Налоговая реформа Яценюка-Билоуса. Как это будет
http://finance.liga.net/economics/2014/9/15/articles/40059.htm
На прошлой неделе глава государственной фискальной службы Игорь Билоус презентовал окончательную редакцию концепции налоговой реформы. Именно эта редакция, как надеется главный налоговик, будет принята на ближайшем заседании Кабмина и внесена на рассмотрение в Верховную Раду.
ЛІГАБізнесІнформ обнародует наиболее важные новации документа.
Сокращение количества налогов и сборов
Из 22 действующих налогов и сборов предлагается оставить девять.
Останутся:
- налог на прибыль предприятий;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизный налог (объединит в себе: сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной когенерационными установками, и экологический налог (с топлива));
- экологический налог (объединит в себе: сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог (кроме топлива) и сбор за специальное использование лесных ресурсов);
- рентная плата (объединит в себе: плату за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за специальное использование воды);
- пошлина;
- налог на недвижимое имущество (объединит в себе: налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и плату за землю);
- единый налог (включая фиксированный сельскохозяйственный налог).
Новации, направленные на увеличение ресурсной базы местных бюджетов
Концепция предусматривает внедрение акцизного налога от реализации через розничную торговую сеть пива, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива, ставка которого устанавливается местными органами власти в размере не более 5% от стоимости реализованной продукции. Предполагается, что новшество позволит в 2015 году дополнительно собрать в местные бюджеты около 8 млрд. грн.
Предлагается также расширить базу налогообложения недвижимости за счет коммерческой недвижимости, а право устанавливать ставку налога предоставить местным органам власти (не более 2% размера минимальной зарплаты (24,36 грн.) за 1 кв. м в год. По подсчетам ГФС, это даст местным бюджетам в следующем году около 2,7 млрд. грн.
Реформа налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка
Предлагается отказаться от применения необлагаемого налогом минимума общей площади жилой недвижимости. Вместо этого, в случае принятия концепции, придется платить за всю площадь начиная с первого метра.
Среди новшеств документа – отказ от дифференцированной ставки налога (1% и 2,7%) и установка на уровне до 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м.
Реформа налога на прибыль предприятий
Плательщики налога на прибыль
По действующим нормам:
- субъекты хозяйствования - юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами;
- управление железной дороги, получающее прибыль от основной деятельности железнодорожного транспорта;
- предприятия железнодорожного транспорта и их структурные подразделения, получающие прибыль от неосновной деятельности железнодорожного транспорта;
- неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и / или доходов;
- обособленные подразделения налогоплательщиков, за исключением представительств;
- юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме и получающие доходы с источником происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Украины;
- постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.
Предлагается:
- субъекты хозяйствования - юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами, кроме:
- бюджетных учреждений;
- общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, пенсионных фондов, целью которых не может быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников таких организаций;
- субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
- юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме и получающие доходы с источником происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Украины;
- постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.
Льготы по налогу на прибыль
Предлагается отменить следующие льготы
Освобождение от налогообложения:
- прибыли предприятий производителей детского питания;
- прибыли Чернобыльской АЭС и прибыли от предоставления международной помощи на обеспечение объекта Укрытие;
- прибыли государственных предприятий Артек и Молодая гвардия;
- прибыли предприятий, применяющих ставку налога на прибыль 0 процентов;
- прибыли предприятий топливно-энергетического комплекса в результате внедрения энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов (в том числе с использованием биологических видов топлива и / или альтернативных видов энергии);
- прибыли дошкольных и общеобразовательных учебных заведений негосударственной формы собственности;
- прибыли предприятий субъектов хозяйствования водо, теплоснабжения и водоотвода в пределах расходов, предусмотренных инвестиционными программами;
- прибыли, полученной от основной деятельности предприятий легкой промышленности;
прибыли, полученной от основной деятельности предприятий судостроительной промышленности; - прибыли предприятий самолетостроительной промышленности;
- льготные ставки налога на прибыль для субъектов индустрии программной продукции и субъектов хозяйствования, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.
Предлагается внедрить льготы для приоритетных отраслей экономики
Освобождение от налогообложения *:
- прибыли, полученной от хозяйственной деятельности по добыче нефти, газа (газового конденсата);
- прибыли предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса;
- прибыли предприятий оборонно-промышленного комплекса;
- прибыли предприятий и организаций, которые основаны общественными организациями инвалидов.
* - Указанные льготы предоставляются при условии направления освобожденной от налогообложения прибыли в развитие собственного производства
Упрощение ведения малого и среднего бизнеса
Действующая упрощенная система налогообложения распространяется на шесть групп плательщиков:
1 группа (физлица с годовым доходом до 150 тыс. грн.) облагается по ставке 1%-10% минимальной зарплаты (МЗП)(12 -122 грн.);
2 группа (физлица с годовым доходом до 1 млн. грн. и количеством нанятых сотрудников до 10) - 2%-20% МЗП (24 грн.- 244 грн.);
3 группа (физлица, до 3 млн. грн., до 20 сотрудников) - 3% дохода в случае уплаты НДС в общем порядке; 5% дохода – без уплаты НДС;
4 группа (юрлица, до 5 млн. грн., до 50 сотрудников) - 3% и 5% соответственно;
5 группа (физлица, до 20 млн. грн) - 5% и 7%;
6 группа (юрлица, до 20 млн. грн) - 5% и 7%.
Предлагается:
1 группа (физлица, до 300 тыс. грн.) - до 10% МЗП;
2 группа (физлица, до 1,5 млн. грн., до 10 сотрудников) - до 20% МЗП;
3 группа (физлица и юрлица, до 20 млн. грн.) - 2% дохода в случае уплаты НДС в общем порядке; 4% дохода – без уплаты НДС;
4 группа (сельскохозяйственные товаропроизводители с долей сельскохозяйственного производства свыше 75%) - от 0,03 % до 1% за 1 га нормативной денежной оценки земли.
Улучшение бизнес-среды
Предлагается на 2015-2016 годы запретить проверки плательщиков единого налога и субъектов хозяйствования, у которых объем дохода за предыдущий (отчетный) год не превышает 20 млн. грн. Проверки таких налогоплательщиков осуществляются исключительно по их заявлению, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса.
Всього компаній-членів | 283 | на 03.10.24 |
Кількість КУА | 278 | на 03.10.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 03.10.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 03.10.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 03.10.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |