Мартин Райзер: «Плохой банк — плохая идея для Украины»
http://eizvestia.com/fin/full/4182392
Особенности взаимоотношений Украины и Всемирного банка
Недавно Всемирный банк выделил Украине $400 млн. на развитие финансового сектора. Директор украинского офиса ВБ Мартин Райзер рассказывает о том, когда Национальный банк введет временные администрации в банки, которые не смогут выдержать норматив адекватности капитала, и объясняет, почему ВБ может отказать Украине в выделении второго транша кредита.
Вопрос: Прошел год после банкротства Lehman Brothers, которое ознаменовало начало острой фазы кризиса и начало кризиса в Украине. Как вы думаете, ждет ли нас вторая волна экономического кризиса в мире и Украине?
Ответ: Ситуация в стране, как и прежде, будет серьезно зависеть от того, что будет происходить в мире. Последние сигналы, которые подает мировая экономика, показывают, что ситуация улучшается и рынки восстанавливаются. Безусловно, если эта тенденция будет устойчивой, это окажет позитивное влияние и на ситуацию в Украине. Но правительство должно еще многое сделать, чтобы негативные новости из-за рубежа не оказывали такое серьезное влияние на местную среду. Прежде всего речь идет об условиях для рекапитализации банков, причем не только за счет бюджета, но и за счет частных акционеров. В ближайшее время коммерческие банки ощутят всю серьезность веса проблемных долгов на своем балансе, и будут вынуждены доформировывать дополнительные резервы, что повлечет необходимость в увеличении капитала. Стратегические инвесторы захотят защитить свой бренд и сеть, и поэтому будут заинтересованы в предоставлении дополнительного капитала. Но они также захотят обеспечения того, что правила одинаковы для всех, а регулирование является прозрачным и происходит «на расстоянии вытянутой руки». И, конечно же, как и все инвесторы, они захотят увидеть надежную и последовательную макроэкономическую политику.
В: Сейчас официальный курс гривни, по которому банки пересчитывают свой валютный кредитный портфель в гривни для определения потребности в капитале, на 10% ниже рыночного курса. И Всемирный банк, и МВФ настаивают на том, что отклонение между рыночным и официальным курсом не должно быть больше 2%. В этом случае потребность банков в капитале резко увеличится. Зачем это ВБ?
О: Одним из условий сотрудничества Украины с МВФ является переход к плавающему курсообразованию, при котором НБУ должен удерживать официальный курс близко к рыночному и не создавать возможностей для спекуляций. Но сейчас ключевым вопросом является определение реальной рыночной цены валюты и факторов, которые влияют на этот курс. В первую очередь это фактор доверия к финансовой системе — и уровень этого доверия зависит от проводимой валютной политики и ее корректности. Если официальный курс отличается от рыночного, это также влияет на доверие к системе. Относительно требований к адекватности капитала — действительно, у нас есть договоренность с НБУ, что банки должны выйти на адекватности капитала 10% на конец 2009 г. И если к указанной дате этого не произойдет, применять к банкам меры воздействия. Мы будем настаивать на таком подходе, потому что скорейшее восстановление стабильности финансового сектора невозможно без адекватно капитализированной банковской системы.
В: Вы думаете, Нацбанк добьется такой адекватности капитала в системе? 15 крупнейших банков еще в конце минувшего года дали обещание НБУ увеличить капитал до 1 июня 2009 г., и до сих пор не сделали этого…
О: Сейчас договоренности между акционерами банков и Нацбанком предусматривают, что нормативная адекватность капитала будет достигнута до конца текущего года. Если нет — НБУ должен будет принимать меры, включая возможность введения в банки-нарушители временных администраций.
В: Однако ни регулятор, ни акционеры банков не заинтересованы в таком сценарии событий.
О: Почему нет? НБУ заинтересован в стабилизации банковской системы и в ее адекватной капитализации. Если договоренности между Нацбанком и Всемирным банком не будут выполнены, Всемирный банк откажется предоставить очередной кредит развития для Украины (речь идет о втором кредите по программе содействия финансовому сектору).
В: Как вы оцениваете результативность программы по рекапитализации коммерческих банков? Не стала ли монетизация государственных бумаг, помещенных в капитал проблемных банков, одной из причин для роста курса доллара — ведь отозванные из рекапитализированных банков депозиты клиенты активно направляли на покупку валюты?
О: Если мы говорим о восстановлении доверия в финансовом секторе, то у правительства нет другого шанса сделать это, кроме как национализировать проблемные банки. Для того чтобы управлять влиянием данного процесса на ликвидность, нужно разработать четкие планы ликвидности для всех государственных рекапитализированных банков. Кроме того, НБУ может использовать другие методы стерилизации для управления ликвидностью, такие как операции на открытом рынке или выпуск депозитных сертификатов.
В: Поддерживаете ли вы политику Кабмина, отказывающегося рекапитализировать банк «Надра» и Укрпромбанк якобы из-за нежелания брать на бюджет их внешние долги? В чем здесь проблема? Ведь Национальный банк ежемесячно продает $1 млрд. кредитных средств МВФ банкам, которые гасят свои внешние обязательства, а валютный долг ложится на бюджет. Таким образом, в обоих случаях происходит перекладывание коммерческого долга на государство.
О: Программа сотрудничества с МВФ не имеет своей задачей перевести коммерческий долг в государственный. Задача МВФ — вернуть доверие к украинской финансовой системе, которое выражается в количестве пролонгаций внешних займов иностранными кредиторами. Причем уровень пролонгации (roll-over) сейчас достаточно высок — около 75% от выданных займов. Именно в этом причина улучшения ситуации с платежным балансом. Понятно, что часть кредиторов желают уйти, и деньги МВФ служат подушкой безопасности при таком сценарии развития событий. Я вас уверяю, что если бы МВФ приостановил сотрудничество с Украиной, произошел бы резкий скачок спроса на валюту, и курс гривни мог бы легко упасть до двузначных значений против доллара.
В: А что делать с банком «Надра» и Укрпромбанком?
О: Относительно Укрпромбанка, в принципе, принято решение передать его обязательства и часть активов в другой банк, а не рекапитализировать. Причина, почему нужно сначала реструктуризировать внешние долги, заключается в том, что если этого не сделать, они станут суверенными обязательствами, и мы, по сути, будем полностью выручать иностранных кредиторов за счет налогоплательщиков. Поэтому нужно сначала реструктуризировать эти долги, а потом уже рекапитализировать банки. В случае с частными коммерческими банками, когда они получают доступ к валюте для того, чтобы расплатиться по своим внешним обязательствам, они все равно используют свои собственные ресурсы, а не государственные. В этом и состоит разница.
В: В теории — да. На практике — нет, потому что коммерческие банки покупают у НБУ валюту в основном за счет средств рефинансирования.
О: Рефинансирование проводится только под залог, поэтому оно защищено.
В: Каковы предложения Всемирного банка в отношении того, что делать с активами проблемных банков, которые попадут под ликвидацию или санацию?
О: Наши предложения сводятся к двум подходам. Первый — обычная ликвидация проблемных банков, при которой возникает лишь проблема наполнения Фонда гарантирования вкладов для своевременных выплат вкладчикам. Сейчас НБУ имеет возможность выдать кредит ФГВФЛ для пополнения его денежных запасов, и такой подход может быть легко применен. Однако это достаточно долгий путь. Поэтому мы предлагаем применять ликвидацию только к небольшим, несистемным банкам.
В отношении же крупных банков должен действовать второй подход, который заключается в переводе живых активов и обеспеченных ими пассивов в здоровые банки. Передача активов может осуществляться через аукционы: к примеру, если у банка есть депозиты на сумму 100 грн. и активы на сумму 80 грн., то Минфин проведет тендер, на котором заинтересованные стороны будут предлагать свою цену за этот пакет активов. Разницу между максимальной ценой активов, предложенной покупателем, и объемом передаваемых ему пассивов покроет Минфин — добавив в пакет ОВГЗ. Если объем пассивов соответствует размеру активов, ничего платить не нужно, и Минфин передаст этот пакет желающему банку.
В: Где будут происходить торги этими пакетами активов и пассивов?
О: К сожалению, площадки для торгов сейчас нет, и в этом — серьезная проблема. Потому что решения о передаче активов должны приниматься очень быстро, буквально за ночь,— есть предложение передавать пакеты активов и пассивов в т.н. bridge bank (переходной банк). В качестве такового мы видим один из стабильных госбанков, который и будет осуществлять операции по дальнейшему размещению здоровых активов и пассивов среди коммерческих банков.
В: А как должен быть построен т.н. санационный банк?
О: В Украине есть некая путаница между идеей переходного банка (bridge bank), который в законе называется санационным банком, и идеей так называемого плохого банка (bad bank).
Сейчас я говорил именно о переходном банке (bridge bank). Мы не рекомендуем правительству создавать плохой банк, потому что велика вероятность злоупотреблений и коррупции при работе с плохими активами. Плохой
банк может работать в других странах, но для Украины это плохая идея.
В: Определено ли, какие вклады попадут в пакеты со здоровыми активами, а какие останутся в банковских оболочках, подлежащих ликвидации? Не произойдет ли так, что в здоровые банки будут переданы только гарантированные вклады до 150 тыс. грн., а более крупные депозиты будут возвращены только после процедуры ликвидации?
О: Это будет решение правительства в каждом конкретном случае. Но так как задача бюджета — преодолеть кризис с наименьшими потерями, это не исключено.
Кредиты Всемирного банка
19 февраля 2009 г. Всемирный банк (ВБ) заявил о готовности выделить в течение ближайших 12 месяцев до $750 млн. для рекапитализации украинских банков и около $1 млрд. на инвестиции в инфраструктуру. При этом о прямой поддержке государственного бюджета (как уже было с кредитами ВБ) речь тогда не шла.
23 марта Всемирный банк подписал с украинским правительством, Европейской комиссией, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) совместную декларацию по итогам международной донорской конференции по модернизации украинской газотранспортной системы.
7 апреля ВБ решил предоставить Украине кредит в размере $400 млн. на 30 лет с пятилетним льготным периодом в рамках проекта «Улучшение автомобильных дорог и безопасности движения». $300 млн. будет направлено на реконструкцию участка дороги M-03 «Киев — Харьков — Довжанский» от Борисполя до Лубнов, $100 млн. — на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автодорог государственного значения на аварийно опасных участках.
27 апреля управляющий директор ВБ Нгози Оконджо-Ивела заявил, что Всемирный банк готов увеличить масштабы сотрудничества с Украиной.
17 сентября Всемирный банк утвердил выделение Украине $400 млн. первого транша в рамках программы реабилитации финансового сектора. Кредит будет предоставлен на 30 лет с пятилетним льготным периодом.
Всего с 1992 г. Всемирный банк утвердил предоставление Украине 38 займов и четырех грантов на общую сумму $6,1 млрд. Это примерно треть всех финансовых ресурсов, предоставленных Украине международными финансовыми организациями.
Мартин Райзер — гражданин Германии, директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове. Работает в Киеве. До приезда в Киев занимал должность главы представительства ВБ в Узбекистане (2003-2006 гг.). До этого работал директором по стратегии и аналитике ЕБРР (2002-2003 гг.), был редактором годового Доклада о процессе перехода ЕБРР. Имеет степень доктора экономических наук, полученную в Кильском университете (Германия; 1992-1996 гг.), и магистра в области экономики развития, полученную в Лондонской школе экономики (1991-1992 гг.). Широко публиковался в научных журналах на темы, посвященные международной экономике, фондам микрофинансирования и проблемам переходных экономик. 41 год, женат, воспитывает четверо детей.
Всього компаній-членів | 284 | на 27.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 27.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 27.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 27.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 27.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |