Недостатки налогового администрирования VS инвестклимат

06 грудня 2016
Вадим Медведев, Новое Время, 6 грудня 2016 року

http://biz.nv.ua/experts/medvedev1/nedostatki-nalogovogo-administrirovanija-vs-investitsionnyj-klimat-310095.html

Законопроект по улучшению инвестиционного климата направлен на решение наиболее насущных проблем налогового регулирования для всех категорий налогоплательщиков.

Этот законопроект существенно уменьшает административное бремя на налогоплательщиков и направлен на упрощение ведения бизнеса. Впрочем, важным вопросом остается концептуальная реформа фискальных органов Украины.

Очередной пакет изменений к налоговому законодательству, подготовленный Министерством финансов Украины, получил довольно красноречивый тезис в названии «по улучшению инвестиционного климата в Украине». Сможет ли этот проект оправдать эту претензию и облегчить жизнь для инвесторов? Позиция Американской торговой палаты в Украине, которую я вполне разделяю, заключается в том, что предложенный проект как минимум имеет существенные предпосылки для достижения этой цели.

Краеугольным камнем законопроекта есть три крайне важных принципа:

- Прозрачность;

- Равенство; и

- Ограничение дискреции (усмотрения) налоговых органов.

Эти принципы не являются новеллой – это общепринятые принципы публичного администрирования в странах с развитой правовой системой (частично также закреплены в налоговом законодательстве Украины). Соблюдение этих принципов позволяет обеспечить эффективное выполнение функций публичного управления, обеспечивая защиту прав частных лиц.

Ни для кого не секрет, что немало препятствий в нормальной деятельности бизнеса в Украине связаны не с положениями законодательства, как таковыми, а с откровенными злоупотреблениями полномочиями со стороны фискальных органов. Именно поэтому закладка основополагающих принципов публичного администрирования в качестве основной идеи законопроекта по улучшению инвестиционного климата является качественно новым этапом в подходе к реформированию налоговой системы. Эта концепция получила широкую поддержку бизнес-сообщества именно исходя из этой цели.


Каким же образом эта концепция нашла воплощение в предложенном проекте и действительно ли является ее реализация столь важной для бизнеса?

Идея прозрачности заключается в создании трех публичных реестров для предотвращения злоупотреблений при администрировании налогов: (1) Единого сводного реестра заявлений на возмещение НДС; (2) Реестра решений о рассрочке и отсрочке налогового долга; и (3) Реестра налоговых консультаций. Благодаря этому все налогоплательщики будут иметь возможность сравнить подход налоговиков в их случае с тем, как он был применен для других плательщиков. Пространство для предоставления необоснованных преимуществ или дискриминации благодаря этому будет существенно уменьшено.

Необходимо отметить, что законопроект направлен на решение наиболее существенных проблем не только крупного бизнеса, но и тех, с которыми повседневно сталкиваются малые и средние предприятия. Проект не предусматривает необоснованных льгот для отдельных отраслей или категорий плательщиков, что способствует обеспечению “горизонтального равенства” налогоплательщиков. Важным шагом для обеспечения равных условий ведения бизнеса является улучшение процедуры возмещения НДС и невозможность предоставления преференции любым плательщикам при возмещении, что достигается путем создания единого публичного Реестра бюджетного возмещения НДС, а также изменения подхода к выполнению возмещения казначейскими службами.

«Власть имеет свойство развращать. Абсолютная власть развращает абсолютно». Чем больше усмотрение в принятии решения, тем больше вероятность злоупотреблений со стороны государственного органа. Учитывая отсутствие концептуального и системного подхода к реформе фискальной службы, предоставление ей широких дискреционных полномочий никоим образом не способствует надлежащему и справедливому администрированию налогов. К счастью это понимают не только представители бизнеса, но и регулятор – Минфин занял в этом вопросе конструктивную позицию. Законопроект в частности предлагает:

- Установить налоговую накладную, зарегистрированную в системе электронного администрирования как достаточный документ для признания налогового кредита по НДС. Как следствие, налоговые органы не смогут отказывать в признании налогового кредита по накладным, «обеспеченным» средствами в СЭА НДС.

- Установить, что в случае личного подтверждения факта составления налоговой накладной руководителем налогоплательщика, налоговые органы могут отказать в регистрации такой налоговой накладной только по решению суда.

- Забрать полномочия ДФС относительно предоставления Госказначейству заключения о возмещении НДС – все заявления на возмещение НДС автоматически попадают в реестр возмещений после истечения срока проведения проверки.

- Запретить в одностороннем порядке разрывать договор о признании электронных документов.
Указанные предложения могут лишить ДФС существенной части инструментов административного давления на бизнес. Эти положения являются крайне важными для упрощения условий ведения бизнеса в Украине. Мы надеемся, что конструктивные предложения Минфина, изложенные в проекте закона, все же будут приняты Верховной Радой и воплощены в жизнь.

Отдельно стоит отметить создание полноценного электронного кабинета плательщика налогов. Электронный кабинет направлен на уменьшение количества времени для получения налоговой информации (как с точки зрения бизнеса, так и фискальных органов) и облегчения доступа налогоплательщиков к административным услугам. Кроме того, очень важной целью создания электронного кабинета является уменьшение личного общения с представителями фискальных органов и, как следствие, устранения субъективных факторов при предоставлении административных услуг. Это должно улучшить рейтинги Украины с точки зрения легкости ведения бизнеса, а также уменьшить коррупционные риски при выполнении функций фискальных органов.

Таким образом, законопроект по улучшению инвестиционного климата: (1) ограничивает полномочия налоговых органов, в отношении которых было наибольшее количество злоупотреблений; (2) позволяет осуществлять публичный контроль за использованием налоговиками полномочий, относительно которых объективно нельзя установить дополнительные ограничения; и, как следствие, (3) создает более ровные и предсказуемые условия для ведения бизнеса и осуществления инвестиций. В условиях, когда полноценная и концептуальная реформа фискальной службы не осуществляется в течение нескольких лет, такой подход позволяет существенно уменьшить негативные последствия отсутствия реформы и улучшить условия ведения бизнеса в Украине
Данный законопроект является большим шагом государства в улучшении инвестиционного климата.

Впрочем, законопроект не может решить все проблемы фискального законодательства, которые накапливались в течение длительного времени. Мы активно присоединяемся к работе правительства и фискальных органов над другими проектами и будем способствовать обеспечению баланса фискального контроля и легкости ведения бизнеса в будущих инициативах.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 10.10.24
Кількість КУА278на 10.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 10.10.24
Кількість ІСІ1815на 10.10.24
Кількість НПФ*53на 10.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24