Лицензия с тремя известными. И неизвестными

25 лютого 2014
Наталия Трофуненко, "Закон и Бизнес" №7, 2014

http://zib.com.ua/ru/71384-kakie_syurprizi_mogut_pripodnesti_novie_usloviya_osuschestvl.html

Какие сюрпризы могут приподнести новые условия осуществления строительной деятельности?

До сих пор не решена проблема, для выполнения каких работ во время строительства необходима лицензия. Сейчас в законодательной плоскости лицензирования строительства сложилась патовая ситуация, когда субъекты хозяйствования вынуждены следовать не требованиям нормативно-правовых актов, а указаниям должностных лиц.


Склад как место деятельности?

Лицензирование строительной деятельности началось в далеком 1992 году. С тех пор правила игры неоднократно менялись. С 2012-го лицензирование в строительстве осуществляется фактически по декларативному принципу: информация о субъектах хозяйствования подается в произвольной форме, под полную ответственность заявителя. В связи с этим очень важно, чтобы бизнес соблюдал требования относительно подачи достоверных сведений о выполнении им лицензионных условий. На это направлено и постановление Кабинета Министров от 9.01.2014 №7, которым утверждены изменения в Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры (постановление КМ от 5.12.2007 №1396). Оно вступило в силу с 22 января этого года.

В постановлении №7 только три пункта. Первый из них касается объема сведений, которые должны указывать субъекты хозяйствования в заявлениях для получения лицензий. В частности, данные юридических лиц дополнены информацией об электронном адресе предприятия, наличии филиалов, других отделенных подразделений и их местонахождении (хотя раньше эта информация указывалась в дополнениях), а физических лиц - сведениями об электронном адресе, а также в случае наличия мест осуществления заявленной деятельности - об их местонахождении.

Правда, непонятно, что понимается под местами осуществления заявленной деятельности - то ли офис, то ли помещение для хранения строительных материалов. Ведь закон не требует для частных предпринимателей отделенных мест ведения деятельности, а связь с ними осуществляется по адресу их государственной регистрации. Кстати, на данное время уточненная примерная форма заявления на выдачу лицензии на официальном сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции не размещена.


Кому нужна лицензия?

Второе положение, предусмотренное постановлением №7, касается информации об опыте работы организации. Сейчас от заявителя требуется предоставить сведения о строительно-монтажных работах по форме, которая определяется лицензионными условиями осуществления строительной деятельности. Казалось бы, имеем очень незначительное изменение предыдущей редакции постановления №1396. Ведь и до этого предприятия, получавшие лицензию повторно, также подавали данные о перечне объектов и выполненных ими видов работ. Но в постановлении №7 появилось словосочетание "строительно-монтажные работы", которого нет в самом порядке.

Тщательный анализ строительного законодательства показал, что понятие "строительные работы" и "строительно-монтажные работы" в нормативно-правовых актах используются как синонимы. Однако думается, что именно таким способом Правительство хотело очертить круг работ, подлежащих лицензированию. Недаром разд.4 в Перечне работ осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры (приложение к Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденным Министерством регионального развития и строительства от 27.01.2009 №47) называется "4.00.00 Строительные и монтажные работы".

Следовательно, с одной стороны, постановление №1396 предусматривает выдачу лицензий только на возведение объектов архитектуры, которые по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относятся к IV и V категориям сложности. С другой стороны, лицензионные условия не устанавливают конкретные требования относительно лицензирования строительной деятельности в зависимости от категории сложности. Они предусматривают особенности лицензирования в зависимости от классов последствий (ответственности) зданий или сооружений: СС3 - значительные последствия, СС2 - средние последствия, СС1 - незначительные последствия. Из-за этого субъекты хозяйствования вынуждены постоянно соотносить категории сложности объектов с соответствующими классами последствий, руководствуясь опять-таки ведомственным нормативным актом ДБН В.1.2-14-2009.

Более того, фактически должностные лица архитектурно-строительного конт­роля при выдаче лицензий руководствуются не законом, а Информационно-методическим анализом процедуры лицензирования строительной деятельности, размещенным на официальном сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции. В соответствии с ним документы от субъектов хозяйствования на получение, дополнение, переоформление и изготовление дубликатов лицензий или внесение изменений могут приниматься только относительно:

• строительных и монтажных работ (4.00.00);

• работ по монтажу инженерных сетей (5.00.00);

• работ по строительству транспортных сетей (6.00.00).

Причем при условии, что эти работы выполняются в соответствии с классом последствий (ответственности) СС3 (значительные последствия) или СС2 (средние последствия).

Проектные, инжиниринговые, поисковые работы не лицензируются, хотя до сих пор есть в перечне, содержащемся в лицензионных условиях. С этой позицией хотелось бы согласиться, потому что отныне такие работы подлежат сертификации согласно постановлению КМ "Некоторые вопросы профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры" от 23.05.2011 №554. А обязательность получения лицензии при их осуществлении будет означать увеличение количества контрольно-разрешительных процедур для субъектов, работающих в указанных сферах, что обычно не отвечает общему курсу на либерализацию и упрощение условий ведения бизнеса в строительной отрасли.

Дать ответ на главный вопрос: "Какие же строительные работы следует лицензировать?" - попыталась и Верховная Рада. 5 сентября 2013 года внесены изменения в закон "Об архитектурной дея­тельности", касающиеся порядка лицензирования строительной деятельности. В частности, предложено получать лицензию для выполнения работ на объектах ІІІ-V категорий сложности. Поскольку этот акт противоречит одному из основных принципов государственной политики по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности - принципу уменьшения уровня государственного регулирования хозяйственной деятельности, Президент наложил на него вето, закон до сих пор продолжают обсуждать в парламенте.


Проверки без реестров

Третья новелла постановления №7 - закрепление права органов ГАСК на основании обращений юридических или физических лиц проверять достоверность сведений в документах, поданных субъектом строительной деятельности для получения лицензии, и проводить проверку таких документов с использованием общегосударственных реестров. Также преду­смотрена обязанность органа лицензирования вернуть заявителю документы, в которых выявлены несоответствие требованиям законодательства или недостоверные сведения, вместе с соответствующим письменным уведомлением в 10-дневной срок со дня поступления заявления о выдаче лицензии.

Что это означает? То, что инспекция может, например, проверить в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины регистрационные данные лицензиата, в Едином лицензионном реестре - информацию об имеющихся лицензиях, в Государственном реестре физических лиц - налогоплательщиков - данные о специалистах, состоящих с лицензиатом в трудовых (договорных) отношениях и т.п.

Без сомнения, такой шаг является позитивным, ведь способствует борьбе с фальсификацией документов и искажением сведений, которые подаются для получения лицензий в строительстве. Однако думается, что введением указанной нормы можно только частично решить проблему подачи недостоверных данных. С помощью реестров устанавливается наличие специа­листов, выполняющих работы в интересах предприятия, а вот другие сведения (о производственно-технической базе, составе строительной техники и оборудования) проверить невозможно, потому что соответствующих реестров в настоящее время нет.

К сожалению, законодатель не учел, что проблему подачи недостоверных сведений лицензиатами невозможно решить лишь путем предоставления дополнительных прав органу контроля и установления ответственности. Необходимо выяснять причины - почему субъекты хозяйствования прибегают к фальсификациям? Одна из них лежит на поверхности и заключается в содержании самих лицензионных условий.

Анализ последних позволяет утверждать, что они достаточно жестко регламентируют деятельность и требования к субъектам хозяйствования. Например, п.2.2.1 лицензионных условий требует наличия в организационной структуре подразделений и/или специалистов, которые обеспечат выполнение административно-руководящих, производственно-технических, планово-договорных, производственных, юридических и вспомогательных функций и функций контроля качества, промышленной безопасности и охраны труда, ведения и сохранения нормативной и исполнительной документации. Соблюдение этой нормы по силам только большим предприятиям с разветвленной штатной структурой.

А средние и малые предприятия часто не в состоянии иметь в штате отдельного специалиста, отвечающего за юридическое сопровождение, ведение и сохранение нормативной документации, охрану труда и качество выполнения строительных работ. С этой целью привлекают специалистов на договорной основе. Однако п.2.2.1 лицензионных условий не предусматривает подачу других документов, кроме тех, которые подтверждают выполнение этих функций конкретным должностным лицом или подразделением предприятия.


Специалисты узкого профиля

Также непонятна позиция Министерства регионального развития и строительства, которое, прописывая лицензионные условия, достаточно детально определило названия специальностей специалистов, которые должны работать на предприятии, для получения лицензии. Например, п.4.4.2 лицензионных условий предусмат­ривает для выполнения работ по монтажу водопровода и канализации наличие специалиста с образованием по специальностям: "водоснабжение и канализация", "водоснабжение и водоотвод", "сооружения и оборудование водоснабжения и водоотвода". Но специальность может иметь и другое название, что не уменьшает опыта и ценности такого работника. Например, в 1994 году Макеевский инженерно-строительный институт выпускал специалистов по специальности "водоснабжение, канализация, охрана и рациональное использование водных ресурсов", а другое название специальности дает формальные основания констатировать невыполнение квалификационных условий для получения лицензии.

Можно привести и другой пример. Лицензионные условия для предоставления предприятию права на строительство железнодорожных путей, выполнение работ по обустройству железнодорожных путей, земляного полотна, водоотводных и защитных сооружений требует привлечения работников по специальностям: "железнодорожные сооружения, путь и путевое хозяйство", "строительство железных дорог", "пути и путейское хозяйство". Так будет ли соответствовать этому условию выпускник 2008 года Донецкого железнодорожного института по специальности "железнодорожные сооружения и путейское хозяйство"?

Закрепление конкретных специальностей нецелесообразно еще и с той точки зрения, что в советские времена они имели другие названия или одна специальность совмещала несколько направлений, что сегодня не позволяет расценивать специалиста как соответствующего лицензионным условиям.

Может ли субъект строительства рассчитывать на получение лицензии для выполнения работ по автоматизации, если у него в штате работает человек, который имеет специальность "автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте", а лицензионные условия предусматривают наличие профессионала, имеющего диплом по специальности "автоматика и телемеханика"? Можно привести много таких примеров из практики.

Все это указывает на необходимость усовершенствования лицензионных условий. Этого уже долго ждут и Минрегионстрой, и строительный бизнес. Утверждение новых лицензионных условий было запланировано еще на 2013 год, однако так и не состоялось. Будем надеяться, что допущенные ошибки будут исправлены. А до того субъектам хозяйствования следует иметь в виду, что отныне сведения о наемных работниках могут быть проверены, и не прибегать к искажению информации при оформлении лицензий в строительстве.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24