НесЧастная пенсия
Уже в следующем месяце Министерство труда и социальной политики представит правительству новый вариант Концепции развития пенсионной реформы. Наконец-то члены рабочей группы выработали единый подход к внедрению в Украине второго уровня обязательного накопительного пенсионного обеспечения.
Напомним, предыдущий вариант Концепции правительство отправило на доработку еще в марте. Тогда против принятия документа, разработанного профильным министерством, выступил Минфин.
Новый же документ предполагает новый крой пенсионной системы по европейскому образцу. Суть его сводится к отказу от создания накопительного фонда и передачи функций управления пенсионными средствами негосударственным пенсионным фондам. "Предполагается, что накопленные на персонифицированных счетах в Пенсионном фонде средства будут инвестироваться негосударственными пенсионными фондами, которые выберут непосредственно сами работодатели. ПФ будет только осуществлять контроль за их размещением", - рассказала замминистра труда и соцполитики Елена Гарячая.
Кроме того, в первый год работы накопительной системы в НПФ будут направляться только взносы граждан, не достигших 25 лет. Размер отчислений составит 7% заработной платы. "Сумма отчислений будет соответствовать той, как если бы все работающие в возрасте до 40 лет вносили по 2%. Затем к накопительной системе присоединится старшее поколение", - отметила она. По предварительным оценкам, в первый год работы второго уровня в национальную экономику будет привлечено около 2,8 млрд. грн.
Сейчас работодатель платит в ПФ 33,2% от фонда оплаты труда, а работник - 2 5% брутто заработной платы. Согласно предложенной министерством схеме, работник будет платить в НПФ 7% своей зарплаты. На столько же снизятся и отчисления работодателя в ПФ. Но при этом он обязан будет повысить зарплату сотруднику на 5% для компенсации его потерь.
Такой подход ко второму уровню пенсионной системы вызывает, по меньшей мере, недоумение. Ведь изначально главной целью введения накопительного уровня было желание обеспечить дополнительную пенсию тем, кому сейчас 35 40 лет, а теперь они останутся за бортом. Демографические расчеты показывают, что уже к 2025 г. на одного работающего в Украине будет приходиться один пенсионер, что значительно увеличит нагрузку на работающее население.
Чиновники уверяют, что допуск к накопительной системе только молодежи позволит "обкатать" систему - будет собрано много средств и их необходимо качественно инвестировать, а объектов инвестирования на рынке не так много. "А тем, кто выпал из накопительной системы, необходимо предоставить налоговые льготы, чтобы они смогли сами накопить себе дополнительную пенсию. Кроме того, если взносы будут уплачиваться только в пользу тех, кому не исполнилось 25, это означает, что повышение пенсии нынешним пенсионерам перед выборами будет осуществляться за счет остальных работающих граждан", - говорит председатель совета УАИБ Дмитрий Леонов.
Лишение 25 40 летних работающих возможности участвовать в накопительной системе имеет вполне экономическое обоснование - именно эта категория работников наполняет сегодня ПФ. И в свете запланированного поэтапного повышения пенсий фонд просто не может лишиться отчислений этой категории граждан.
Также в Минтруда намекают, что даже при допуске к накопительному уровню всех работающих граждан их отчисления вряд ли достигнут 7%. Напомним, первый вариант концепции предполагал поэтапное увеличение отчислений с 2% до 7%. "В Хорватии было запланировано ежегодно увеличивать отчисления от заработной платы работающих граждан в накопительный фонд до 7 10%, но правительство отказалось от такого решения и сохранило размер взносов на уровне 3 5%. В Украине также существует вероятность того, что дефицит бюджета ПФ и нас поставит в подобную ситуацию", - отмечает госпожа Горячая.
Кто получит деньги?
В Госфинуслуг пока не решили, какие из НПФ будут допущены к работе на втором уровне. "Возможно, ими окажутся только НПФ, вышедшие на уровень диверсификации (НПФ должен выполнять требования по диверсификации по истечении полутора лет после регистрации. А до этого все деньги фонд может держать на депозите в банке. - Ред.). Но если в новые фонды никто не будет нести деньги, они никогда не смогут выйти на уровень диверсификации", - заявил "ЧП" на правах анонимности один из участников НПФ.
Судя по настроениям в Госфинуслуг, отбор НПФ будет жесткий. Скорее всего, к ним будут применяться повышенные требования по части администирования фонда и управления активами. "Из 101 действующего НПФ на уровень диверсификации должны были выйти 49. Реально вышел только 31", - заявил глава Госфинуслуг Валерий Алешин. Это означает, что 2/3 действующих НПФ не выполняют нормативов по размещению пенсионных активов.
