Момент Мински для агробизнеса Украины

09 серпня 2016
Алекс Лисситса, Інвестгазета, 8 серпня 2016 року

http://investgazeta.info/blogs/item/725-moment-minski-dlya-agrobiznesa-ukrainy

После Помаранчевой революции на Украину снизошла манна небесная в виде огромного притока инвестиций как прямых иностранных, так и внутренних. Покупалось все: молочные заводы, банки, фермы, газеты... Страна пережила невиданный инвестиционный бум. Благодаря ему, некоторые стали мультимиллионерами, многие – просто разбогатели. При этом правительство абсолютно не предпринимало, каких-либо знаковых реформ и серьезных усилий. Более того. Развернулась коррупционная спираль, невиданных при Кучме или же Кравчуке масштабов. Но реформ никто и не требовал, поскольку в мировой экономике до кризиса 2008 года, используя классификацию выдающегося американского ученого-экономиста белорусского происхождения, Хаймана Мински, доминировали схемы Понци. Они основывались на чистых спекуляциях и финансовых пирамидах невиданных масштабов, где для покрытия не только текущих обязательств, но и процентов по ним брались новые заимствования.

Пять миллиародов за шесть лет

Украинские агрокомпании, как никто другой, смогли достаточно активно воспользоваться средствами на мировых фондовых рынках, размещая там свои депозитарные расписки, акции и облигации. В общей сложности в страну привлекли с 2006 по 2012 год более 5 млрд дол. США. Так называемый, момент Мински, или же полной неплатежеспособности, наступил для многих агрокомпаний Украины в разное время.

Самым ярким примером финансовой пирамиды в украинском агросекторе является компания «Мрия», сумевшая с помощью нарисованных финансовых отчетов, привлечь более миллиарда долларов заимствований, включая деньги даже таких консервативных кредиторов как Международная финансовая корпорация принадлежащая Мировому банку. После «Мрии», «Креатива» и других, инвестор отвернулся от не только от сектора, но и от страны.

Агробизнес самоочистился от финансовых пирамид и нуждается в инвестициях

За это время, агросектор Украины в последние два года почти очистившись от пирамид типа «Мрия» постепенно перешел, используя опять же терминологию Мински, в первую, самую надежную группу заемщиков, которая большинство своих инвестиций финансирует за счет своих же денежных потоков.

Хорошо ли это для сектора? В краткосрочной перспективе однозначно – да, потому как все неэффективные структуры с большой долговой нагрузкой уйдут с рынка и сектор стабилизируется. Но нельзя забывать, что все эти инвестиции за счет ограниченных собственных средств должны окупаться до трех лет, а это в сельском хозяйстве можно сделать только в растениеводстве на экспортно-ориентированных культурах. Потому в долгосрочной перспективе у нас гарантировано возникнут проблемы в таких секторах как молочное и мясное животноводство, где окупаемость проектов больше 7 лет.

Отсутствие капитальных инвестиций в современные перерабатывающие комплексы с соответствующей логистикой так и оставит нашу страну чистым сырьевым и низкотехнологичным придатком, а значит и малопривлекательным объектом на мировом финансовом рынке. Сектору нужны инвестиции сейчас, что бы быть в долгосрочной перспективе конкурентоспособным на мировом рынке.

Какие системные реформы нужны для привлечения инвестиций в агросектор Украины

В отличии от пост-помаранчевого периода мировая экономика сейчас находится совершенно в другой ситуации и инвестировать в агросектор страны с войной, коррупцией и слабым внутренним спросом никто не будет. Что делать? Нужны кардинальные реформы в секторе, а не их иллюзия в виде пиара отмены очередного сертификата или службы. Системные реформы это - земельная, налоговая и регуляторная.

1. Земельная реформа. Несмотря на сопротивление со всех сторон, правительство должно завершить ее продуманным и поэтапным открытием рынка земель сельхозназначения. О деталях можно спорить, но пока этого не произойдёт, - инвестор будет обходить Украину восьмой дорогой.

2. Налоговая реформа. Нужно привести всех товаропроизводителей в независимости от величины земельного банка, объема производства и формы управления к единому знаменателю по уплате налогов. Сектор нужно вывести с тени и создать равные условия для работы всех организационных форм. Установить четкие правила игры на ближайшие 10 лет и наложить мораторий на их изменения. Инвестор хочет это знать.

3. В агросекторе, как нигде, имеется множество противоречивых регуляторных актов, которые решением Кабмина нужно было бы давно упростить, убрать, нивелировать и сделать работу в агробизнесе прозрачной и понятной. За два с половиной года, несмотря на требования бизнеса, никто толком так и не прошелся по всей производственной цепочке «от поля до стола» и не упразднил маразмы украинской регуляторный политики.

Понятно, что дополнительно необходимо провести реформу профобразования, и судов и т.д., но, не проведя три выше обозначенные системные реформы для АПК, на инвесторов надеяться не приходится.

В теории Мински речь идет не только об одном моменте, когда наступает финансовый кризис, а о цикле. Возможен ли возврат инвестиционного бума в Украине 2005-2008 годов без реформы страны? Похоже, руководство страны в это верит. Я – нет.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 09.10.24
Кількість КУА278на 09.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 09.10.24
Кількість ІСІ1815на 09.10.24
Кількість НПФ*53на 09.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24