Мартин Райзер: мы готовы оказывать финансовую помощь

15 березня 2010
Юрий Панченко, "Коммерсантъ-Украина", №44, 2010

http://kommersant.ua/doc.html?DocID=1337270&IssueId=7000393

Всемирный банк (ВБ) подготовил для нового правительства список реформ, реализация которых выведет экономику Украины из кризиса. От выполнения этих рекомендаций зависит и выдача двух кредитов ВБ на покрытие дефицита госбюджета. О проблемах, стоящих перед экономикой, и путях их решения корреспонденту Ъ ЮРИЮ ПАНЧЕНКО рассказал глава представительства Всемирного банка в Украине, Белоруссии и Молдавии МАРТИН РАЙЗЕР.

– В каком состоянии сейчас находится экономика Украины? – Мы надеемся, что в нынешнем году экономика страны начнет возрождаться. Однако темпы восстановления будут зависеть в первую очередь от скорости внедрения реформ, в том числе тех, о которых мы говорим.
– То есть факторы, спровоцировавшие падение украинской экономики в 2009 году, уже неактуальны?
– Мировая экономика в 2010 году будет расти, поэтому международная среда однозначно улучшится. Впрочем, остаются структурные слабости Украины, приведшие к такому глубокому падению экономики. Поэтому мы и говорим о необходимости реформ. Плохая ситуация в фискальной сфере, по-прежнему уязвима банковская система. Эти проблемы и являются приоритетными в ближайшее время.
– Вы рекомендуете начать снижение налога на прибыль. Можно ли это делать при нынешнем состоянии экономики?
– Мы не рекомендуем снижать налог на прибыль здесь и сейчас. Это необходимо делать постепенно, в тот момент, когда это станет разумно и оправданно с точки зрения фискальной политики. Я думаю, что подобные изменения следует проводить не ранее 2011 года.
– Но в Украине и так довольно низкая ставка налога на прибыль, особенно по сравнению с другими странами Евросоюза.
– Правильно, ниже. Однако я уверен, что хорошим принципом налоговой политики является подход, когда на высоком уровне держится не налог на прибыль, а другие сборы, например подоходный. Низкий уровень налога на прибыль позволит удержать высокий конкурентный уровень украинских предприятий, и это может со временем снизить тенизацию экономики.
– Еще одной вашей рекомендацией является борьба с невозвратом НДС. Как вы предлагаете решать эту проблему?
– Сначала необходимо прекратить аккумулирование задолженности по НДС. После чего следует начать возврат, но очень прозрачным способом, чтобы вернуть доверие бизнеса. Размер невозвращенного НДС – проблема, которую нужно решать очень быстро. Но я сомневаюсь, что сейчас существует готовая модель его возврата. Надо показать, что налог будет возвращаться всем предприятиям. Поэтому мы готовы к дискуссии с органами власти об оптимальной модели.
– Что вы предлагаете изменить в госзакупках? – Есть очень четкие международные стандарты системы госзакупок. Существуют модельный закон Европейского центробанка, директивы ЕС. Да, в Украине свои аспекты, связанные с нормами Конституции, полномочиями Кабмина, и все это следует принимать во внимание. Но те люди, которые сейчас работают над новым текстом закона, хорошо знают эти вещи – и мы надеемся, что удастся принять переработанный и хороший закон.
– Большой резонанс вызвала ваша рекомендация увеличить на пять лет срок выхода на пенсию для женщин.
– В течение десяти лет ежегодно повышать эту планку на шесть месяцев – не очень радикальная мера.
– Какой экономический эффект будет иметь такое повышение? – Сразу же его не будет, но громадная экономия будет заметна через пару лет. И это чрезвычайно важная реформа, если вы не хотите, чтобы ваша пенсионная система через несколько лет обанкротилась.
– Но правительство не готово принимать меры, снижающие уровень жизни граждан. Каким образом вы будете отстаивать свои рекомендации?
– Я с вами совершенно не согласен. Дело не в нашем давлении, а в осознании Украины, что проведение реформ является критическим. Такое понимание уже есть и у населения. Вместе мы сможем разработать наиболее разумный путь реформирования. В первую очередь правительству необходимо принять реалистичный бюджет, который станет бюджетом развития; затем – усилить меры по улучшению бизнес-климата, чтобы привлечь инвесторов; и после этого – завершить реабилитацию финансового сектора. Мы планируем работать с новым Кабмином над конкретными предложениями. Если они будут внедряться, безусловно, мы будем оказывать финансовую помощь.
– Что подразумевается под улучшением бизнес-климата: возврат НДС или упрощение процедуры лицензирования?
– Оба аспекта важны. При дерегуляции выигрывают все. Правительство, которое показывает, что серьезно настроено на реформы, бизнес, особенно малый,– благодаря более легкому выходу на рынок (можно создавать новые рабочие места, усиливать конкуренцию). А люди выиграют потому, что усиление конкуренции приведет к снижению цен и росту качества товаров и услуг. Это та реформа, которую можно провести очень быстро.
– В рейтингах Doing Business Украина все время ухудшала позиции, но в последний год был принят ряд мер по упрощению бизнес-климата. Насколько они эффективны?
– Эти законы серьезно улучшили ситуацию. Были снижены требования к капиталу при открытии компаний, введен принцип "молчаливого согласия". Но останавливаться на этом не стоит. Мы считаем, что можно очень быстро снизить требования по лицензированию на 30%, а также гармонизировать ваши стандарты со стандартами ЕС. Я приведу пример: есть постановление Кабмина об отмене сертификации пищевой продукции, которая уже прошла сертификацию в ЕС, или если такая сертификация в ЕС необязательна. Нужно отменять такие вещи. Кроме того, это одно из обязательств Украины, взятых при вступлении в ВТО. Это небольшие шаги, но они дают хороший результат.
– Проведения каких реформ из этого списка Всемирный банк требует от властей в качестве обязательного условия выдачи второго транша кредита на поддержку финансового сектора в размере $350 млн и очередного займа на поддержку политики развития в $500 млн? И когда можно ожидать их выдачи?
– Наши дискуссии с правительством начнутся очень скоро. Я надеюсь, что оба займа будут выданы в течение этого года, чтобы помочь финансированию дефицита бюджета.
– Это означает, что предыдущее правительство не приблизилось к получению этих займов?
– Почему же, закон об улучшении бизнес-климата был принят еще в конце 2009 года, также был сделан ряд шагов по улучшению ситуации в банковском секторе. Но ключевые реформы – принятие закона о госзакупках, модернизация энергетики, улучшение инструментария по стабилизации финансового сектора, раскрытие конечных бенефициариев банков, упрощение системы ликвидации компаний – все еще не сделаны. И эти реформы станут предметом наших переговоров с новым правительством.
– А как отразился кризис на реализации инфраструктурных проектов, финансируемых ВБ?
– Ситуация с реализацией наших проектов остается неудовлетворительной. Она была плохой до кризиса, она не улучшилась во время кризиса, и мы очень надеемся, что она улучшится сейчас.
– В каких проектах больше всего проблем? – Я не хочу обсуждать проблемы конкретных проектов, однако те средства, которые мы дали Украине, либо вовсе не осваиваются, либо осваиваются очень медленно и неэффективно.
– Меньше ли проблем в тех проектах, где вашими партнерами выступают центральные или местные власти?
– У нас существует лишь один проект, где мы работаем с муниципалитетами,– кредитование реформы ЖКХ. И мне приятно отметить, что он начался хорошо. Но я не думаю, что на основании этого можно делать какие-то обобщения.
– Как может измениться стратегия сотрудничества Всемирного банка с Украиной?
– Мы сейчас находимся посреди четырехгодичного цикла стратегии сотрудничества. Ее основные направления остаются теми же, но кризис внес изменения: увеличился спрос на прямую бюджетную помощь, и мы ответили на это кредитом на поддержку финансового сектора; все более важным становится вопрос энергосбережения, поэтому мы готовим новый заем.
– Всемирный банк давно не пересматривал свои основные макропрогнозы. С чем это связано?
– У нас не было достаточного объема данных. Одними из ключевых факторов являются бюджет на 2010 год и возобновление сотрудничества с МВФ. Мы надеемся, что после смены правительства это произойдет очень быстро и мы сможем вскоре обнародовать свои прогнозы.
– Президент подписал закон о повышении акцизов на алкоголь. Насколько это соответствует рекомендациям ВБ?
– Мы рекомендовали повышать акцизы на табак и алкоголь. Это разумно не только с фискальной точки зрения, но и в смысле общественного здоровья. В настоящее время акцизы в Украине не настолько высоки, чтобы опасаться контрабанды или нелегального производства. Мы оставляем в силе свой совет.
– Считаете ли вы целесообразным до окончания кризиса либерализовать внешнюю торговлю, создав зону свободной торговли не только с ЕС, но и с другими странами?
– Большинство стран еще из кризиса 1930-х годов сделали очень важный вывод: самый худший способ выхода из кризиса – перестать торговать и возвести торговые барьеры. В таком случае торговля прекращается, и всем становится плохо.
– В последнее время активно обсуждается возможность вступления Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Что вы думаете по этому поводу?
– Украина является членом ВТО, поэтому мы приветствуем дальнейшую либерализацию ее торговых отношений со всеми странами, в том числе с участниками Таможенного союза. Но либерализация должна совпадать с обязательствами Украины перед ВТО. Об этом президент Янукович говорил в ходе своего визита в Москву, и думаю, здесь он полностью прав.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 30.11.24
Кількість КУА278на 30.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.11.24
Кількість ІСІ1819на 30.11.24
Кількість НПФ*53на 30.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24