Нацбанк станет отдельным государством

10 липня 2009
Сергей Лямец, "Экономические Известия", №117, 2009

http://www.eizvestia.com/fin/full/4180620

Президент зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №4787, которым предлагает наделить Национальный банк безграничной властью

Документ полностью уничтожает совет НБУ в нынешнем виде, а также исключает любые возможности проверить, чем занимается правление.

«Во исполнение меморандума с МВФ от 30 апреля Украина взяла на себя обязательства по усилению независимости НБУ путем реформирования совета банка, совершенствования принципов и процедуры роспуска, выработки квалификационных требований и критериев незаангажированности членов органов, задействованных в принятии решений»,— говорится в пояснительной записке к документу, подписанной первым замглавы Секретариата президента Александром Шлапаком.

Похоже, документ написали в НБУ. Изложенные в нем пункты очень напоминают многочисленные высказывания чиновников Нацбанка, звучавшие в разное время. Они утверждали, что совет в нынешнем виде не нужен. В случае принятия законопроекта в нынешнем виде в совет смогут войти лишь депутаты, бывшие банкиры или ученые.

«Своим законопроектом президент фактически решает вывести НБУ из-под контроля совета, который так или иначе подконтролен и президенту, и Верховной Раде, а заодно наделить руководство НБУ столь большими полномочиями, чтобы ни правительство, ни парламент не имели возможности влиять на его работу. Сам законопроект был разработан как одно из требований НБУ для усиления его роли на финансовом рынке. Но предлагаемый документ больше призван не усилить роль НБУ, а сделать его государством в государстве»,— отметила аналитик ИФ «Интерфон» Виктория Кернеш.

О выводе НБУ из-под контроля говорят сразу несколько пунктов законопроекта. Например, совет больше не имеет права контролировать выполнение «Основ денежно-кредитной политики». Также он больше не выбирает, какой именно аудитор будет проверять работу правления. Доступ к операциям Нацбанка не будет иметь даже Счетная палата. Ей отвели всего лишь роль контролера над тем, поступила ли годовая прибыль НБУ в бюджет. А свою годовую отчетность Нацбанк теперь не обязан публиковать.

Глава совета НБУ Петр Порошенко не комментировал вопрос урезания полномочий совета. Аналогичным образом он реагировал и в предыдущие месяцы, когда против совета высказывались члены правления Нацбанка. Разумно предположить, что Петру Алексеевичу есть что защищать.

Аналогичным образом отказались от комментариев еще несколько членов совета, назначенные по квотам как президента, так и парламента. Один из них откровенно объяснил, что «не хотел бы светиться по этой теме».

На удивление, в поддержку законопроекта высказался зампред одного из крупнейших банков. «Было время, когда НБУ работал без совета. Изначально в нем собрались бизнесмены, которые благодаря совету получают доступ к телу председателя и стараются преследовать свой интерес. Вообще, совет превратился в такую лоббирующую надстройку, которая только мешает и от которой постоянно приходится откупаться»,— подчеркнул он, уточнив, что имеет в виду услуги и поблажки со стороны правления. По мнению зампреда, совет должен превратиться в научный орган, который должен «макроэкономствовать» и не мешать работать.

Фактически с ним согласен старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк. «В целом предложенные изменения позитивны для банковской системы. В большинстве своем предложенные изменения уменьшают роль совета Национального банка, деполитизируют его, тем самым уменьшая влияние сиюминутной политической конъюнктуры на деятельность НБУ. Такие изменения соответствуют роли, которую центральные банки играют в развитых демократических странах»,— сказал он.

Действительно, в законопроекте есть несколько полезных норм. Например, НБУ будет проектировать Основы денежно-кредитной политики на основании своих данных, а не расчетов Минэкономики, которые всегда отражают политическую волю правительства, а не реальное состояние экономики.

Кроме того, изменениями к Бюджетному кодексу предлагается, что прибыль НБУ должна перечисляться лишь по итогам года и одним траншем, а не ежеквартально. «Авансовое перечисление средств НБУ в госбюджет запрещается»,— также значится в документе. Этот пункт связан с недавним законопроектом, который заставляет НБУ перечислить 10 млрд. грн. прибыли за 2009 г. на финансирование Евро-2012.

«Главная приманка для депутатов в данном законопроекте — повышение полномочий Совета НБУ, половина которого формируется Радой. Впрочем, это повышение полномочий — скорее, видимость усиления совета. На самом деле все ключевые полномочия все равно остаются у правления НБУ. К тому же совет лишают права вето»,— считает экономист компании ASTRUM Investment Management Алексей Блинов. Он считает, что данный законопроект вряд ли получит поддержку текущего состава Рады.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 26.11.24
Кількість КУА278на 26.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 26.11.24
Кількість ІСІ1819на 26.11.24
Кількість НПФ*53на 26.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24