Но если сейчас клиенты идут к ним самостоятельно и соглашаются с такой стратегией, то после введения второго уровня пенсионной реформы рынок НПФ ждет передел. Останутся лишь те, кто сможет завоевать доверие у работодателя и обеспечить сохранность и надежность средств. При этом отвечать придется не только перед клиентами, но и перед государством, допустившим фонд ко второму уровню. Например, в Венгрии подобная ситуация привела к уменьшению количества НПФ втрое.
В ГКЦБФР также настроены достаточно жестко. "Мы на год продлили срок выхода на уровень диверсификации для НПФ, которые не выполнили требования. Если они так и не будут выполнены, мы начнем действовать в соответствии с законом, вплоть до ликвидации. Накопленные на счетах такого фонда средства будут передаваться в другие НПФ. Не стоит затягивать этот процесс, деньги должны приносить прибыль", - отмечает член ГКЦБФР Сергей Бирюк.
Деньги должны делать деньги
Отдельный вопрос - объекты инвестирования пенсионных средств и доходность, которую могут предложить НПФ. В условиях низколиквидного украинского фондового рынка разместить даже половину средств, которые планируется аккумулировать в НПФ в первый год работы накопительной системы, будет сложно. В Госфинуслуг намекают, что в других странах при такой ситуации выпускали государственные ценные бумаги. "Большинство национальных рынков шло на снижение доходности, чтобы разместить пенсионные средства. До 80% этих средств вкладывалось в государственные ценные бумаги", - рассказывает господин Алешин. И добавляет, что не надо бояться низкой доходности. В долгосрочной перспективе это обеспечит сохранность средств и защиту от инфляции. Но главное, что средства, размещенные в государственные ценные бумаги, вернуться в национальную экономику и будут направлены на ее развитие. Или, во что более склонны верить эксперты, на латание дыр бюджета в очередной предвыборной гонке.
Господин Бирюк также считает, что не стоит гнаться за сверхдоходностью. "Ни в одной стране мира в первые 15 лет НПФ не давали существенной прибыли ни для экономики, ни для граждан. Практика показывает, что в течение первых шести лет своей работы НПФ только выходят на уровень безубыточности. И если затраты администратора и КУА фиксированы, то, например, вознаграждение торговцу за покупку бумаг может быть каким угодно. Поэтому в первые годы затраты на администрирование очень большие, а взносов не так много", - объясняет он.
Но какой интерес НПФ бороться за участие во втором уровне ПС, если средства будут инвестироваться преимущественно в госбумаги? Как минимум, выгода для фондов может заключаться в том, что они получат доступ к работодателю. А значит, смогут привлечь работников предприятия и членов их семей также в качестве клиентов по добровольным накопительным программам. С другой стороны, статистика на 1 января 2008 г. показывает, что из 55,9 тыс. заключенных контрактов на долю юридических лиц приходится около 26%. Это означает, что сами работодатели не спешат копить на старость своих работников, несмотря на рост количества корпоративных фондов, учредителями которых являются предприятия.
А ждать, что граждане сами массового понесут деньги в НПФ, не приходится. Исследования Института демографии и социальных исследований НАН Украины показывают, что доля накоплений в структуре доходов населения последние три года стремительно снижается. "Если в 2005 г. доля сбережений в доходах граждан составляла 12%, то уже в 2006 м - 9,4%, а по итогам 2007 г. этот показатель снизился до уровня 4,9%. Следовательно, население тратит все доходы на текущую жизнь. А когда 95% зарплаты идет на потребление, перед гражданином стоит нелегкий выбор - отложить на пенсию или потратить на удовлетворение жизненных потребностей. Поэтому необходимо повышать заработную плату. Согласно исследованиям института, рост зарплат работающих граждан по отношению к росту ВВП в Украине ниже, чем в Европе. Это свидетельствует о том, что в Украине уровень эксплуатации работающих намного выше", - отмечает Элла Либанова, замдиректора Института демографии и социальных исследований НАН Украины.
Как выразился Сергей Бирюк, движущей силой пенсионной накопительной системы является топ-менеджмент: "Не сможете заинтересовать топ-менеджмент - пенсионная система не будет работать"
Автор - Лидия Вашесть
http://netin.com.ua/main/print/445/447/452/
Всього компаній-членів | 284 | на 24.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 24.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 24.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 24.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 24.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |