Лайфовый рынок оживает

05 жовтня 2009
Регина Дацюк, "Экономические Известия", №176, 2009

http://eizvestia.com/fin/full/4182805

Падение платежей в страховании жизни замедляется

По итогам первого полугодия премии лайфовых СК упали на 16%, в то время как в первом квартале снижение составило 24%. Участники рынка утверждают, что именно небольшой охват граждан страхованием жизни спас этот вид от большого падения. Немаловажным фактором, повлиявшим на сохранение договоров, стала лояльная политика страховщиков. Компании разрешали клиентам вносить платежи частями, приостанавливать уплату платежей и менять валюту договоров. Корпоративным клиентам страховщики предложили возможность переложить обязанность по уплате взносов на самих сотрудников. Это хотя и снизило размер взносов, но позволило сохранить клиентов.

По оценкам Лиги страховых организаций (ЛСОУ), стабилизация на рынке страхования жизни еще не произошла. «По итогам третьего квартала мы ожидаем падение платежей на уровне 20%. По пессимистическому прогнозу, оно составит 30%. Снижение количества новых договоров составляет 25%. Из-за расторжения текущих договоров страховщики потеряли 7-10% платежей. Основными негативными факторами, влияющими на деятельность страховщиков, оказываются падение курса валюты, ситуация в банковском секторе и отсутствие поддержки государства. Сегодня люди надеются на поддержку со стороны государства, а не страховщиков»,— рассказала Наталья Гудыма, гендиректор ЛСОУ.

Тем не менее лайфовый рынок оказался наиболее устойчивым в кризис. К примеру, в ведении департамента временного администрирования Госфинуслуг из 32 финучреждений находятся три рисковых страховых компании, два НПФ, один администратор, остальные — кредитные союзы, и ни одной компании по страхованию жизни. «Компании по страхованию жизни ведут себя более устойчиво, поскольку занимаются длинными деньгами»,— рассказала Галина Третьякова, директор департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Госфинуслуг.

Действительно, у лайфовых компаний ситуация с резервами куда лучше, чем у рисковых компаний, которые по итогам двух кварталов почти половину активов держали в ценных бумагах, преимущественно в акциях. В случае с лайфовыми СК 35% резервов покрыты депозитами, в том числе 14,3% активов размещены на валютных депозитах. В акциях находится 8% активов, в облигациях — 10,6%.

Но если для рисковых страховщиков ликвидность резервов имеет большое значение, потому они должны быть размещены в наиболее надежные и консервативные инструменты инвестирования, то для лайфовых компаний размещение активов в ценные бумаги не так критично, поскольку на длинных горизонтах инвестирования этот инструмент показывает большую доходность. Стоит отметить, что в отличие от рисковых компаний, которые инвестировали в государственные ценные бумаги всего 0,8%, лайфовые компании за последний год увеличили долю этих бумаг более чем вдвое, до 23,3%. Если раньше эти инструменты считали низкодоходными, такими, что не покрывают размер инфляции, то сегодня их считают наиболее надежным вложением активов.

Не исключено, что если бы не мораторий на возврат вкладов, структура резервов страховщиков могла выглядеть иначе. Но переговоры Госфинуслуг с НБУ не привели к ожидаемому эффекту. «Нам ответили, что они не будут заниматься проблемами небанковского рынка»,— отметила госпожа Третьякова. В комиссии ожидают, что в ближайшее время будет закончено согласование новых правил размещения резервов для лайфовых компаний. Документ позволяет учитывать депозиты, размещенные в проблемных банках, в размере 75%.

Лайфовая перезагрузка

По мнению Павла Царука, бывшего председателя правления СК «ТАС», кризис улучшил качество рынка. «До этого все гнались за количеством премий, а не за качеством продукта. Рынок реструктуризировался. Кэптив с рынка ушел, корпоративных клиентов на самом деле не так много. Нет больше банкострахования, которое всего лишь давало объемы. Но сегодня компании не строят ничего нового, лишь делят то, что уже есть. А нынешние MLM-структуры (многоуровневый маркетинг.— «i») — это угроза для рынка, и их нужно менять, 50% разрывов в MLM — это проблема. Рынок страхования жизни регулируется посредниками, они взвинчивают цены на свои услуги. А посредниками Госфинуслуг вообще не занимается»,— рассказал он.

Не секрет, что до недавнего времени большинство платежей на украинском рынке страхования жизни обеспечивал брокер «Евролайф». После разделения структуры и появления нового брокера EU Life началось соперничество структур. Наиболее распространенным способом мотивации брокера является комиссионное вознаграждение. Война комиссий приводит нередко к тому, что весь первый платеж, внесенный клиентом, компания отдает брокеру в качестве вознаграждения. Это влияет и на размер полученного клиентом в итоге инвестдохода, на размер выкупной суммы и возможность расторжения договора (как правило, в первые два-три года расторгнуть договор с компанией клиент не может).

Согласен с этим и бывший руководитель «KД Жизнь», которая активно сотрудничает с «ЕУ Лайф». «Кризиса в Украине нет. Это экономическая реальность. Дешевых денег больше не будет. А агенты и брокеры думают, что они футболисты и их нужно покупать за большие деньги. А менеджмент компаний не всегда достаточно сильный, чтобы устоять под давлением MLM»,— считает предправления СК «Дельта життя» Павел Норулак.
По мнению страховщиков, кризис усилил борьбу за клиента, и методы этой борьбы не всегда оказываются добросовестными. «Очень часто приходится слышать, что агенты или брокеры порочат репутацию своих конкурентов. Очень плохо, если MLM ориентирован не на качественные продажи, а на развитие собственного бизнеса»,— говорит Оксана Голеншина, предправления «УСГ Жизнь».

Изменились и мотивации для клиентов. По словам представителей рынка, чаще клиенты заинтересованы не в накоплении, а в финансовой защите своей семьи в случае смерти кормильца или получения инвалидности. «Среди корпоративных клиентов преобладают мультинациональные корпорации, для которых страхование является обычной вещью, но и они дополняют свои пакеты рисками «несчастный случай». В кризис мы отметили увеличившийся интерес к страхованию жизни. Нам поступает много запросов, и клиенты рассчитывают снова включить страхование жизни в свои социальные бюджеты со следующего года. Только 5% клиентов отказались и от рискового, и от лайфового страхования в группе компаний «Инго», 35% клиентов нашей компании увеличили свои риски пропорционально росту курса доллара, 20-25% — ввели дополнительные опции к договорам (например, выплата в случае наступления критического заболевания)»,— пояснила Наталья Невядомская, предправления СК «Инго-жизнь».

Новые надежды

«Помочь сбыту лайфовых компаний могут только обязательные виды страхования — обязательное медицинское страхование и пенсионная реформа. Конечно, для этого нужно реформировать финансы государства. Кроме того, страховщикам, кроме закладывания в бюджеты своих операционных затрат, стоит предусмотреть затраты для продвижения реформ. При этом нужно повышать капитализацию рынка, ведь в недокапитализированный рынок не дадут таких социально важных видов страхования»,— советует страховщикам госпожа Третьякова.

В прошлом году страховщики уповали на введение unit-linked, программ, позволяющих клиенту выбирать возможность инвестирования его активов. Страховщики не против поучаствовать в медицинской и пенсионной реформах, но заниматься активным участием, похоже, не спешат. Разработанная Концепция дальнейшего проведения пенсионной реформы не предусматривает возможности участия страховщиков во втором уровне системы. Хотя с приходом в Госфинуслуг Галины Третьяковой участники рынка связывают надежды на изменение концепции реформы. Как известно, госпожа Третьякова еще во время работы на рынке активно отстаивала идею допуска страховщиков к пенсионной реформе на уровне с НПФ.

Повысить капитализацию смогут не все компании. Судя по последним настроениям акционеров страховщиков, результаты лайфового страхования не особенно радуют инвесторов. Примечательно, что за последний год сменилось руководство почти всех крупных лайфовых компаний, а на первую десятку лайфовых страховщиков приходится 81,7% собираемых премий. Покинул лайфовый проект СК «Провідна» Вячеслав Черняховский, Андрей Пикула, сменен предправления СК ALICO AIG Life. Уволился Павел Царук, предправления СК «ТАС», Павел Норулак перешел из компании KD Life в СК «Дельта життя» (контролируется Николаем Лагуном, связана с «Дельта Банком»), по согласованию сторон с должности предправления СК «СЕБ Лайф Юкрейн» ушел Андрей Мицкан. Из «ПЗУ Украина Жизнь» уволен Камиль Гурецкий. Временно отстранен от выполнения служебных обязанностей председатель правления СК «Оранта-Жизнь» Владислав Немировский.

Связана ли такая тотальная смена топ-менеджмента с неоправдавшимися надеждами акционеров, судить не берется никто. Но, несмотря на прогнозы светлого будущего лайфовому страхованию, платежи по этому виду страхования занимают всего 6,4% среди всех чистых премий, собранных в страховании.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 27.11.24
Кількість КУА278на 27.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.11.24
Кількість ІСІ1819на 27.11.24
Кількість НПФ*53на 27.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24