Мы перестроим отношения с партнерами
http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1191837
Правительство Юлии Тимошенко, которое еще зимой обещало запустить программу ипотечного кредитования доступного жилья, 13 мая решилось сменить руководство Государственного ипотечного учреждения (ГИУ). Но лишь спустя месяц – 19 июня – новый глава ГИУ Андрей Камуз смог продать облигации на 500 млн грн Ощадбанку. О сотрудничестве с госбанком, который продолжит скупать ипотечные облигации, реформе работы ГИУ и банках-партнерах АНДРЕЙ КАМУЗ рассказал в интервью специальному корреспонденту Ъ РУСЛАНУ ЧЕРНОМУ.
– Кто и почему предложил вам возглавить ГИУ?
– Только премьер-министр имеет право вносить кандидатуру председателя ГИУ на рассмотрение Кабинета министров. Поэтому занять эту должность мне предложила именно Юлия Тимошенко. Если вы знаете работу Кабмина, как правило, там никто ничего не объясняет. Мне было предложено возглавить Государственное ипотечное учреждение, так как в нем были проблемные моменты. С учетом моего опыта на предыдущих местах работы мне эти проблемы понятны, и я принял предложение. В одном из банков я создал департамент по работе с ценными бумагами, который занял четвертое место среди учреждений, работающих с государственными ценными бумагами в ПФТС.
– Вас не смущают обороты ГИУ, которые намного больше, чем у мелких банков, которыми вы руководили раньше?
– Абсолютно не смущают, потому что в работе ГИУ заложены те же принципы, что и в банках. Есть риски, которые нужно уметь оценивать, есть стандарты, которых нужно придерживаться, и есть законодательное поле, регуляторы.
– Чем вас не устроил кадровый состав ГИУ?
– Я не всех заместителей уволил. Остался Валерий Пудрик. А два других заместителя решили уволиться по собственному желанию, что было удовлетворено Кабмином.
– Вы планировали в прошлую пятницу продать облигации сразу на 1 млрд грн. Почему привлечено меньше?
– Нельзя сказать, что рынок неликвиден. Наоборот, на нем достаточно много игроков, которые сконцентрировали большие ресурсы, но не доверяют остальным участникам рынка. Сейчас сложно привлечь деньги даже под бумаги, обеспеченные государственными гарантиями. Поэтому мы считаем положительным даже результат в 500 млн грн. Имеющаяся договоренность с потенциальным инвестором позволяет говорить, что 26 июня мы продадим еще 500 млн грн облигаций.
– Все эти бумаги выкупил Ощадбанк?
– Да. – Разве у него есть столько свободных средств? По какому механизму он получает эти деньги в НБУ?
– Нацбанк сейчас абсорбирует излишнюю ликвидность в банковской системе, и ему нужно куда-то ее распределить. Механизм рефинансирования был достаточно активно использован в прошлом году. Возможности рефинансирования НБУ все еще остаются, но они не такие большие, как кажется. А нашими бумагами, имеющими госгарантии, можно рефинансироваться в Нацбанке. Ощадбанк воспользовался этой возможностью.
– Почему же таким путем не пошел другой госбанк – Укрэксимбанк? – Направленность работы Укрэксимбанка находится больше в плоскости внешних торгово-экономических контрактов. А Ощадбанк имеет очень разветвленную сеть, что позволяет донести наш ипотечный продукт до любой точки страны.
– Вы хотите сказать, что Ощадбанк будет вашим агентом по продаже кредитов ГИУ населению в регионах?
– Не совсем так. Сейчас мы совместно с Минрегионстроем и Минфином прорабатываем новый порядок использования средств, привлеченных под государственные гарантии 2008 года. Этот механизм будет отличаться от описанного в уставе ГИУ.
– Кто несет ответственность за сохранность кредитных средств и достройку жилья?
– Мы отвечаем за привлечение средств, Минрегионстрой – за достройку объектов. Он отбирал объекты не только по принципу степени законченности дома, но и по возможностям застройщиков. Недостроенность на 10% не является превалирующим критерием отбора. Главное – необходимость минимального количества денег на достройку и история успешных проектов у застройщика. Будет приобретаться жилье для достройки согласно постановлению #127. Минрегионстрой уже сформировал список из 465 самых привлекательных объектов, которые не могут быть достроены без содействия государства.
– То есть пока новый механизм не согласован с Кабмином, привлеченные вами деньги не пойдут на кредиты?
– Пока мы получаем по ним доходность, равнозначную той, по которой привлекли средства (12,1%.–Ъ).
– Когда вы согласуете новый порядок? – Я рассчитываю, что Кабмин утвердит его 24 июня. – Какие у вас показатели просроченных кредитов?
– Мы рефинансировали более 6 тыс. кредитов общим объемом 1,066 млрд грн. Благодаря жесткой методике рефинансирования ГИУ просроченных среди них меньше 0,1%. И это включая те, просрочка по которым превышает 60 дней, и которые мы, согласно своим стандартам, просим у банков-партнеров заменить на другие кредиты, соответствующие требованиям ГИУ. Портфель ГИУ очищается, и таким образом поддерживается уровень оплаты доходности по облигациям. С учетом последнего привлечения активы ГИУ составили 2,5 млрд грн.
– Сейчас 76 банков являются партнерами ГИУ, в некоторые из них введена временная администрация НБУ. Какие-нибудь заемщики по программе ГИУ переведены из проблемных банков в резервные – Ощадбанк и Укрэксимбанк?
– Выплачиваются все платежи по кредитам, поэтому механизм перевода клиентов в резервные банки еще не задействовался.
– Но ведь платежи не выходят из таких банков?
– Платежи по кредитам из всех банков, как правило, приходят, а выданное нами банкам рефинансирование под залог имущественных прав – это отдельный вопрос. Проведены переговоры с временными администраторами по поводу реструктуризации долга перед ГИУ, включая депозит в банке 'Надра' (760 млн грн.–Ъ).
– В каких банках 'завис' 1 млрд грн средств ГИУ?
– 'Надра', Укрпромбанк, Родовид Банк и еще одно мелкое учреждение, временный администратор которого принципиально не хотел идти нам навстречу. Он не пропускал к нам платежи, в связи с чем мы добились там смены временного администратора. Хорошо, что Кабмин возьмет на себя проблемы некоторых банков и рекапитализирует их. Для нас это решение многих проблем, потому что мы окажемся первые в очереди на возврат средств.
– Насколько вы измените работу с банками?
– Мы перестроим отношения с партнерами, которые должны будут соответствовать новым требованиям, минимум до конца этого года. Если раньше мы раз в квартал меняли лимиты на банки, то теперь будем это делать раз в месяц. Сами лимиты мы будем устанавливать с гораздо более жесткими коэффициентами.
– Снижение учетной ставки приведет к уменьшению стоимости кредитов для заемщиков ГИУ?
– К сожалению, учетная ставка НБУ в Украине не является такой значимой, как ставка ФРС в США. Каждый банк должен сам найти зависимость от показателей регулятора. Мы рекомендуем банку уровень кредитной ставки, который хотели бы видеть. А человек, который планирует купить квартиру по программе ГИУ, может выбрать удобную ставку среди наших банков-партнеров.
– Почему вы сменили площадку, на которой проводили продажу своих облигаций, с УМВБ на ПФТС?
– Во-первых, для экономии средств. Мы провели анализ существующих в Украине торговых площадок. На УМВБ разместить облигации на 1 млрд грн стоит 70 тыс. грн, на ПФТС – 50 тыс. грн, на "Перспективе" – 2 тыс. грн. Мы бы с удовольствием выбрали "Перспективу", но наши стратегические инвесторы не являются членами этой площадки, поэтому выбрали ПФТС.
– Вы планируете еще выпускать облигации?
– Мы проводим ряд консультаций. В госбюджет будут внесены изменения в части выделения государственных гарантий на выпуск облигаций ГИУ на сумму еще 1 млрд грн.
Всього компаній-членів | 284 | на 26.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 26.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 26.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 26.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 26.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |