Нескромные арабские перспективы
http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=27000
Их инвестиции в постсоветские страны достигают миллиардов долларов, в Украину - всего десятки миллионов. У нас арабские деньги все еще практически не заметны. Но пока Киев всюду суетливо ищет инвесторов, арабский бизнес тихо стоит у двери украинской экономики и ждет, когда же ему наконец откроют
Высокий, смуглый, одетый в традиционную белую арабскую тунику Махрус Бесисо, вице-президент кувейтской группы компаний Al-Bader Trading Co., разительно выделялся в окружении мужчин в костюмах и женщин в юбках. Но стать самой заметной фигурой на украино-арабском форуме «Инвестиционные перспективы в Украине», состоявшемся в октябре, ему помог не имидж, а «откровения» относительно инвестиционных планов Кувейта в Украине. Например, только один из проектов, к которым присматривается сегодня его компания, предполагает строительство нового полноценного города на площади до девяти миллионов квадратных метров в тридцати - ста километрах от украинской столицы.
С началом кризиса в вопросе поиска инвесторов Киев резко переключился со стран Запада на страны Дальнего Востока. Но при этом оставил без внимания ту возможность, которая сама идет ему в руки. Сегодня коллеги Бесисо - бизнесмены с Ближнего Востока и Северной Африки - активнее всех остальных штурмуют офисы украинских консалтинговых компаний. Они пристально рассматривают украинский рынок, присматриваются к возможностям для работы на нем, взвешивают шансы на успех инвестиций. И хотя пока заходят в Украину только со скромными инвестициями, в перспективе готовы вкладывать любые суммы. Впрочем, для этого им нужна и помощь самого Киева.
В нужном месте в нужное время
Когда грянул кризис и мировая экономика начала сжиматься, а западные компании - банкротиться под тяжестью долгов, арабские инвесторы серьезно обожглись на инвестициях в западные активы. Поэтому, не долго думая, они начали корректировать свои инвестиционные стратегии. И, выводя из американской экономики значительную часть средств, стали инвестировать в проекты внутри собственных государств, а еще часть средств (чтобы диверсифицировать инвестиции) вкладывать в альтернативные рынки развивающихся стран.
Украина оказалась в числе государств, попавших в сферу арабского «исследования». Представители ближневосточного мира и раньше смотрели в ее сторону. Последние два года делегации из этого региона в составе 20-30 представителей бизнеса приезжали в нашу страну ежеквартально. «Но пока украинский рынок переживал инвестиционный бум, арабские инвесторы считали, что его активы переоценены, - говорит глава международного департамента юридической фирмы Integrites Екатерина Кардаш (юрфирма тесно сотрудничает с компаниями из стран Ближнего и Дальнего Востока и Латинской Америки и сопровождает значительное количество сделок арабского бизнеса в нашей стране). - Когда же цены упали, этот рынок стал для арабского бизнеса еще более интересным».
Теперь предприниматели с Ближнего Востока пристально присматриваются к украинским активам. Если в прошлом году украино-арабскую инвестиционную конференцию посетили меньше ста представителей арабского мира, то на очередную, прошедшую октябре
2009-го, приехали уже больше 270. В скором времени в Украину должна приехать крупная делегация из Кувейта; в мае о намерении открыть у нас свой инвестиционный офис заявила Ливия. А по словам Екатерины Кардаш, арабские инвесторы интересуются возможностями инвестиционного участия в Украине гораздо больше, чем их коллеги с Запада, Китая и даже соседней России.
Живой интерес
$12 млрд. - столько может инвестировать в Украину кувейтская Al-Bader Trading Co. По крайней мере, так перевели в цифры слова Махруса Бесисо, ведь подобный проект в Судане стоил компании $12 млрд.
Аппетиты кувейтских компаний воодушевляют. По словам Мансура аль-Олейни, и. о. посла Кувейта в Украине, они присматриваются к инвестиционным объектам в Крыму и Карпатах, планируя заниматься строительством, а также скупать неактивные заводы и производства в этих регионах. Из этой же страны в Украину уже пришла и самая крупная арабская инвестиция в энергетический сектор. В феврале прошлого года компания Kuwait Energy Co создала в Полтавской области предприятие по производству газоконденсата.
В целом же интерес к Украине сегодня проявляют большинство стран Ближнего Востока и Северной Африки. Их привлекают украинский аграрный сектор, строительство, металлургия, добыча газа и туризм.
В сельскохозяйственной отрасли нашей страны уже работают ливанцы, компании из Марокко, занимающиеся выращиванием фруктов, а также государственная Кapo Group из Египта. Каир заинтересован в прямых инвестициях в производство сыра в Украине. Бизнесмены из Ливии, Турции и Саудовской Аравии проявляют интерес к приобретению или аренде украинской земли. Заинтересована в работе в украинском аграрном секторе и Малайзия. Правда, малайзийских инвесторов смущает политическая нестабильность в Украине. Поэтому в программе двустороннего сотрудничества на 2010-2015 годы, разработанного Малайзией, перспективы входа на украинский рынок с инвестициями не предусмотрены, и взаимосвязи между нашими странами пока ограничены экспортом-импортом.
Египетские компании работают также в сфере строительства. При этом, в отличие от западных и отечественных строительных компаний, арабы предпочитают строить жилье не в центральных районах городов, а на окраинах и в удаленных провинциях - для населения со средним и низким уровнем доходов.
Интерес к металлургии проявляет все та же Al-Bader Trading Co., а также бизнес Саудовской Аравии. С лета нынешнего года в Киеве работают представители аравийских компаний. Они исследуют возможность участия в этом секторе, а также инвестирования в разработку ноу-хау в нашей стране. Ливия, по данным правительства Украины, заинтересована в строительстве НПЗ в Одесской области. Исключение из стройного списка заинтересованных в украинском рынке пока составляют лишь Оман и Катар.
Правда, интерес к той или иной украинской отрасли определяют не только экономические соображения. Партнеры с Ближнего Востока выставляют целый ряд этических требований, которым должен удовлетворять бизнес. Нормы шариата запрещают им инвестировать в проекты, связанные с алкоголем, игровым бизнесом и определенными видами развлечений. «Есть пример, когда арабский инвестор отказался от предоставления инвестиций украинской компании только потому, что узнал, что в числе прочих активов ее владельца есть бизнес, связанный с алкоголем», - говорит Екатерина Кардаш. Кроме того, нормы ведения бизнеса в арабских странах запрещают предоставлять денежные кредиты под процент. Поэтому и в Украине арабы работают не за проценты, а за дивиденды, и инвестируют в бизнес только на условиях вхождения в акционерный капитал.
И все же эти «но» не намного сужают перспективы привлечения арабского капитала в нашу страну. Тем более что, как заявил Махрус Бесисо, внимание арабов не ограничится перечисленными секторами. В попытке удовлетворить свои инвестиционные аппетиты арабский бизнес активно изучает украинское законодательство, практику и менталитет с точки зрения разумности капиталовложений во все сферы экономики.
Впрочем, при всем этом интересе есть одна особенность: если уже упомянутая кувейтская строительная компания решится вкладывать деньги в украинский рынок, это будет первая масштабная инвестиция арабского бизнеса в Украину. Пока же, несмотря на живой интерес, крупные арабские корпорации на наш рынок практически не заходят (исключение - Kuwait Energy Co). И хотя суммы сделок достигают иногда десятков миллионов долларов, они не выдерживают сравнения с теми объемами инвестиций, которые способны вкладывать арабские государства.
Плохая реальность, хорошее (?) будущее
В начале октября при поддержке арабских денег Узбекистан создал инвестиционную компанию с уставным фондом $500 млн. Инвестором выступил госинвестфонд Омана, доля Ташкента в этом проекте составит всего 25%. Годом раньше правительство Узбекистана и Dubai Holding из ОАЭ создали инвестиционную компанию «Узэмиратхолдинг». В структуре уставного фонда, размер которого составит $1,25 млрд., Dubai Holding будет принадлежать 80% акций...
В экономику других, в том числе и постсоветских стран, активно инвестируют как крупнейшие арабские корпорации, так и государственные арабские фонды, включая фонды благосостояния наций. По состоянию на октябрь, по данным исследовательской организации Sovereign Wealth Fund Institute, в «хранилищах» арабских государственных инвестфондов находилось $1,65 млрд.
Но, в отличие от Узбекистана, Украина выпадает из обоймы тех государств, для которых деньги этих фондов - и крупных частных арабских корпораций - сейчас доступны. «Чтобы в Украину начал вкладывать суверенный фонд благосостояния Кувейта, Киев сначала должен показать, что с ним может эффективно работать частный кувейтский бизнес», - говорят, к примеру, в посольстве Кувейта.
Пока наша страна этому требованию не удовлетворяет, ведь даже на частном уровне сотрудничество с арабскими странами идет с большим скрипом. Арабский бизнес, как и весь остальной бизнес в Украине, страдает от колебаний валютного курса в нашей стране, непосильного налогообложения, высокого уровня коррупции и жалуется на высокие политические риски. «Кроме того, египетские инвесторы были недовольны качеством подготовки украинских кадров и жаловались, что для успешного ведения их агробизнеса в Украине им приходится привозить сюда своих арабских специалистов», - говорит Екатерина Кардаш. Наконец, чтобы уверенно чувствовать себя на украинском рынке, арабскому бизнесу не хватает банков, работа которых сопоставима с нормами шариата. Вернее, таких банков до недавних пор у нас не было вовсе. А для реализации масштабных инвестпроектов многим арабским инвесторам необходим многочисленный средний класс в государстве. В Украине же его практически нет.
Результат - налицо. Несмотря на очевидный интерес к украинскому рынку и количество делегаций из арабского мира, посещающих нашу страну, за два года Украина закрыла меньше 10 сделок.
Между тем если пойти навстречу арабскому бизнесу, то долго ждать участия арабских инвесторов в украинских проектах не придется. Как рассказывал Халид Джасим Аль-Шамари, временный поверенный по вопросам посольства Ирака в Украине, уже сегодня часть арабских бизнесменов, приезжающих в нашу страну, едут сюда не как самостоятельные инвесторы, а скорее как посредники. Они пытаются наладить здесь контакт, «прощупать» условия для работы и затем привести сюда крупные арабские корпорации. Второй удобный и качественный «мост» к инвестициям арабского бизнеса - посольства этих государств в Украине. Члены арабских дипломатических миссий часто являются представителями правящих партий у себя на родине, а то и вовсе членами правящих семей. К примеру, посол Палестины в Украине Др. Халид Арикат - родственник одного из государственных деятелей своей страны. А значит, сотрудники посольств арабских стран имеют прямой выход на тех, кто принимает решения в их государствах, и могут буквально за руку привести арабские инвестиции в Украину. Так, как сделал это Др. Арикат - он лично привез родственника в Киев для знакомства с украинским бизнесом. И если Киев создаст благоприятные условия для работы бизнеса в Украине, сами арабские посольства быстро донесут информацию об этих изменениях в свои столицы.
Бизнес по законам шариата
Процесс выбора контр-агента арабской компанией включает в себя не только ценовые предложения и анализ бизнеса, но и проверку финансовых показателей этого контрагента, даже если речь идет, скажем, только об экспортно-импортных операциях
(в привычной Украине практике due diligence проводится уже на этапе переговоров о покупке бизнеса).
Нормами шариата арабским компаниям запрещено участие в бизнесе, связанном с азартными играми, алкоголем, и определенными развлечениями. Поэтому арабские компании следят за тем, чтобы в этих сферах не вела свою деятельность и компания в Украине, с которой они сотрудничают.
Этические правила ведения бизнеса запрещают арабским компаниям сотрудничать с контрагентами, каким-либо образом связанными с Израилем.
Исламское право запрещает компаниям начислять или выплачивать проценты, поэтому арабский бизнес не использует в своей работе процентные облигации и денежные кредиты. Вместо этого он использует специальные исламские финансовые инструменты, которые закрепляют долю в общей собственности в определенном активе или интересе, которым обладает эмитент.
Всього компаній-членів | 284 | на 28.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 28.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 28.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 28.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 28.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |