Налоговики посягают на НБУ

14 листопада 2008
Максим Шпаченко, «Экономические известия»

 Фискальное ведомство готовится наполнять бюджет-2009. Налоговики разработали изменения к налоговому законодательству. Если законопроект примет Рада, в обиход войдет юридический термин — «фиктивное предприятие», банковская тайна будет раскрываться без решения суда, а в налоговый залог попадут все активы налогоплательщика.
 Сейчас законопроект об изменениях в налоговом законодательстве рассматривается советом предпринимателей при Кабмине, а на заседание правительства документ могут внести перед Новым годом. Согласно законопроекту, который имеется в распоряжении «і», решение о фиктивности предприятия по иску Государственной налоговой администрации будут принимать суды, после чего госрегистратор в течение одного рабочего дня должен будет лишить юрлицо регистрации.
 Замглавы комитета Рады по вопросам предпринимательства Ксения Ляпина считает, что это неэффективно. «Проблема остается — невозможность доказать фиктивную деятельность предприятия. Как можно доказать, что человек создал ООО без намерения вести предпринимательскую деятельность? Законодательная база не позволяет это сделать»,— сказала «і» госпожа Ляпина.
 Также ГНАУ хочет, кроме информации о юр- и физлицах, получать сообщения об открытии и закрытии банковских счетов. Законопроектом предлагается обязать банки раскрывать тайны и сотрудникам Гостаможни — в части полноты налогообложения внешнеэкономических операций по счетам конкретных лиц. А пункт, запрещающий банкам предоставлять информацию о клиентах другого банка, предлагается исключить. Глава налогово-таможенного комитета Рады Сергей Терехин сказал «і», что эффективность изменений зависит исключительно от их дальнейшего применения. «Но есть риск, что данные о чьих-либо счетах, остатках и долгах могут быть использованы для шантажа или скупки активов»,— уверен господин Терехин. Он отмечает, что банки должны предоставлять информацию о клиентах другого банка, хоть это сейчас и запрещено законом: «Банки знают о недобросовестных заемщиках. А чем отличается риск утраты денег банковской системы от риска утраты налогов?»
 Также ведомство Сергея Буряка замахнулось и на проверку Нацбанка — законопроектом предлагается разрешить налоговикам проводить документальные невыездные проверки, плановые и внеплановые проверки НБУ и его учреждений. Впрочем, принятие этой нормы невозможно, поскольку внутренний аудит своих учреждений проводит лишь НБУ, которому, в свою очередь, Счетная палата проводит аудит один раз в год.
 Несмотря на решение Конституционного суда от 24 марта 2005 г., упразднившее налоговый залог, ГНАУ пытается вернуть его. Документом предлагается распространять право налогового залога на все активы налогоплательщика (которые находятся в его собственности или оперативном управлении) и на активы, на которые он получит право собственности и балансовая стоимость которых не меньше двукратного размера налогового долга. В акт описи включаются только ликвидные активы, которые можно использовать как источник погашения долга. Если налогоплательщик не может или отказывается указать активы, налоговый управляющий делает это самостоятельно. Налогоплательщик имеет право распоряжаться активами и, при согласии ГНАУ, получить право на их лизинг или выкуп.
 В этом, говорит замглавы налогово-таможенного комитета Рады Николай Круглов, ГНАУ взяла за основу принцип кредитования банками: «До отмены этой нормы в налоговый залог попадали все активы налогоплательщика. Но злостный неплательщик все ликвидные активы выводит до налогового залога, а налоговая милиция, которая должна находить эти активы, работает неэффективно. Налоговики требуют эту норму от безысходности, и она им не поможет. По опыту скажу, что от налогового залога всегда было больше проблем».

Автор: Максим ШПАЧЕНКО

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24