатам опроса 69% опрошенных инвестиционных компаний не собираются в ближайшее время рассматривать вопрос об инвестировании в экономику Украины. При этом 34% иностранных инвестиционных компаний, которые уже работают в Украине, собираются уйти из Украины, а 26% — заморозить текущие проекты. Для сравнения, еще год назад только 13% инвестиционных компаний планировали уйти из Украины.
Среди причин, которые препятствуют существенному увеличению притока иностранных инвестиций в экономику Украины, иностранные компании называют кризис в финансово-экономической системе Украины (98%), отсутствие эффективной модели инвестиционных стимулов (97%), политическую нестабильность (95%), отсутствие реальных государственных гарантий защиты иностранных инвестиций и прав собственности (92%). Следует отметить значительное увеличение роли фактора коррумпированности законодательной, исполнительной и судебной власти: в октябре 2009 года этот фактор стал значимым для 91% компаний, тогда как в 2007 году на нем акцентировали внимание всего 74%.
Также в 2009 году иностранных инвесторов сильно обеспокоили проблемы в финансовом секторе экономики Украины: 91% компаний отмечает слабое развитие и нестабильность этого сектора, тогда как в октябре 2008 года только 69% компаний считали это существенной проблемой.
Что касается секторов экономики Украины, которые наиболее подходят для системных инвестиций, то в 2009 году такими секторами с точки зрения потенциальных инвесторов стали: сельское хозяйство (92%), модернизация национальной инфраструктуры (91%), альтернативная энергетика (90%) и пищевая промышленность (81%). По мнению опрошенных иностранных инвесторов, именно эти сектора идеально подходят для системного инвестирования с учетом текущей ситуации и перспектив дальнейшего развития.
В 2009 году также значительно увеличилось количество иностранных инвесторов, негативно оценивающих действия украинской законодательной и исполнительной власти по преодолению кризиса в финансово-экономической системе Украины. Так, 85% иностранных инвесторов негативно оценили работу законодательной и исполнительной власти, хотя еще в 2008 году такую оценку дали только 67% опрошенных инвесторов.
Относительно прогноза развития ситуации в финансово-экономической системе Украины в 2010 году, 46% иностранных инвесторов считают, что ситуация не изменится, и только 16% думают, что ситуация изменится к лучшему. Если до кризиса в экономику Украины направлялся преимущественно спекулятивный капитал, который привлекала высокая доходность и быстрая окупаемость проектов, а также относительная макроэкономическая стабильность, то уже в посткризисный период этого будет недостаточно.
Украина расплачивается серьезным падением своей инвестиционной привлекательности за долгие годы пренебрежительного отношения к развитию институтов в таких ключевых направлениях, как защита прав собственности, борьба с коррупцией, создание эффективной модели инвестиционных стимулов, устранение административных барьеров и повышение эффективности государственного управления. К тому же инвестиции (как иностранные, так и внутренние) нужно привлекать под конкретную стратегию развития страны, которой до сих пор нет. Без решения этих базовых проблем очень сложно надеяться не только на быстрое преодоление кризиса, но и на перспективы дальнейшего успешного развития Украины.
В настоящее время Украина в условиях дефицита государственных управленцев, умеющих профессионально отстаивать национальные интересы и отсутствии необходимых финансовых ресурсов для проведения эффективных реформ, фактически находится у той черты, когда самостоятельные квалифицированные решения принимать уже не в состоянии. В конце 2008 года получив по программе stand-by от МВФ кредитную линию на два года в размере $16,4 млрд., украинское правительство так и не смогло разработать цельную антикризисную программу по выводу страны из кризиса.
Более того, во многом бессистемные и затянутые решения украинских властей привели к тому, что государственные долги за последние два года выросли в 2 раза до $35 млрд. В свою очередь бюджетный дефицит к окончанию года увеличился как минимум в два раза и уже оценивается на уровне 10% ВВП, причем ситуация с бюджетным дефицитом в следующем году скорей всего только ухудшится.
Поскольку, несмотря на стремительный рост государственных долгов и растущую бюджетную задолженность реальный сектор экономики на протяжении всего года фактически оставался без банковского кредитования и уже в 2010 году потенциально это может спровоцировать очередную волну проблем, как в экономической, так и в социально- бюджетной сфере.
Всього компаній-членів | 284 | на 30.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 30.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 30.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 30.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 30.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |