Не имей сто рублей, или Когда инвестиции действительно вредят

22 жовтня 2015
Андрей Бычковский, Forbes Україна, 21 жовтня 2015 року

http://forbes.net.ua/opinions/1404233-ne-imej-sto-rublej-ili-kogda-investicii-dejstvitelno-vredyat

Побочные эффекты привлечения стороннего капитала

Понятия «стартап» и «инвестици», как правило, взаимодополняющие. По крайней мере, это можно утверждать, исходя из новостной ленты. Финансирование привлекается на разных этапах жизненного цикла проекта, однако бытует мнение, что именно запуск стартапа должен сопровождаться мощным финансовым толчком очередного бизнес-ангела или венчурного фонда. Поэтому сегодня неопытные предприниматели, не имея отработанной бизнес-модели, собственно продукта и потенциальной аудитории, основной упор делают на привлечение инвестиций «извне». Но действительно ли им нужны деньги?

На ранних этапах стоит сосредоточиться исключительно на продукте и его потребителях. Необходимо «зазубрить» постулат известного американского предпринимателя, «крестного отца Кремниевой долины» Стива Бланка: «Стартап – это поиск повторяемой, прибыльной и масштабируемой бизнес-модели». Стартап – это поиск. И до того момента, пока модель не будет найдена, можно обойтись без инвестиций. Ведь, как правило, настоящий стартапер верит в свою идею, и с горящими глазами и голым энтузиазмом готов работать над ней круглые сутки. Так почему бы на первом этапе не поработать без денег? Инвестиции нужны только тогда, когда такая модель найдена, и можно масштабироваться.

Деньги расслабляют

Конечно, трудно признать то, что лишние средства могут помешать нам жить, однако эффективной работе они не всегда способствуют. Часто случается, что сам факт привлечения инвестиций, еще на начальном этапе, стартапер считает апогеем своего профессионализма. Получив инвестиции на энное количество месяцев «безголодного существования», предприниматель зачастую расслабляется, и перестает уделять должное время проекту.

По этому поводу я разделяю позицию Евгения Сысоева, управляющего партнера AVentures Capital, который считает, что молодым предпринимателям лучше работать с минимальными инвестициями, а по возможности и вовсе от них отказаться. Да, вы будете более «голодным», но и более мотивированным – чем меньше денег, тем усерднее работаете над продуктом, совершенствуя его свойства и стремясь к основной формуле бизнеса: товар – клиент – деньги – товар. Клиент является не только необходимой составляющей этой цепочки, а и самым важным инвестором, так как именно его деньги имеют истинную ценность.

Поэтому получить финансирование – не всегда значит добиться успеха. Инвестиции не гарантируют высокую зарплату, модный офис в центре города и быстрое развитие стартапа. Зато они отягощают молодого предпринимателя колоссальной ответственностью перед инвестором, который, в свою очередь, не будет спешить платить высокий гонорар по простой причине – CEO имеет долю в компании, и его нужно мотивировать растить ценность проекта.

Бумажная волокита

Привлечение инвестиций всегда обременительно. Помимо коворкингов, брейн-стормингов, питчингов, стартапу приходится иметь дело с кучей документов, которые, как правило, готовит сторона инвестора. Инвесторы рисковать не любят, потому вся документация ведется юридическим департаментом фонда. В команде стартапа обычно нет специального человека, отвечающего за юридические аспекты, и молодым предпринимателям частенько приходится «убиваться» ночами над юридическим оформлением документов. Ко всем контрактам и договорам добавьте еще и периодические отчеты – такая работа отнимает много времени и отвлекает от основной деятельности – работы над продуктом.

Американский предприниматель Филип Масиелло считает, что время, самый ценный из ресурсов стартапера, должно тратиться не на убеждение инвесторов, а в первую очередь на продукт и его совершенствование. Потратив два часа на презентацию проекта потенциальному инвестору, команда может получить или не получить финансирование и потерять продукт одновременно. Возможно, именно эти 120 минут могли бы кардинально изменить продукт, и вскоре он развивался бы не на средства инвестора, а на деньги покупателей.

Билл Эрнер, основатель компании Connect Ventures, полагает, что выход на клиента и его финансирование проекта равен подъему раунда венчурных инвестиций. В этих целях незаменимым инструментом остаются краудфандинговые платформы, например, Kickstarter или Indiegogo: стартапер не тратит время на инвесторов, не отвлекается от разработки и одновременно выходит на свою аудиторию.

Неминуемый exit

Чаще всего стартап развивается по такой схеме: разработка прототипа продукта, его масштабирование на рынки, и так называемый exit – продажа доли и выход из компании. Если стартап привлек инвестиции на разработку прототипа, то уже на этом этапе отдает как минимум 20% за очень небольшие деньги, так как оценка компании на начальном этапе очень низка.

 «Неумные деньги»

Привлекая венчурный капитал, стартапер всегда отдает часть компании, а иногда и вовсе теряет контроль над ней. Поэтому, выбирая инвестора, важно попасть на человека опытного и разбирающегося в вашей сфере, или хотя бы такого, который хочет эту сферу понять. Иначе будете иметь дело с «неумными деньгами» непрофессионального инвестора, таким себе жуком-вредителем, который захочет контролировать всё и вся в работе стартапа, будет иметь завышенные ожидания финансовых потоков и просто создавать проблемы, последствия которых могут быть абсолютно непредсказуемыми.

К счастью, у меня есть опыт сотрудничества с «умными деньгами». Украинский, а сегодня и британский стартап Poptop.fm, где я являюсь одним из соучредителей, прошлой осенью получил инвестиции от основателя международной аутсорсинговой IT-компании Ciklum Торбена Майгаарда. Инвестор не только обеспечил нас средствами для выхода и развития проекта в Великобритании, а и дал путевку в жизнь на британском рынке, предоставив нам необходимые контакты и поделившись личным опытом работы на этом рынке.

Безусловно, инвестиции дают немало преимуществ. Однако, как и любые деньги, средства венчурных фондов также оказывают пагубное влияние на стартапера. Западная практика стартапов без привлечения внешних инвестиций должна раскрепостить наших молодых предпринимателей, придать им уверенности в своих силах и стимулировать к развитию бизнеса без сторонней финансовой поддержки. Не стоит быть «содержанцем» венчурного фонда, лучше попытаться справиться без инвестора.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 06.10.24
Кількість КУА278на 06.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 06.10.24
Кількість ІСІ1815на 06.10.24
Кількість НПФ*53на 06.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24