Миллиарды под соусом

05 березня 2013
Ирина Государская, "Эксперт", №8, 2013

http://expert.ua/articles/23/0/11151/

Уоррен Баффет начал новую охоту за активами. Первая его сделка в нынешнем году, покупка компании Heinz за 28 млрд долларов, уже стала крупнейшей за всю историю существования пищевой индустрии

Четырнадцатого февраля 2013 года Уоррен Баффет, владелец фонда Berkshire Hathaway, официально объявил о покупке H.J. Heinz Company. На пару с Джорджем Поло Леманом, владельцем инвестиционной компании 3G Capital, он покупает крупнейшего мирового производителя кетчупов.

Цена сделки — 28 миллиардов долларов, пять из них — долговые обязательства Heinz, которые будут пролонгированы фондом J.P. Morgan и международной финансовой компанией Wells Fargo. Оставшиеся 23 миллиарда будут выплачены денежными средствами. По словам Баффета, Berkshire и 3G станут равнодолевыми партнерами. Завершение всех формальностей ожидается в третьем квартале 2013 года.

Восьмидесятидвухлетний инвестор сегодня особенно заинтересован в удачных инвестициях, ведь в 2012-м у него было как минимум две сделки, которые принесли ему более 20 млрд долларов убытков (какие именно — не разглашается).

Оракул из Омахи

Осенью 2012 года состояние «Оракула из Омахи» составило 46,5 млрд долларов. Бывали времена и получше. В 2008-м Уоррен Баффет возглавлял список богатейших людей мира по версии журнала Forbes с показателем 62 миллиарда. По его собственным словам, он каждый день принимает сотни писем, факсов, звонков с предложениями купить бизнес. Но откликается на единицы и инвестирует в те сферы бизнеса, которые понимает, то есть может предсказать, как будет развиваться отрасль и что получит игрок на ней в ближайшие пять, десять, даже 20 лет. «Мы не покупаем, когда другие готовы купить; мы покупаем, когда другие готовы продать», — так он объясняет свое поведение.

Баффет любит инвестировать в компании из сектора потребительских продуктов с сильными брендами. В его портфеле — акции Johnson & Johnson, Procter & Gamble, железнодорожной компании Burlington Northern Santa Fe, страховщика Geico, производителя лаков и красок Benjamin Moore, одежды Fruit of the Loom Cos и др. Из «пищевых» бумаг наиболее известные — Coca-Cola, Dairy Queen (производство мороженого), специализирующийся на продаже шоколада See's Candies и пищевой дистрибутор McLane.

В 2010 году Уоррен Баффет осуществил две стратегические покупки на рынке еды. Он приобрел компанию по производству соевого соуса Food Star в Китае, а также предприятие Quero — производителя томатного соуса в Бразилии.

Сегодня Баффет, известный любитель чизбургеров, шутит, что уже хорошо знаком с продукцией Heinz и эта сделка ему по вкусу.

Данная сделка достаточно необычна еще и потому, что традиционно Баффет осуществлял свои покупки в одиночку. А в минувшем декабре Леман пришел к нему с идеей купить Heinz. Компания 3G Capital — малоизвестная фирма с бразильскими корнями. Впрочем, Джорджа Поло Лемана нельзя назвать темной лошадкой. Швед по происхождению, он также удачливый бизнесмен. В рейтинге Forbes Леман занимает 69-ю ступеньку среди богатейших людей мира, его состояние оценивается в 12 млрд долларов. Покупка Heinz для него — отличное дополнение к фастфуд-бизнесу Burger King, часть которого он приобрел в 2010 году (какую именно — коммерческая тайна).

Не хрен, так томат

История компании Heinz началась в далеком 1868-м, когда американец Генри Джон Хайнц со своим другом Клауренсом Нобелем (не родственником основателя знаменитой премии) создали фирму Heinz Noble & Company. Компания торговала хреном. В 1875 году она обанкротилась. Следующая попытка была более успешной. Томатный соус, которым на сей раз занялся предприимчивый американец, хорошо пошел, и его предприятие H. J. Heinz Company показывало завидный рост с самого начала основания в 1876-м.

Сегодня H. J. Heinz Company — мировой лидер по производству кетчупов с показателем 26%, а на американском рынке предприятие держит аж 59% (данные исследовательской компании Euromonitor International). В линейке продукции пищевого гиганта есть приправы, замороженные продукты, супы, полуфабрикаты, а также детское питание для различных возрастных групп. В 2012 году доход компании достиг 11,64 млрд долларов. Настоящим драйвером ее роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион, где продажи в прошлом году выросли примерно на 11%.

В планы Heinz на ближайшие пять лет входит вдвое увеличить продажи продукта на развивающихся рынках, прежде всего в Азии и Южной Америке. И недавние приобретения Баффета могут обеспечить синергию при реализации этих амбициозных планов. Если им не помешают, к чему уже есть предпосылки.

Интрига с инсайдом

Как только 14 февраля было официально объявлено о «кетчупных» договоренностях, разразился скандал. Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала расследование возможных инсайдерских торгов акциями Heinz и выяснила, что еще в июне 2012 года неизвестные трейдеры, действовавшие через зарубежный счет, приобрели колл-опционы на покупку бумаг компании. Именно в День Святого Валентина те подорожали на 20% — до 72,5 долларов за бумагу, а стоимость июньских опционов взлетела более чем на 1700%. Прибыль мошенников могла превысить 1,7 млн долларов, но их активы были заморожены.

Подозрения были вызваны тем, что в предыдущие полгода операции с акциями Heinz с того самого счета не проводились. Ведется следствие. Претензий к компании Berkshire Hathaway или 3G Capital пока не никто официально не предъявил.

Кто следующий?

«У меня еще есть огромная сумма для дальнейшего инвестирования», — заявил Уоррен Баффет в интервью американскому телеканалу CNBC сразу после объявления о «кетчупной» сделке.

Аналитики тут же стали прикидывать, какие приобретения последуют за Heinz. Эта компания в последние пять лет показывает в среднем рост доходов на уровне 7,1% в год. В следующие пять лет, прогнозируют на Уолл-стрит, показатель составит примерно семь процентов ежегодно. При этом дивиденды компании держатся на уровне 2,83% и растут на 6,3% в год. Ценные бумаги в портфеле Баффета, которые по своим характеристикам похожи на нынешнюю покупку, — это IBM, Procter & Gamble и Coca-Cola. Компаний, которые могли бы дополнить этот ряд, не так уж много. Прежде всего, это McDonald’s (оборот — 27,6 млрд долл.) и DaVita HealthCare Partners (7 млрд долл.).

Впрочем, есть еще два претендента на то, чтобы быть купленными Баффетом. Это компании Abbott Laboratories и Yum Brands.

Первая — глобальная фармацевтическая компания американского происхождения. Ее продажи в прошлом году достигли 39,9 млрд долларов. Компания вывела много продуктов на быстрорастущие рынки. Например, ее продажи пищевых добавок в 2012 году выросли на восемь процентов.

Вторая — американская сеть ресторанов, созданная в октябре 2007-го путем отделения от корпорации PepsiCo. Основная продукция — блюда из курятины. В 2011 году доход компании составил 12,6 млрд долларов. Она сейчас активно завоевывает китайского потребителя. Однако в прошлом году продукция сети была признана не соответствующей тамошним нормам по содержанию антибиотиков. Поэтому компания прогнозирует падение продаж на 25% в первом квартале 2013 года в этом регионе. Проблема очень большая, ведь Китай успел занять 42% общих доходов Yum Brands.

По большому счету, Баффет будет выбирать между медициной и продуктами.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24