MICEX покупает RTS не для того, чтобы развивать UX

25 лютого 2011
Алексей Сухоруков, FundMarket, 20.02.2011

http://fundmarket.ua/blogs/4d618a3544165/

Биржи всех стран, объединяйтесь!
Фондовый рынок Украины взбудоражен новостями о предстоящем объединении российских ММВБ и РТС. Не прошло и двух лет, как украинский фондовый рынок, благодаря РТС и поддержавшим ее крупным украинским инвестбанкам, начал вылезать из многолетнего застоя. Появилось даже некое подобие конкуренции между биржами, и эта интрига еще больше подхлестывала динамику развития УБ. И тут на тебе – капсоревнование закончилось, толком не успев начаться.

Зато Украина теперь следует мировым тенденциям. Мода на объединение бирж – писк сезона. Перед Западом не стыдно – мы тоже как все. У них, правда, консолидация на международном уровне, а у нас – издержки строительства международного финансового центра в соседней стране. Строители там еще разбираются, что является целью этой стройки, но в качестве фундамента уже, похоже, решено заложить объединенную биржу.

Будет этот центр в Москве или нет, зависит от того, что под ним понимать, но некоторые принципы уже очерчиваются. Мне кажется очень точной оценка ситуации, данная Анатолием Григорьевичем Гавриленко - менее эффективная ММВБ покупает более эффективную и динамично развивавшуюся РТС. Админресурс имеет значение.

А так как к ММВБ вместе с РТС очевидно отойдет и УБ, легко представить, что в не очень далеком будущем ключевые решения по вопросам биржевого рынка Украины будут принимать в Кремле.

Есть ли возможность этого избежать? Давайте попробуем разобраться.

Сколько бирж нужно Украине?
Ну, точно не десять. И даже не три. Я думаю, что и две биржи были нужны разве что для иллюзии конкуренции. Дай бог, чтобы рынок прокормил одну. А это значит, что ни один здравомыслящий инвестор, ни финансовый, ни стратегический, не будет вкладывать серьезные средства в конкурента объединенной УБ-ПФТС. Рыночными методами он свои инвестиции просто не окупит.

Для ММВБ тем более нет никакого смысла развивать УБ и ПФТС параллельно. Поэтому в случае объединения ММВБ и РТС, объединение двух бирж в Украине – вопрос времени и распределения полномочий между московскими биржевиками.

Ситуацию может изменить украинское государство. Чтобы создать боеспособного конкурента для объединенной УБ-ПФТС необходимо этого очень сильно захотеть, иметь лишних 20-30 миллионов долларов и команду биржевиков, которым эти деньги можно доверить. Нужно признаться, что ни одно из этих условий на сегодня не выглядит реалистичным. Но даже если все три чуда одновременно свершаться, скорей всего проект все равно провалится по причине недоверия к государственной бирже со стороны участников рынка.

Нужна ли биржа государственной власти?
У Украины практически не было возможности отстоять независимость фондового рынка. Для развития инфраструктуры рынка нужны деньги, а на чем можно было их заработать?

Я много раз думал, почему в России есть суперликвидные акции, а в Украине нет ничего даже близко напоминающего акции Газпрома или Сбербанка. С самого начала, украинское государство строило капитализм по весьма специфической модели, в которой власть предержащим было экономически невыгодно наличие регулируемого рынка ценных бумаг. На государственном уровне никто не объяснял людям потенциальную стоимость акций, полученных в ходе приватизации. А зачем? Ведь тогда консолидация контрольных пакетов обошлась бы дороже.

ПФТС до самой продажи оставалась некоммерческой организацией, которая не имела денег на развитие и не была заинтересована их заработать. Ее концепция рынка котировок позволяла как можно дольше оттягивать во времени справедливую оценку стоимости предприятий.

Хотя может я и преувеличиваю роль ПФТС в процессе первоначального распределения частной собственности. Вполне возможно, что в кабинетах власти просто никто не вглядывался в мизерный биржевой рынок. И ПФТС жила себе на своем микро-уровне, ни как не влияя на макро-события. Поэтому государству было плевать, кто купит ПФТС, купит ли вообще, и что он с ней дальше будет делать. А тот, кто купил, и сам теперь не знает.

Что делать с ПФТС?
Вариантов объединения ПФТС и УБ не так много – либо закрыть одну из них, либо пытаться их как-то сливать.

Самое сложное решение – пытаться обменять 40% в УБ и 50% в ПФТС на контрольный пакет в объединенной бирже. Хоть с точки зрения построения вертикали власти это самый очевидный путь, но одновременно самый долгий, дорогой и неэффективный. Могут захотеть сэкономить.

Из двух бирж можно выбрать ту, где у ММВБ больше доля, (ПФТС) и закрыть вторую, в которой доля может показаться недостаточной, (УБ). Но тогда нужно будет как-то перетащить бизнес из УБ в ПФТС. Участники рынка скорей всего будут сопротивляться, но куда они денутся с «подводной лодки». Процесс не сложный, но может занять какое-то время и оставит осадочек у остальных акционеров УБ.

Намного быстрее и дешевле - просто закрыть ПФТС. Рынок ничего не потеряет и даже не заметит. Но такой вариант для ММВБ будет означать признание ошибки, совершенной чуть больше года назад. Во-первых, не признают, а, во-вторых, придется скупить на рынке недостающие для контроля 10% акций УБ. Вряд ли захотят инвестировать еще несколько миллионов долларов. Опять же проблема - куда девать полторы сотни акционеров ПФТС? Они скорей всего захотят или выкупа акций или обмена их на акции УБ.

Критерии оценки правильности решения будут выбирать не в Украине, но все же – давайте пофантазируем, какое из возможных решений наиболее выгодно украинцам?

На мой взгляд, для рынка выгоднее развивать то, что развивается, то есть УБ. Но в капитал ПФТС влито 10 миллионов долларов. Что их теперь отдавать обратно в Москву? Есть вариант намного лучше – сделать из ПФТС капитализированный клиринговый банк с функциями центрального контрагента. Это был бы просто идеальный сценарий для участников украинского рынка. Но вот только кто их теперь спросит?

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 03.10.24
Кількість КУА278на 03.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 03.10.24
Кількість ІСІ1815на 03.10.24
Кількість НПФ*53на 03.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24